Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе

Оксана Шарова
Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе

Образовательная деятельность по звуковой стороне речи

в старшей

логопедической группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ

СТРАНУ»

(ЗВУК «К»)

Учитель – логопед

ДОУ № 23 «Улыбка»

Шарова О. В.

г. Дубна

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Упражнять в четкости произношения звука «К».

2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.

3. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.

4. Развивать фонематические представления.

5. Согласовывать существительные с числительными «один – одна».

6. Определять позиции звука «К» в словах.

7. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

8. Упражнять в образовании форм Р. падежа мн. числа имен существительных.

9. Продолжать работу с деформированными предложениями.

10. Продолжать учить детей схематично записывать предложение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карта – схема Волшебной страны;

Звуковая карусель;

Картинки с изображением цветов.

Волшебный кубик;

Магнитофон (муз. сопровождение Григ. «Утро»);

Куклы (мальчик и девочка);

Предметные картинки;

Дид. пособие «Цветочки» (для определения звука в словах)

Схемы для составления предложений.

Дети стоят полукругом.

1. Орг. момент.

-Ребята, у нас сегодня праздник! Посмотрите, к нам пришли гости!

2. Сообщение темы занятия.

-Но это не все сюрпризы на сегодня. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в Волшебную страну. А поможет нам в нашем путешествии звук «К».

3. Характеристика звука «К».

-Давайте с вами вспомним, какой это звук? (быстрый, короткий, отрывистый, глухой, твердый (мягкий) – СОГЛАСНЫЙ).

Дети садятся на свои места.

-А чтобы попасть в Волшебную страну нам нужно произнести волшебное заклинание. Закройте глазки и произнесите его.

Дети: КА-КО-КУ-КНА-КНО-КНУ!

(вывешивается карта Волшебной страны)

Логопед: Наши глазки все открылись, мы в Волшебной стране очутились!

(дети открывают глаза).

4. Знакомство с Волшебной страной.

-Вот мы с вами и очутились в Волшебной стране. (рассматривание карты)

-Нам нужно поприветствовать эту необычную страну.

(ребенок читает стихотворение):

«Пусть чудо свершится у нас на пути!

О, мудрая страна, ребят к себе пусти!

Раскрой нам тайны и секреты

И дай всем мудрые советы!»

-В Волшебной стране очень много разных городов. В каждом городе нас ждут испытания, если мы с ними не справимся, мы не сможем передвигаться дальше по стране. И тогда мы не увидим и не узнаем много интересного.

-Так что, ребята, давайте постараемся и выполним все задания.

5. Разгадывание загадок. (в отгадках начальный звук «К»)

-Начнем наше путешествие! И первый город на нашем пути г. Знай! В этом городе живут очень умные и любознательные люди. Чтобы стать гражданином города надо проявить смекалку, уметь отгадывать загадки.

1. «Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи.» (капуста)

2. «Палочка волшебная есть у меня, друзья,

Палочкою этой смогу построить я

Башню, дом и самолет и большущий пароход.» (карандаш)

3.«Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.» (кошка)

4. «Прыгает пружинка - зеленая спинка-

С травы на былинку, с ветки на тропинку.» (кузнечик)

5. «Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко, ребятишек угощу.» (курица)

6. «По ночам во мне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать. Что за штука я… (кровать)

7. «Рыжий молокозавод день жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко переделать в молоко.» (корова)

-Вы замечательно справились с заданием и мы можем идти дальше.

6. Игра: «Собери слово»

-Скажите, из чего состоят слова? (из звуков)

-Правильно. Следующий город «Рассыпанных звуков». В этом городе звуки живут сами по себе. Но нам нужно постараться и собрать слова из этих звуков. Приготовьте «чашечки» (ручки – чашечки)и будьте внимательны.

(логопед произносит звуки, а дети из этих звуков собирают целые слова)

7. Развитие фонематических представлений. (определение позиции звука в словах)

-Вот на нашем пути город «Веселых друзей» В этом городе живут очень веселые люди и в этом городе всегда лето. Но посмотрите, ребята, они грустные. Что же случилось!

-Я, кажется догадалась. Дело в том, что они узнали, что все люди на Земле имеют имена, а у них имен нет. Нам нужно придумать им всем имена, но только те в которых есть звук «К». (дети: Коля, Костя, Катя, Вика, Ксюша, Оксана)

(картинка с «грустными детьми» меняется на картинку с «веселыми детьми»).

-Вот они и заулыбались и опять стали веселыми. И хотят с нами поиграть.

-Больше всего на свете они любят цветы. Они даже свои цветочки катают на каруселях. И для нас они приготовили загадку. Нам нужно отгадать любимый цветок Веселых друзей.

-В каждой кабинке – цветок. Я буду говорить название цветка, а вы назовете первый звук в этих словах. Звуки я буду обозначать буквами. И тогда мы отгадаем загадку. (в кабинках цветы Флокс, Ирис, Астра, Ландыш, Колокольчик, Анютины глазки) Ключевое слово: ФИАЛКА.

-Послушайте название цветка: Ф И А Л К А

-Где спрятался звук «К» в этом слове? (в середине слова)

-А сколько слогов в слове «фиалка», отхлопайте слоги. (три)

-Молодцы! Справились с заданием. А сейчас мы покажем Веселым друзьям как мы умеем находить звук «К» в других словах. У вас на столах лежат карточки – схемы, я буду произносить разные слова, а вы поднимите ту карточку, где услышите звук «К», если звук спрятался в начале слова, вы поднимите карточку, где цветочек стоит перед елочками, если в середине – то цветочек между елочками, а если звук в конце – то цветочек после елочек. Будьте внимательны.

