МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности «У нас в гостях Алёнушка и Иванушка». Тема: русский народный костюм.

Виктория Исраелова
Конспект образовательной деятельности «У нас в гостях Алёнушка и Иванушка». Тема: русский народный костюм.

Конспект образовательной деятельности «У нас в гостях Алёнушка и Иванушка».

Тема: русский народный костюм.

Образовательные области: познание, художественный труд.

Возраст детей: старшая группа.

Программные задачи: знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма;

Публикация «Конспект образовательной деятельности „У нас в гостях Алёнушка и Иванушка“, Тема: русский народный костюм,» размещена в разделах

-закреплять и расширять, полученные детьми сведения об истории русского народного костюма через полученный практический опыт;

- формировать нравственные качества, помогать устанавливать связь между вещами и людьми их создавшими;

-обогащать лексику новыми словами: порты, штаны, косоворотка; учить детей образовывать притяжательные прилагательные от имени собственного;

-развивать у дошкольников пространственно-образное мышление, концентрировать внимание, развивать мелкую моторику рук;

-вызвать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Материалы и оборудование: рубель, веретено, чесало, прялка и прочая старинная домашняя утварь, ширма, картинки с русской народной одеждой, деревянные ложки, разноцветные клубочки с нитками, пособие «Одень Алёнушку и Иванушку», схемы для моделирования, мнемотаблица «Русский костюм», аудиозапись русской народной песни «Красный сарафан».

Ход занятия

Минутка вхождения в день: игра-состязание, стимулирующая познавательную активность

«Расскажи о мальчике-девочке по заданному слову».

-Поиграем в игру, представимся друг другу.

Ира - игривая, интересная

Даня - добрый, домашний, дружелюбный

Егор - единственный

Лёша - лёгкий

Настя - надёжная, настоящая

Воспитатель обращает внимание на девочку и мальчика, одетых в русские народные костюмы.

-Какие вы красивые, нарядные, а Ира с Егором одеты так необычно сегодня. Вы догадались почему, о чём мы побеседуем, что вспомним? (Ответы детей) - об одежде, о русском костюме.

-Верно! (Беседа-рассказ с детьми с использованием мнемотаблицы).

Мужская будничная одежда состояла из рубахи-косоворотки и штанов (портов). Рубахи были с длинными рукавами, их носили сверху штанов навыпуск. Рубаху-косоворотку украшали вышивкой. Вышивали воротник, разрез на груди, манжеты, низ (подол) косоворотки. Штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, синего или чёрного цвета. Их носили заправленными в обувь. Одежду подпоясывали узким пояском.

Женский костюм-это рубашка (сорочка). Она была длинной до пят, рукава прикрывали руки, были длинными. В ней летом ходили на покос, по дому. Её украшали вышивкой, нитками красного и чёрного цветов (ворот, рукава, подол). А это сарафан. Его надевали сверху рубашки. Мастерицы шили сарафан из ткани чёрного или синего цвета. Подол украшали красным сукном, лентами, бисером, блёстками, золотой тесьмой.

-Важной деталью и женской и мужской одежды был пояс, кушак. Однако он не только украшал костюмы, но выполнял ещё одну значимую роль.

-Расскажи, Алёша, что ты об этом знаешь.

(к нему подвешивали нож, ложку, гребень)

-Да, верно, а ещё к нему прикреплялась специальная сумочка, заменявшая карман.

-Ребята, где в старину хранили одежду?

(в сундуке)

-Правильно. Девушки шили одежду своими руками, украшали её и в сундук складывали.

Предлагаю поиграть в игру «Одень Алёнушку и Иванушку».

(девочки наряжают Алёнушку в сарафан, рубашку, украшают одежду лентами, бусами)

(мальчики одевают Иванушку в косоворотку, штаны, подвязывают пояс)

Одновременно проводится символическая игра «Кто» живёт в твоём сердце».

-Алёнушка какая?— добрая, красивая, нежная, мастерица на все руки.

-Иванушка какой?— честный, смелый, работящий, сильный.

-Дети сейчас мы украсим одежду наших героев. Помогут нам деревянные ложки.

(Девочки украшают одежду Алёнушки бантом).

(Мальчики косоворотку дополняют карманом). Моделирование с помощью деревянных ложек.

