Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее «Чудо-вода»

Людмила Сазонова
Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее «Чудо-вода»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

закрепление знаний детей о свойствах воды: отсутствие собственной формы, вода — это жидкость, не имеет запаха, прозрачная, пар — это тоже вода, вода может растворять предметы, объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации.

Развивающие:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с прозрачной посудой. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде, умение отстаивать своё мнение, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту.

Оборудование: игрушка Капитошка, карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации на тему «Вода», прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтрованая бумага, вещества: сахар, соль, масло растительное, сок, молоко.

Ход образовательной деятельности воспитателя с детьми.

1. Вводная часть.

Воспитатель: - Дети, а вы любите ходить в гости?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Сегодня мы побываем в гостях, в мини-музее «Чудо-вода». Посмотрите, а кто же нас встречает?

Дети: - Капитошка.

Воспитатель: - Дети, Капитошка приготовила для нас волшебное ведёрко, а в ведёрке капельки, а на них загадки. Вот послушайте: люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут.

Дети:- Дождь.

Воспитатель: - Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем, не найдём.

Дети: - Роса.

Воспитатель: - Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.

Дети: - Речка.

Воспитатель: - Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло!

Дети: - Лёд.

Воспитатель: - На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина — у неё теперь ангина

Дети: - Град.

Воспитатель: - Дети, вы догадались, что объединяет все наши загадки?

Дети: - Вода.

Воспитатель: - Правильно, а где в природе можно встретить воду?

Дети: - В морях, океанах, реках, озёрах, родниках, болотах.

Воспитатель: - В реках и озёрах вода без вкуса. Как она называется?

Дети: - Пресная.

Воспитатель:- А чем вода в морях и океанах отличается от воды в реках и озёрах?

Дети: - Она солёная.

Воспитатель: - Правильно, а какую воду для своих нужд использует человек?

Дети: - Пресную.

Воспитатель: - Как вы думаете, кому ещё на земле нужна вода?

Дети: - Растениям, насекомым, животным, птицам.

Воспитатель: - Правильно, без воды всё живое на земле погибнет.

Воспитатель: - Дети, Капитошка хочет с вами поиграть в игру «Хорошо — плохо». Сначала будем отвечать на вопрос «Почему вода — это хорошо?», а потом на вопрос «Почему вода — это плохо».

Воспитатель: - Вода - это хорошо, потому что.

Дети: - Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: - Вода — это плохо, потому что.

Дети: - Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Молодцы, дети. А теперь Капитошка приглашает вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы познакомимся с некоторыми свойствами воды.

Опыт 1. Посмотрите, из стакана с водой я медленно выливаю её на блюдце. Что происходит с водой?

Дети: - Вода течёт, льётся и растекается на блюдце.

Воспитатель: - Правильно. Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: - Вода жидкая.

Воспитатель: - Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А раз вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

Воспитатель: Опыт 2. - Дети, на столе лежит кубик. Если мы опустим его в пустой стакан, положим на стол, на блюдце, изменит ли он свою форму?

Дети: - Нет, в любом месте он останется кубиком, форма не меняется.

Воспитатель: Опыт 3. - Чтобы ответить на вопрос есть ли форма у воды, проведём опыт: будем наливать воду в стакан, блюдце, баночку, бутылочку. Итак, что происходит с водой?

Дети: - Вода принимает форму предмета, в который её налили.

Воспитатель: - Правильно. Значит, вода не имеет собственной формы.

Воспитатель: Опыт 4. - Дети, посмотрите в одном стакане вода, в другом сок. Как можно это проверить?

Дети: - Можно попить, определить по цвету, понюхать, у воды нет запаха. Опыт 5. - Дети, посмотрите в одном стакане вода, в другом молоко. Сейчас мы с вами проведём ещё один опыт. В оба стакана положим ложки. В каком из стаканов ложка видна, а в каком нет?

Дети: - Ложка видна в стакане с водой.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 6. - А сейчас возьмём термос с кипятком и проведём опыт. Что это?

Дети: - Пар.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете пар — это вода? А мы сейчас проверим: поместим над паром зеркало. Что это?

Дети: - Капельки воды, значит, пар — тоже вода.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, к речке мы идём гулять

Мы хотим увидеть рыбок, и лягушек, и улиток

В речке будем мы купаться, и нырять, и кувыркаться

Быстро поплывём, как рыбки, все движенья — без ошибки

Мы по берегу, потом как улитки поползём

Как лягушки мы поскачем, словно лёгкий, звонкий мячик

А потом мы отряхнёмся, дружно за руки возьмёмся

Опыт 7. - Отгадайте загадки и узнаем, что лежит под салфеткой. Белый камень в воде тает

Дети:- Сахар.

Воспитатель: - В воде родится, воды боится

Дети: - Соль.

Воспитатель: - Жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде пенится, брызгается и шипит

Дети: - Масло растительное.

Воспитатель: - Правильно, дети, почему соль и сахар боятся воды?

Дети: - Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если их поместить в воду. Возьмём стакан, нальём в него воду, бросим кусок сахара.

Дети: - Сахар растворился в воде.

Воспитатель: - А теперь насыплем в воду соль.

Дети: - Соль растворилась в воде.

Воспитатель: - Значит, воду можно назвать растворителем. А все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло, что произойдёт?

Дети: - Масло не растворилось, плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Проведя опыты с солью, сахаром, маслом, с каким новым свойством воды мы познакомились?

Дети: - Вода одни вещества может растворять, другие нет.

Воспитатель: - Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

Воспитатель: - Дети, масло осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду?

Дети: - Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: - Да, действительно, такая вода непригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: - Её нужно очистить от масла.

Опыт 8. - Да воду нужно очистить. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды — это обычная салфетка. Вот как работает фильтр. Наливаем масленую воду в стакан с фильтром. Аккуратно убираем фильтр, какая стала вода?

Дети: - Вода стала чистой.

Воспитатель: - Куда делось масло?

Дети: - Масло осталось на фильтре.

Воспитатель: - Мы узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Итог.

Воспитатель: - Дети, человек ни дня не может прожить без воды. Вода — одно из самых удивительных веществ на планете. Что нового вы сегодня узнали о воде?

Дети: - Вода — это жидкость, вода не имеет собственной формы, вода может нагреваться, вода может растворять одни вещества и не растворять другие, воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: - Да, действительно, вода — наш добрый друг и помощник.

Литература.

1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие-Ярославль: Академия развитияя: 2003. 112 с.

2. Мини-музей в детском саду. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. «ЛИНКА – ПРЕСС» 2008.

3. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. -72 с.

Публикации по теме:

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

Опыты с водой в младшей группеОпыты с водой в младшей группе Опыты с водой в младшей группе. Задачи: 1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями. 2. Развитие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее «Чудо-вода»
Опубликовано: 27 января 2014 в 16:31
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...