Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Татьяна Дубовская
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Цель: Знакомство детей с традиционными русскими народными праздниками

Задачи:

Образовательные: Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с народной культурой России. Дать детям представления об обычаях и традициях русского народа, пополнить знания о великих христианских праздниках.

Развивающие:

Обогащать духовный мир ребёнка, прививать любовь к истокам русской народной культуры; употреблять в разговорной речи поговорки, «заклички». Обогащение словаря прилагательных, закрепление умения образовывать имена прилагательные от существительных. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.

Воспитательные:

воспитывать уважение и интерес к многовековой культуре русского народа, развивать умение доброжелательного общения со взрослыми и сверстниками. Развивать активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие фольклора, конструирования, музыкальная.

Интеграция областей: «Познавательное развитие» «социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Материалы и оборудование: аудиозапись народных мелодий,

слайды с изображением праздника «Масленица», аудиозапись с пением птиц, блины, чучело, ширмы, горка для прокатывания, снежки, различные виды варенья, розетки для варенья, одноразовые ложечки, салфетки, заготовки для творческой работы.

Ход

Организационный момент: звучит народная мелодия, дети свободно играют в группе, входит воспитатель в русском костюме.

В: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Я пришла к вам с новостями. Коли много гостей, то и много новостей. А новость главная: весна к нам идет, с солнышком, с теплом, с милостью и с радостью. Но по старому обычаю нужно нам Зимушку – зиму проводить. Повиличать её, поблагодарить за коньки – салазки, за елочку красавицу. Завершается зима. День становится все длиннее. Все чаще на небе солнышко светит. А ведь кажется, что мы ее совсем недавно встретили, радовались первому снегу, первым морозцам, любовались снежными узорами. О снеге да о морозе немало пословиц сложено:

-мороз не велик, да стоять не велит

-белое покрывало всю землю покрыло;

В: Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? А как? (имитируют катание на санках под музыкальное аудио сопровождение)

В: А на лыжах ходили? А как? (имитируют ходьбу на лыжах)

В: А на коньках катались? А как? (имитируют катание на коньках)

В: Ну что ребята, будем зимушку провожать, да весну встречать. Эту неделю всю гулять праздник отмечать, нынче праздник - праздник масленица.

Масленица — один из самых старинных и любимых в народе праздников. Празднуют её в конце февраля, начале марта. Ребята,какое другое название имеет Масленица? (ответы детей) Масленица имеет другое название — Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас — помочь прогнать зиму, разбудить природу! Праздник этот веселый, с играми да состязаниями. А кто знает, что в этот праздник делают еще?

(ответы детей: В этот день пекут блины, а ещё делают чучело зимы, носят его по улице, а к вечеру сжигают)

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

В: Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?

Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

В: К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра, капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Вмасленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название и свои забавы.

В:Ребята, а давайте вспомним сколько дней в неделе, и как они называются. (Дети называют дни недели)

(показ слайдов - иллюстраций «Широкая масленица) – дни недели)

В:На этой неделе понедельник называют «Встреча». Встречу масленицы устраивали ребятишки. Забирались на снежную гору и звали Масленицу.

В:а как бы вы её позвали (ответы детей)

В:А я вам предлагаю вот так её позвать. Приезжай ко мне, масленица в гости на горах покататься, да в блинах поваляться (предлагаю повторить закличку 2-3 раза)

(ввозим масленицу) – А вот и Масленица в гости к нам пришла. (обращаю внимание на её наряд)

В:Второй день-вторник называется «Заигрыши». В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины. А как бы вы это делали? (ответы детей)

В:А давайте и мы с вами подойдем к домам, да и попросим блинчиков: «Подайте широкой Масленице (обходим с детьми дома,говорим закличку)

А еще в этот день катались с горы, кто дальше прокатится, у того урожай будет богатый (предлагаю прокатить снежки с горки, у кого прокатится дальше, тот ловкий и сноровистый)

В: Тут среда подходит – «Лакомкой зовется»

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается,

Пироги и блинчики – все на стол мечи!

Да еще приговаривают

Первый блин – комом,

А второй – знакомым,

Третий блин – дальней родне,

А четвертый – мне! (разучить с детьми)

В этот день было принято идти к бабушкам в гости на блины. Что к блинам можно подать? (варенье, мед, сметану).Вот и узнаем, что у нас будет к блинам!

(предлагаю игру «Угадай варенье по вкусу» - умение детей называть варенье, используя прилагательные). Вкусное варенье подано у нас к блинам?

В: В четверг было больше всего развлечений и называется он «Разгуляй или широкий четверг». Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Катались на санях, лыжах. Водили вокруг масленицы хороводы, играли в подвижные игры.

В: Засиделись, чай с утра, веселиться уж пора!

Масленицу величать

Будем петь, плясать, играть!

(предлагаю пройти к масленице, танцуем вокруг масленицы под народную музыку «Блины»)

В:В пятницу бабушки приходили к молодым на блины, попробовать какие вкусные блины у ваших родителей.

В:В субботу собирались одни только женщины и устраивали посиделки. Сколько у них было новостей! Обо всем надо было успеть переговорить, наряды новые посмотреть, да подарками похвастаться.

В: В воскресенье все друг у друга просили прощение за случайные обиды. Проводились проводы Масленицы. Кукла –Масленица в последний день объезжала по деревне.

Когда просили прощение говорили слова «Ты меня прости и я тебя прощаю» и обнимались (предлагаю детям попросить друг у друга прощение)

Обращаю внимание, что на руке у Масленицы находится солнышко, выполненное при помощи атласных лент. Предлагаю сделать солнышко. Подходим к столам,где есть все необходимое для выполнения работы по изготовлению солнышка.

Выполняется работа.

На Руси законом было Зиму щедро провожать,

Всех блинами угощать

Непременно всю неделю Масленицу величать

Не грустить и не скучать!

Звучит русская народная песня «Ой блины, блины, блины»

Угощаю всех блинами.

В:А сегодня, к сожалению,

Наше кончилось веселье

Зиму провожайте,

Да весну встречайте!

дарю детям в подарок чучело Масленицу.

Используемый музыкальный репертуар: русские народные мелодии: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Калинка», «Ах, вы, сени»,, «Пойду ль, выйду ль я», «Ой, при лужке, при лужке»

Публикации по теме:

Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония»Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония» Работая над проблемой «Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников» знакомили детей не только с традициями, культурным.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Широкая Масленица»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 05:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...