Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Малахитовая шкатулка Хозяйки медной горы»

Ольга Бородина
Конспект образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Малахитовая шкатулка Хозяйки медной горы»

Организационная информация

1. Доминирующая образовательная область : Художественно-эстетическое развитие

2. Вид деятельности детей : - познавательная;

- социально-коммуникативная;

- речевая;

- двигательная.

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности : «Малахитовая шкатулка Хозяйки медной горы»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия: - беседа с детьми, разъяснение;

- использование демонстрационного материала;

- постановка проблемы;

- обсуждение;

- наблюдение;

- поощрение.

Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми 6–7 лет „Малахитовая шкатулка Хозяйки медной горы“» размещена в разделах

3. Интеграция образовательных областей : - социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

4. Возрастная группа: 6-7лет

5. Цель: Развитие музыкального вкуса посредством произведений композиторов и писателей, отражающих самобытность Уральского края.

6. Задачи:

6.1 Образовательные :

- знакомить с творчеством композитора С. С. Прокофьева;

- закрепить знания о богатстве и красоте Уральского края;

- учить различать и передавать характер музыки, средства музыкальной выразительности;

- закреплять знания о народных музыкальных инструментах.

6. 2 Развивающие:

- развивать воображение, ассоциативное и образное мышление;

- развивать певческие навыки в процессе вокально-хоровой работы;

- развивать навыки творческой деятельности, умения самостоятельно действовать;

- развивать способности детей в разных видах музыкальной деятельности.

6. 3 Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своего народа;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

-воспитывать интерес к музыке.

7. Планируемые результаты: - имеет представления о камне малахите;

- имеет представления об истории возникновения балета;

- проявляет желание заниматься музыкальной деятельностью;

- проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

- умеет передавать образы и характер музыки в процессе творческой деятельности.

8. Организация среды для проведения образовательной деятельности : проектор;

- ноутбук;

- фортепиано;

- музыкальный центр;

- презентация русских народных инструментов;

- малахитовая шкатулка;

- имитация пещеры;

- колокольчики;

- детские музыкальные инструменты;

- портрет композитора С. С. Прокофьева;

- записи музыкальных произведений (С. С. Прокофьева «Вальс алмазов», «Огневушка»; «Хозяйка показывает Даниле каменный цветок»; видео - песня «Каменный цветок» Н. и И. Нужиных; «Уральский хоровод», «Серебряное копытце» С. Алешиной и Т. Хатиной; «Ах, вы сени»р. н. м.);

- платочки и шарфики;

- диск балета «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева;

- камешки.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: -знакомство с творчеством композитора С. С. Прокофьева;

- прослушивание произведений из балета «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева: «Танец русских самоцветов», «Катерина следует за Огневушкой-поскакушкой»;

- прослушивание произведения «Огневушка-поскакушка» из «Малахитовой шкатулки»;

- знакомство с песнями «Уральский хоровод», «Серебряное копытце» С. Алешиной и Т. Хатиной;

- знакомство с инструментами, входящими в состав русского народного оркестра;

- коммуникативная игра «Мы в пещере побывали»;

- пальчиковая игра «Волшебный цветок».

Ход занятия.

1. Вводная часть.

1.1Введение в тему.

Дети заходят в зал.

М. рук: Что за гости к нам спешат?

Вижу я своих ребят!

Проходите, - проходят

Становитесь, - образуют круг

Дружно за руки беритесь. – берутся за руки

Все вздохнули, - вдох через нос и выдох

Улыбнулись, - улыбаются, глядя друг на друга

Прямо к солнцу потянулись. – тянутся, поднимая руки вверх

и опускают

На гостей все посмотрели, - разворачивают круг

Звонким голосом запели: Здравствуйте (поют)

М. рук: Что только есть прекрасного на свете

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер,

Про все она нам может рассказать.

1.2. Мотивация деятельности детей.