8. Физминутка.

-Попрощаемся с Веселыми друзьями и продолжим наше путешествие.

-Пришли на «лужайку веселых разминок». На этой лужайке всегда отдыхают наши знакомые Веселые друзья, потому что здесь всегда лето. Пойдемте и мы немного отдохнем! (муз. сопровождение Григ «Утро»)

-Посмотрите сколько здесь цветов, какие они красивые. Солнышко греет. А вот и ручеек. Поплещемся в водичке, сполоснем ручки, стряхните водичку с рук.

-А теперь представьте, что мы пчелки. Прилетели на цветочек. Ах, какой красивый, ароматный! Полетели на другой цветочек, понюхали, полетели на третий цветочек.

-Молодцы, пчелки! А из пчелок мы теперь превращаемся в детей! Ребята, солнышко как нас обогрело, давайте мы похвалим солнышко и скажем КАКОЕ? оно. (ласковое, лучистое, яркое, круглое)

-Отдохнули и пора нам в путь! Нас ждет еще много интересного!

(дети садятся на свои места)

9. Согласование имен существительных с числительными (один-одна)

-И следующий город на нашем пути город «Растеряш». В этом городе живут люди которые всегда все теряют. И нас встречают Коля и Ксюша. (выставляются куклы)

-Коля и Ксюша очень часто теряют свои вещи. Посмотрите, они перепутали все картинки и никак не могут их поделить. (на столе разложены картинки)

-И нам нужно им помочь, чтобы продолжить наше путешествие.

-Будьте внимательны! Коле мы должны отдать картинку с изображением того предмета, про который можно сказать «ОДИН», а Ксюше – «ОДНА»

(логопед показывает картинки)

-И так, это – поросенок – как мы про него скажем?

(«один поросенок») Для кого эта картинка? (для Коли)

Картинка кладется возле Коли.

Аналогичная работа со всеми картинками.

-Скажем до свидание Коле и Ксюше и пойдем дальше.

-А сейчас у нас на пути 3 города: г. Мастеров, г. Хвастунишек и г. Фантазеров., а дороги расходятся. Что же нам делать? Куда пойти?

-Я знаю что нам поможет – «волшебный кубик». Мы ведь путешествуем по Волшебной стране. Сейчас мы его подкинем и он укажет дорогу.

(логопед подбрасывает кубик – надпись г. Хвастунишек)

10. Образование формы Р. Падежа мн. числа имен существительных.

-Вот и город Хвастунишек. Вы догадались кто живет в этом городе?

-Да, люди, которые очень любят хвастаться. Я буду «Скромником» и буду говорить, что у меня один предмет, а вы будете «Хвастунишки» и будете говорить, что у вас этого предмета много.

(У меня одна кошка – А у меня много кошек;

У меня один ключ – А у меня много ключей. и т. д.)

11. Работа с деформированными предложениями. Схематичное составление предложений.

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Идем дальше. Кубик нам укажет следующий город. (подбрасываем кубик – г. Фантазеров)

-Вот мы и в городе Фантазеров. И жители этого города придумали для нас задание.

-Они захотели нас запутать. Послушайте, как они говорят: «сидит, кошка, на, окошко». Что они хотели сказать? Ничего не понятно! Потому что у них слова не «дружат». А мы с вами должны «подружить» слова и я думаю у нас получатся красивые предложения. А что такое предложение? (это когда слова «дружат между собой и рассказывают нам о ком-то что-то.)

Сидит, на, кошка, окошко.

Играет, клубок, котенок, с.

Бабушка, в, сидит, кресло.

Клумба, на, цветок, растет.

Упало, с, яблоко, веточка.

Курица, за, гуляет, калитка.

Читает, Коля, книга.

Куст, зайка, под, спрятался.

-А сейчас мы с вами составим схему этого предложения. Приготовьте схемы.

(дети выкладывают схемы предложения)

Аналогичная работа с другими предложениями.

12. Знакомство с буквой.

-На нашем пути еще один город, последний г. Мастеров. В этом городе живут люди, которые «Мастера – на все руки». Они даже делают домики для звуков.

-Вы все знаете, что у каждого звука есть свой домик. Как называется домик для нашего звука «К»? (БУКВА «К»)

-Правильно! Наша буква живет в этом домике. (открываем занавеску – написанная буква «К»)

-Посмотрите, какая она красивая! Давайте мы ее попробуем смастерить. У вас на столах лежит разобранная буква «К», отремонтируйте ее.

-Молодцы! На этом наше путешествие подошло к концу. Нам нужно возвращаться в группу. А чтобы попасть в нашу группу нужно закрыть глазки и произнести заклинание. Помните его?

«КА-КО-КУ- КНА-КНО-КНУ»

Логопед: «Наши глазки все открылись и мы в группе очутились

13. Итог занятия.

-Понравилось вам наше путешествие? Какой звук нам помогал в путешествии?

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Конспект занятия в старшей группе. Темы: дикие животные, безопасность жизни. Конспект занятия в старшей группе учителя-логопеда Дедушкиной Ирины Викторовны. Тема. Дикие животные. Безопасность жизни. Цели. Образовательные:.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе
Опубликовано: 12 октября 2012 в 22:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...