Динамическая пауза «Выйди, выйди солнышко»

–Ребята, я предлагаю вам отправиться в прошлое предметов и вспомнить, как они помогали в старину мастерить одежду и ухаживать за ней. Нам помогут разноцветные клубочки. Их подарила мне моя бабушка. Сейчас мы выберем верный путь! Послушайте, что сказывала мне когда-то бабушка:

«Налево пойдешь—в тёмный лес попадёшь, направо пойдёшь – в никуда попадёшь, а прямо пойдёшь -- в старину придёшь».

(Выбираем верный путь и приходим в исторический уголок прошлого).

-Посмотрите сколько здесь интересных старинных вещей. Назовите их.

-Дети: прялка, чесало, валёк (рассказывают о них).

-Сегодня я принесла в нашу горницу ещё один интересный старинный предмет. Это рубель. В старину русские женщины использовали его для глажения белья после стирки. Отжатое бельё наматывали на валёк, раскатывали рубелем и оно выпрямлялось. Рубель ещё использовали как музыкальный инструмент. При игре рубель держат одной рукой за рукоятку, а другой водят вперёд-назад по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Попробуйте поиграть.

- Все эти предметы сделали люди своими добрыми и умелыми руками. Время шло, предметы становились удобнее, лучше, появилась техника. Подумайте и скажите, какая умная машина в наше время (сейчас) заменяет прялку…

--современный ткацкий станок

-А корыто и валёк, что произошло с ними…

--превратились в стиральную машину

-Как изменился рубель, чем сейчас мы его заменили…

--рубель стал утюгом

-Ребята в наше время старинные (рукотворные) предметы можно встретить только в музее.

Продуктивная деятельность.

-Дети, предлагаю превратимся в мастеров-портных и пополнить сундучок наших героев новой одеждой.

Ребята под мелодию песни «Красный сарафан», украшают косоворотки и сарафаны декоративными узорами (ручной труд с элементами аппликации).

Итог занятия. Игра «Веришь - не веришь».

-Ира, веришь ли ты, что девочки на Руси носили косоворотки?

-Егор, а ты веришь, что раньше одежду шили с помощью швейных машинок?

-Веришь ли ты, Алёша, что в древности сарафан гладили электрическим утюгом?

- Аня, ты веришь, что давным-давно девочки носили короткие юбки?

–Даня, веришь, что в старину парни носили шорты?

-Алёша, ты веришь, что мальчики раньше носили кушак?

(дети высказывают свои суждения)

Публикации по теме:

Дидактическая игра с бумажной куклой «Одень куклу в русский народный костюм»Дидактическая игра с бумажной куклой «Одень куклу в русский народный костюм» Автор: Жабина Ирина Ивановна. Игра для детей 5 - 7 лет. Проводится индивидуально и по подгруппам. Можно использовать при изучении темы "Одежда".

Иллюстрации к русским народным сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»Иллюстрации к русским народным сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» Рисование может проводиться в свободной деятельности так как занимает больше отведенного на занятие времени. После прочтения сказки детям.

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «В гостях у Маши и медведя» во второй младшей группе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 190» Конспект непосредственно образовательной.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель:развивать связную речь, речевую активность детей. Задачи: 1) Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

Культурно-досуговая деятельность детей и родителей средней группы «Русский народный костюм»Культурно-досуговая деятельность детей и родителей средней группы «Русский народный костюм» Цель: закрепить и обогатить полученные знания о русском народном костюме. Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре.

Народный костюм Тамбовской губернии. Цель:Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:· Познакомить детей с историей русского народного костюма; с творчеством.

Новогоднее оформление по сказке «Алёнушка и братец Иванушка»Новогоднее оформление по сказке «Алёнушка и братец Иванушка» 2015 год считается по восточному гороскопу годом синей Козы. Поэтому традиционно праздничное оформление связывают с символом года. Для.

Конспект занятия «Русский народный костюм-хранитель истории» Народная культура, её традиции – это связь, память времен и поколений. Большое место в нашей работе в приобщении детей к культурным традициям.

Путешествие сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по линии времени Цель: развитие воображения, формирование способности к выстраиванию логических цепочек. Ход занятия: 1 часть Внести книгу,из которой.

Сценарий музыкальной экологической сказки на новый лад «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Сценарий музыкальной экологической сказки на новый лад "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" для детей старшего дошкольного возраста. Авторы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «У нас в гостях Алёнушка и Иванушка». Тема: русский народный костюм.
Опубликовано: 22 августа 2015 в 22:53
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД