Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее «Чудо-вода»

Людмила Сазонова
Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее «Чудо-вода»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

закрепление знаний детей о свойствах воды: отсутствие собственной формы, вода — это жидкость, не имеет запаха, прозрачная, пар — это тоже вода, вода может растворять предметы, объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации.

Развивающие:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с прозрачной посудой. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде, умение отстаивать своё мнение, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту.

Оборудование: игрушка Капитошка, карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации на тему «Вода», прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтрованая бумага, вещества: сахар, соль, масло растительное, сок, молоко.

Ход образовательной деятельности воспитателя с детьми.

1. Вводная часть.

Воспитатель: - Дети, а вы любите ходить в гости?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Сегодня мы побываем в гостях, в мини-музее «Чудо-вода». Посмотрите, а кто же нас встречает?

Дети: - Капитошка.

Воспитатель: - Дети, Капитошка приготовила для нас волшебное ведёрко, а в ведёрке капельки, а на них загадки. Вот послушайте: люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут.

Дети:- Дождь.

Воспитатель: - Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем, не найдём.

Дети: - Роса.

Воспитатель: - Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.

Дети: - Речка.

Воспитатель: - Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло!

Дети: - Лёд.

Воспитатель: - На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина — у неё теперь ангина

Дети: - Град.

Воспитатель: - Дети, вы догадались, что объединяет все наши загадки?

Дети: - Вода.

Воспитатель: - Правильно, а где в природе можно встретить воду?

Дети: - В морях, океанах, реках, озёрах, родниках, болотах.

Воспитатель: - В реках и озёрах вода без вкуса. Как она называется?

Дети: - Пресная.

Воспитатель:- А чем вода в морях и океанах отличается от воды в реках и озёрах?

Дети: - Она солёная.

Воспитатель: - Правильно, а какую воду для своих нужд использует человек?

Дети: - Пресную.

Воспитатель: - Как вы думаете, кому ещё на земле нужна вода?

Дети: - Растениям, насекомым, животным, птицам.

Воспитатель: - Правильно, без воды всё живое на земле погибнет.

Воспитатель: - Дети, Капитошка хочет с вами поиграть в игру «Хорошо — плохо». Сначала будем отвечать на вопрос «Почему вода — это хорошо?», а потом на вопрос «Почему вода — это плохо».

Воспитатель: - Вода - это хорошо, потому что.

Дети: - Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: - Вода — это плохо, потому что.

Дети: - Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Молодцы, дети. А теперь Капитошка приглашает вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы познакомимся с некоторыми свойствами воды.

Опыт 1. Посмотрите, из стакана с водой я медленно выливаю её на блюдце. Что происходит с водой?

Дети: - Вода течёт, льётся и растекается на блюдце.

Воспитатель: - Правильно. Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: - Вода жидкая.

Воспитатель: - Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А раз вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

Воспитатель: Опыт 2. - Дети, на столе лежит кубик. Если мы опустим его в пустой стакан, положим на стол, на блюдце, изменит ли он свою форму?

Дети: - Нет, в любом месте он останется кубиком, форма не меняется.

Воспитатель: Опыт 3. - Чтобы ответить на вопрос есть ли форма у воды, проведём опыт: будем наливать воду в стакан, блюдце, баночку, бутылочку. Итак, что происходит с водой?

Дети: - Вода принимает форму предмета, в который её налили.

Воспитатель: - Правильно. Значит, вода не имеет собственной формы.

Воспитатель: Опыт 4. - Дети, посмотрите в одном стакане вода, в другом сок. Как можно это проверить?

Дети: - Можно попить, определить по цвету, понюхать, у воды нет запаха. Опыт 5. - Дети, посмотрите в одном стакане вода, в другом молоко. Сейчас мы с вами проведём ещё один опыт. В оба стакана положим ложки. В каком из стаканов ложка видна, а в каком нет?

Дети: - Ложка видна в стакане с водой.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 6. - А сейчас возьмём термос с кипятком и проведём опыт. Что это?

Дети: - Пар.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете пар — это вода? А мы сейчас проверим: поместим над паром зеркало. Что это?

Дети: - Капельки воды, значит, пар — тоже вода.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, к речке мы идём гулять

Мы хотим увидеть рыбок, и лягушек, и улиток

В речке будем мы купаться, и нырять, и кувыркаться

Быстро поплывём, как рыбки, все движенья — без ошибки

Мы по берегу, потом как улитки поползём

Как лягушки мы поскачем, словно лёгкий, звонкий мячик

А потом мы отряхнёмся, дружно за руки возьмёмся

Опыт 7. - Отгадайте загадки и узнаем, что лежит под салфеткой. Белый камень в воде тает

Дети:- Сахар.

Воспитатель: - В воде родится, воды боится

Дети: - Соль.

Воспитатель: - Жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде пенится, брызгается и шипит

Дети: - Масло растительное.

Воспитатель: - Правильно, дети, почему соль и сахар боятся воды?

Дети: - Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если их поместить в воду. Возьмём стакан, нальём в него воду, бросим кусок сахара.

Дети: - Сахар растворился в воде.

Воспитатель: - А теперь насыплем в воду соль.

Дети: - Соль растворилась в воде.

Воспитатель: - Значит, воду можно назвать растворителем. А все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло, что произойдёт?

Дети: - Масло не растворилось, плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Проведя опыты с солью, сахаром, маслом, с каким новым свойством воды мы познакомились?

Дети: - Вода одни вещества может растворять, другие нет.

Воспитатель: - Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

Воспитатель: - Дети, масло осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду?

Дети: - Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: - Да, действительно, такая вода непригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: - Её нужно очистить от масла.

Опыт 8. - Да воду нужно очистить. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды — это обычная салфетка. Вот как работает фильтр. Наливаем масленую воду в стакан с фильтром. Аккуратно убираем фильтр, какая стала вода?

Дети: - Вода стала чистой.

Воспитатель: - Куда делось масло?

Дети: - Масло осталось на фильтре.

Воспитатель: - Мы узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Итог.

Воспитатель: - Дети, человек ни дня не может прожить без воды. Вода — одно из самых удивительных веществ на планете. Что нового вы сегодня узнали о воде?

Дети: - Вода — это жидкость, вода не имеет собственной формы, вода может нагреваться, вода может растворять одни вещества и не растворять другие, воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: - Да, действительно, вода — наш добрый друг и помощник.

Литература.

1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие-Ярославль: Академия развитияя: 2003. 112 с.

2. Мини-музей в детском саду. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. «ЛИНКА – ПРЕСС» 2008.

3. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. -72 с.

Публикации по теме:

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

Опыты с водой в младшей группеОпыты с водой в младшей группе Опыты с водой в младшей группе. Задачи: 1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями. 2. Развитие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее «Чудо-вода»
Опубликовано: 27 января 2014 в 16:31
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...