Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Татьяна Дубовская
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Цель: Знакомство детей с традиционными русскими народными праздниками

Задачи:

Образовательные: Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с народной культурой России. Дать детям представления об обычаях и традициях русского народа, пополнить знания о великих христианских праздниках.

Развивающие:

Обогащать духовный мир ребёнка, прививать любовь к истокам русской народной культуры; употреблять в разговорной речи поговорки, «заклички». Обогащение словаря прилагательных, закрепление умения образовывать имена прилагательные от существительных. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.

Воспитательные:

воспитывать уважение и интерес к многовековой культуре русского народа, развивать умение доброжелательного общения со взрослыми и сверстниками. Развивать активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие фольклора, конструирования, музыкальная.

Интеграция областей: «Познавательное развитие» «социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Материалы и оборудование: аудиозапись народных мелодий,

слайды с изображением праздника «Масленица», аудиозапись с пением птиц, блины, чучело, ширмы, горка для прокатывания, снежки, различные виды варенья, розетки для варенья, одноразовые ложечки, салфетки, заготовки для творческой работы.

Ход

Организационный момент: звучит народная мелодия, дети свободно играют в группе, входит воспитатель в русском костюме.

В: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Я пришла к вам с новостями. Коли много гостей, то и много новостей. А новость главная: весна к нам идет, с солнышком, с теплом, с милостью и с радостью. Но по старому обычаю нужно нам Зимушку – зиму проводить. Повиличать её, поблагодарить за коньки – салазки, за елочку красавицу. Завершается зима. День становится все длиннее. Все чаще на небе солнышко светит. А ведь кажется, что мы ее совсем недавно встретили, радовались первому снегу, первым морозцам, любовались снежными узорами. О снеге да о морозе немало пословиц сложено:

-мороз не велик, да стоять не велит

-белое покрывало всю землю покрыло;

В: Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? А как? (имитируют катание на санках под музыкальное аудио сопровождение)

В: А на лыжах ходили? А как? (имитируют ходьбу на лыжах)

В: А на коньках катались? А как? (имитируют катание на коньках)

В: Ну что ребята, будем зимушку провожать, да весну встречать. Эту неделю всю гулять праздник отмечать, нынче праздник - праздник масленица.

Масленица — один из самых старинных и любимых в народе праздников. Празднуют её в конце февраля, начале марта. Ребята,какое другое название имеет Масленица? (ответы детей) Масленица имеет другое название — Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас — помочь прогнать зиму, разбудить природу! Праздник этот веселый, с играми да состязаниями. А кто знает, что в этот праздник делают еще?

(ответы детей: В этот день пекут блины, а ещё делают чучело зимы, носят его по улице, а к вечеру сжигают)

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

В: Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?

Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

В: К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра, капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Вмасленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название и свои забавы.

В:Ребята, а давайте вспомним сколько дней в неделе, и как они называются. (Дети называют дни недели)

(показ слайдов - иллюстраций «Широкая масленица) – дни недели)

В:На этой неделе понедельник называют «Встреча». Встречу масленицы устраивали ребятишки. Забирались на снежную гору и звали Масленицу.

В:а как бы вы её позвали (ответы детей)

В:А я вам предлагаю вот так её позвать. Приезжай ко мне, масленица в гости на горах покататься, да в блинах поваляться (предлагаю повторить закличку 2-3 раза)

(ввозим масленицу) – А вот и Масленица в гости к нам пришла. (обращаю внимание на её наряд)

В:Второй день-вторник называется «Заигрыши». В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины. А как бы вы это делали? (ответы детей)

В:А давайте и мы с вами подойдем к домам, да и попросим блинчиков: «Подайте широкой Масленице (обходим с детьми дома,говорим закличку)

А еще в этот день катались с горы, кто дальше прокатится, у того урожай будет богатый (предлагаю прокатить снежки с горки, у кого прокатится дальше, тот ловкий и сноровистый)

В: Тут среда подходит – «Лакомкой зовется»

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается,

Пироги и блинчики – все на стол мечи!

Да еще приговаривают

Первый блин – комом,

А второй – знакомым,

Третий блин – дальней родне,

А четвертый – мне! (разучить с детьми)

В этот день было принято идти к бабушкам в гости на блины. Что к блинам можно подать? (варенье, мед, сметану).Вот и узнаем, что у нас будет к блинам!

(предлагаю игру «Угадай варенье по вкусу» - умение детей называть варенье, используя прилагательные). Вкусное варенье подано у нас к блинам?

В: В четверг было больше всего развлечений и называется он «Разгуляй или широкий четверг». Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Катались на санях, лыжах. Водили вокруг масленицы хороводы, играли в подвижные игры.

В: Засиделись, чай с утра, веселиться уж пора!

Масленицу величать

Будем петь, плясать, играть!

(предлагаю пройти к масленице, танцуем вокруг масленицы под народную музыку «Блины»)

В:В пятницу бабушки приходили к молодым на блины, попробовать какие вкусные блины у ваших родителей.

В:В субботу собирались одни только женщины и устраивали посиделки. Сколько у них было новостей! Обо всем надо было успеть переговорить, наряды новые посмотреть, да подарками похвастаться.

В: В воскресенье все друг у друга просили прощение за случайные обиды. Проводились проводы Масленицы. Кукла –Масленица в последний день объезжала по деревне.

Когда просили прощение говорили слова «Ты меня прости и я тебя прощаю» и обнимались (предлагаю детям попросить друг у друга прощение)

Обращаю внимание, что на руке у Масленицы находится солнышко, выполненное при помощи атласных лент. Предлагаю сделать солнышко. Подходим к столам,где есть все необходимое для выполнения работы по изготовлению солнышка.

Выполняется работа.

На Руси законом было Зиму щедро провожать,

Всех блинами угощать

Непременно всю неделю Масленицу величать

Не грустить и не скучать!

Звучит русская народная песня «Ой блины, блины, блины»

Угощаю всех блинами.

В:А сегодня, к сожалению,

Наше кончилось веселье

Зиму провожайте,

Да весну встречайте!

дарю детям в подарок чучело Масленицу.

Используемый музыкальный репертуар: русские народные мелодии: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Калинка», «Ах, вы, сени»,, «Пойду ль, выйду ль я», «Ой, при лужке, при лужке»

Публикации по теме:

Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония»Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония» Работая над проблемой «Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников» знакомили детей не только с традициями, культурным.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
  • Грибы
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Широкая Масленица»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 05:33
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...