Звучит музыка колокольчиков

Муз. рук: Что за чудесная музыка. Что она вам напоминает?

- Звучание серебряных колокольчиков.

Муз. рук: Да. Эта волшебная музыка звучит, когда открывается необычный предмет

Это маленький предмет,

Он для брошек и монет.

Для сережек и колец

Что же это за предмет?

- Шкатулка.

(показывается малахитовая шкатулка)

Муз. рук: И правда шкатулка, да не простая, а малахитовая. А что такое малахит?

- Камень-минерал.

Муз. рук: Да, это единственный в мире узорчатый зелёный минерал. Малахит считается «русским камнем». Кто знает, почему?

- (ответы детей)

Муз. рук: Именно в России находится первое месторождение, где добывали крупные куски малахита. Зеленый или зеленовато-голубой уральский малахит— не просто редкий и весьма дорогой самоцвет. Этот камень — национальный символ России. Один из лучших образцов искусства уральских малахитчиков — колоссальная малахитовая ваза-кратер «Медичи» находится в музее «Эрмитаж» г. Санкт Петербурга.

Красотой малахита восхищались художники и писатели. И писатель П. П. Бажов написал сказку, которая называется…

- «Малахитовая шкатулка».

Муз. рук: А кому в сказке принадлежит эта шкатулка?

- Хозяйке медной горы

Муз. рук: У жителей Урала есть Сказанья,

О том, что у седых и старых гор

Хозяйка есть – чудесное созданье,

То девушка, то ящерок ковер…

Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, предстает иногда перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне.

1.3. Целеполагание. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интереса детей.

2. Основная часть.

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

(видео –ящерка)

Хозяйка (запись) : Добро пожаловать, друзья, в мир волшебный мой.

Здесь ожидает встреча вас со сказкой и мечтой.

В мое царство приглашаю и богатством удивлю,

Малахитом всех осыплю и пещеру покажу.

Музыка в пути поможет что - то новое узнать,

Знания приобретете и сюрприз вас будет ждать.

А сопровождать в пути вас будет моя малахитовая музыкальная шкатулка.

(шкатулка и музыка)

М. рук. Готовы отправиться в гости к Хозяйке Медной горы?

Коммуникативная игра «Мы в пещере побывали» («ах, вы сени»)

Вход в пещеру мы нашли - дети идут «топочущим» шагом.

И как ящерки ползли.

Мы ползли, мы ползли,

Вход в пещеру мы нашли.

По пещере мы идём - идут «хороводным» шагом.

И по камешку найдём.

Вот один, - шаг в круг и присели.

Вот другой, - шаг назад и присели.

Осмотрелись мы с тобой. - кружатся.

Мы в пещеру все попали, - качают головой, руки у щек

Сталактиты увидали. - смотрят вверх.

Капля раз, - хлопок вправо.

Капля два,- хлопок влево.

Сверху капает вода. – три хлопка над головой.

Дальше путь мы продолжаем- идут «топочущим» шагом

По пещере мы шагаем,

Озеро мы перейдем

В глубь пещеры попадем.

Вот и попали мы с вами в таинственный мир Хозяйки медной горы.

дети присаживаются на ковер

(загораются фонарики и звучит музыка)

Слушание: «Вальс алмазов» С. С. Прокофьева.

Муз. рук: Как вы думаете, к какому жанру относится эта музыка?

- К танцевальному, это вальс.

Муз. рук: Композитор С. С. Прокофьев, которого давно привлекал богатый и прекрасный Урал, увлекся мыслью воплотить в музыке его красоту, его своеобразные предания, с большой поэтической силой воплощенные Бажовым в «Малахитовой шкатулке». Так в 1948 году был написан балет «Сказ о каменном цветке». Вальс, который прозвучал сейчас, был написан как раз для этого балета и получил название "Вальс алмазов". А что такое балет? Как вы думаете?

- Музыкальный спектакль, где главный - танец.

Муз. рук: Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». И основа балета, как вы правильно сказали - танец. Артисты балета исполняют свои партии под звучание симфонического оркестра. Что же происходит на сцене под эту музыку?

- Танцуют камни-самоцветы.

Муз. рук: Да. Драгоценности оживают, переливаются и причудливо искрятся под эту чудесную музыку.

Этот вальс звучит, когда Данила-мастер попадает в подземное царство - к самой Хозяйке Медной горы. Волшебница показывает ему свои богатства, и Данила-мастер впервые видит волшебный каменный цветок.

(малахитовая шкатулка и музыка Цветка)

Слышите, вновь звучит музыка малахитовой шкатулки - музыка каменного цветка. А мы покажем свои цветы.

Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветок» (на фоне музыки)

Спал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)

Был закрытым, но потом, показался лепесток, (распрямить большой палец)

А за ним его дружок (распрямить указательный палец)

Вот и третий не проспал (распрямить средний палец)

А четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)

Вот и пятый лепесток, (распрямить мизинец)

И раскрылся весь цветок! (пошевелить пальчиками)

Красоту драгоценных камней изображал не только С. С. Прокофьев, но и другие композиторы.

И сейчас мы послушаем песню сестер Натальи и Ирины Нужиных, которая называется «Каменный цветок».

(видео песни-1куплет и припев)

Пение:

Песня «Каменный цветок» - ознакомление и первоначальное восприятие песни.

Муз. рук: О чем говорится в песне?

- О каменном цветке, обладающим неземной красотой, который, если увидишь его, поможет всем стать счастливей.

Муз. рук: А как о нем рассказывает музыка? Какая мелодия?

- Нежная, ласковая, напевная

Муз. рук: Правильно, мелодия песни нежная, плавная, напевная. Такую песню называют лирической, потому что она выражает личные чувства и переживания поющих. Слушая ее, представляешь красоту каменного цветка, желание увидеть его и стать счастливей.

(шкатулка и музыка колокольчиков)

И вновь мы слышим музыку малахитовой шкатулки - звучание колокольчиков.

Изобразим звучание колокольчика.

(обращаю внимание детей на колокольчики)

Колокольчиков много и каждый их них имеет свое звучание.

(показываю)

Упражнение на развитие звуковысотности (по трезвучию и на динамику тихо-громко) :

«Колокольчик» .

Мы тихонечко звеним. Динь-динь-динь

Всюду слышен перезвон. Дон-дон-дон.

Муз. рук: А это музыкальные колокольчики, которые имеют свою нотку. Послушайте.

(поем и играем на колокольчиках)

Распевка «Колокольчики»

Колокольчики звенят динь-динь-динь, динь-динь-динь.

С добрым утром говорят динь-динь-динь-динь-динь!

Всем давно пора вставать динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Просыпайтесь хватит спать динь-динь-динь-динь-динь!

(малахитовая шкатулка и музыка песни)

Муз. рук: О чем говорит нам малахитовая шкатулка? Что вы услышали?

- Музыкальное вступление к песне «Уральский хоровод», композитора Светланы Алёшиной на стихи Татьяны Хатиной.

Песня «Уральский хоровод» муз. С. Алешиной, ст. Т. Хатиной

(поем 1куплет)

Муз. рук: Обратите внимание на скачкообразное движение мелодии (показ, пропоем ее (закрытым ртом, на слог «ля»)

Спинку выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз, вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

(поем 2 куплет)

(и вновь малахитовая шкатулка- ритмический рисунок)

Муз. рук: Малахитовая шкатулка приготовила нам загадку: нужно прохлопать ритмический рисунок и узнать музыкальное произведение.

(прохлопываем без музыки)

Как называется музыкальное произведение?

- Песня «Серебряное копытце» Светланы Алешиной и Татьяны Хатиной.

(появляется картинка)

Муз. рук: Прохлопаем ритмический рисунок еще раз, но уже со словами.

(прохлопываем с пропеванием)

Над Уральскою сторонкой сказка – песенка летит.

И Данилка, и Даренка слышат цоканье копыт.

Подарим всем нашу песню

(поют стоя)

(и вновь музыка шкатулки и изображение огневушки)

Муз. рук: Вход в пещеру Хозяйки медной горы Катерине указывает Огневушка-поскакушка - хозяйка верхового золота. С этой девчушкой мы с вами уже встречались. Какой предстала перед нами она?

- Веселой, задорной, озорной и игривой.

Муз. рук: Вспомните, в исполнении какого оркестра мы слушали это музыкальное произведение?

- В исполнении русского народного оркестра

(презентация русского оркестра, дети называют инструменты)

Муз. рук: Перед вами музыкальные инструменты, выберите инструменты русского народного оркестра (выбирают)

Дополним оркестровое звучание произведения нашими инструментами.

Озвучивание «Огневушки- поскакушки» (игра на музыкальных инструментах)

(видео-хозяйки)

Хозяйка : Я очень рада, что вы, ребята, как и я любите богатства нашей земли.

Вновь вальс алмазов засверкал и приглашает нас на бал.

Самоцветами сверкает, танцевать всех приглашает.

(шкатулка и музыка вальса)

Муз. рук: Перед вами яркие платочки и шарфики, которые подчеркнут красоту ваших самоцветов. Возьмите их и создайте свой неповторимый танец самоцветов.

(вновь звучит музыка вальса)

Танцевальное творчество.

Муз. рук: На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом ты, дружок, не забывал.

(видео-хозяйки)

Хозяйка : Молодцы, ребята! За любовь к родному краю, за знания и бережное отношение к его истории и культуре, примите в дар шкатулку мою любимую. (малахитовая шкатулка)

Край родной вам завещаю, знать, любить его, беречь,

Чтобы рощи зеленели, продолжали речки течь,

Чтоб цветы цвели на клумбах, чтоб скворец весною пел,

Чтобы край родной уральский год от года хорошел!

А, теперь прощайте. Помните Хозяйку Медной горы, почаще ко мне в сказы заглядывайте.

3. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний.

• Что нового вы узнали о малахите? (ответы детей)

• Что интересного для себя открыли?

• Какие чувства вызвала у вас музыка, прозвучавщая на занятии?

Рефлексия (на фоне музыки) :

Муз. р. : А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Какими хорошими чувствами наполнила музыка ваши сердца? (любовью, добротой, теплотой, отзывчивостью, нежностью, искренностью, душевностью и т. д.) Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего маленького сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. Спасибо всем!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка интегративной НОД с детьми седьмого года жизни «К Хозяйке Медной горы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка-детский сад № 411" г. Перми Методическая разработка.

Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы»Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мы познакомились с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова.

Дидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. БажоваДидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова Евгений Пермяк писал, что сказы П. Бажова следует читать вдумчиво, не торопясь, потому что "торопливый читатель напоминает верхогляда грибника,.

Конспект интегрированного занятия с использованием лупы «В гостях у хозяйки Медной горы. Формирование представления о камнях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка» Верхнеуфалейского городского.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «В поисках снежной горы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «В поисках снежной горы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Конспект непосредственно образовательной.

Конспект образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Посадка лука» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20» Конспект образовательной.

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет» Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет». «Буду делать.

Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе «В гостях у хозяйки медной горы» Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе Тема : «В гостях у хозяйки медной горы» Цель: Развивать познавательный.

Лексико-грамматическое занятие «В гости к Королеве Медной горы» Занятие «В гости к Королеве Медной горы» Программное содержание: формировать у детей начальные знаний о неживой природе;.

Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы»Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы» Новогодний праздник "В гостях у Хозяйки Медной горы".Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа "Б", Детский сад №59. Действующие лица:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Малахитовая шкатулка Хозяйки медной горы»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 05:59
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД