Конспект образовательной развивающей ситуации «Часы — наши помощники» в подготовительной к школе группе

Зорина Людмила
Конспект образовательной развивающей ситуации «Часы — наши помощники» в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

1. Формировать обобщенное понятие о разнообразии часов.

2. Формировать умение классифицировать часы по видовым признакам, варьируя основания для классификации (настольные, наручные, настенные, башенные, карманные; детские, мужские, женские; электронные и механические).

3. Расширять знания детей об эволюции часов (солнечные, огненные, песочные, формировать представления о том, как человек использует факторы природной среды для определения времени.

4. Закрепить представления детей о циферблате, продолжать учить определять время.

5. Упражнять детей в решении задач.

6. Развивать познавательную активность детей, учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

7. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, воспитывать стремление соблюдать режим дня.

Оборудование:

1. Различные виды часов (электронные и механические; настенные, наручные, настольные; детские, женские, мужские).

2. Плакат «Режим дня школьника».

3. Модель солнечных часов; фонарик.

4. Модель огненных часов.

5. Картинка «Солнечные часы»

6. Видеофильм «Музей часов в Ангарске»; видеозапись «Кремлевские куранты».

7. Карта России.

8. Раздаточный материал: модели часов.

Ход:

Воспитатель: Вчера я встретила ребят-первоклассников, которые в том году ходили в наш детский сад. Они знают, что 1сентября вы тоже пойдете в школу, и просили передать вам вот этот портфель. Ребята сказали, что в нем лежит что-то нужное и важное для всех школьников. Как вы думаете, что это? (Ответы детей).

Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из портфеля «Режим дня школьника»).

- Как вы думаете, что это? (Дети читают).

- Правильно, это «Режим дня школьника». Здесь расписан весь день первоклассника: 7час. – подъем, умывание; 7.10 – зарядка, 7.20 – завтрак и т. д. Как вы думаете, вам он пригодится? Почему? (Ответы детей).

- Кто знает и соблюдает режим дня, тот вовремя встает и вовремя ложится спать, успевает и поиграть, и погулять, и сделать уроки. Все это помогает детям расти здоровыми. Значит, «Режим дня» действительно важен для вас. А как же вы узнаете, когда пришло время выходить в школу, а когда на прогулку, когда начнется ваша любимая телепередача? (Ответы детей).

- Правильно, в этом вам помогут часы (воспитатель достает из портфеля часы).

- Давайте рассмотрим часы. Что есть у часов? (ответы детей).

- Расскажите и покажите, какие цифры есть на циферблате (ответы детей).

- Сколько стрелок на этих часах? Расскажите о них (ответы детей).

- А вы уже умеете определять время на часах? (ответы детей).

(Дети садятся за столы, на которых лежат модели часов).

- Покажите на часах: 1 час, 3 часа, 6 часов и т. д. (дети показывают время, используя модели).

- Часы помогают узнать точное время. А еще они помогут вам сейчас в решении задач.

Задачи: 1. Вы встали в 7 часов, через 2 часа начинаются уроки. Во сколько начнутся уроки? Покажите на часах.

2. Уроки начинаются в 9 часов. Через 3 часа они заканчиваются. Когда закончатся уроки? Покажите на часах.

3. В 5 часов вы возвращаетесь с прогулки, а через 4 часа надо ложиться спать. Сколько будет времени на часах, когда вы ляжете спать? Покажите на часах.

- Молодцы, вы правильно решили задачи. А чтобы вы продолжали учиться определять точное время, мы вместе с мамами и папами собрали целую коллекцию часов. И теперь у нас в группе будет музей часов. (Дети подходят к мини-музею).

- Давайте рассмотрим, какие часы есть в нашем музее. Что вы можете рассказать о них? Чем они похожи, а чем отличаются? (ответы детей).

- А давайте, все наши часы разложим по коллекциям, как в настоящем музее часов. Подумайте, какие коллекции часов могут быть в нашем музее (ответы детей).

- Разложите все часы по коллекциям: настольные, наручные, настенные. (Дети выполняют задание).

- Рассмотрим коллекцию настенных часов. Почему они так называются? Чем похожи все настенные часы, а чем отличаются? Почему людям необходимы настенные часы? (ответы детей).

- Теперь рассмотрим коллекцию настольных часов. Почему они так называются? Чем похожи все эти часы? А чем отличаются? (ответы детей).

- Вы уже обратили внимание, что не у всех часов есть стрелки. Как называются такие часы? (ответы детей).

- Как вы думаете, такие часы удобны? Почему? (ответы детей).

- У нас есть необычные электронные часы: они сами говорят, сколько сейчас времени. Хотите узнать точное время? (воспитатель демонстрирует, как работают эти часы). Подумайте, кому эти часы необходимы? (ответы детей).

- Обратите внимание вот на эти настольные часы. (Воспитатель показывает будильник). Чем они отличаются от других часов? Как они называются? Почему? (Ответы детей).

-Давайте рассмотрим следующую коллекцию часов. Как они называются? Почему? Чем различаются наручные часы? Почему людям нужны наручные часы? (ответы детей).

- Много лет назад, когда еще не было наручных часов, люди носили часы в кармане на цепочке. Вы догадались, как называются такие часы? (ответы детей).

- Пока карманных часов еще нет в нашей коллекции. Но такие часы есть в больших музеях часов. В нашей стране такие музеи есть в Москве, Владимире (показ на карте). Но самый первый музей часов в России был открыт в небольшом городке в Сибири - в Ангарске. (показ на карте). Сейчас мы совершим видеоэкскурсию в Ангарский музей часов.

Просмотр видеофильма «Ангарский музей часов»

Вам понравилось в этом музее? В каком городе он находится? Коллекции каких часов есть в Ангарском музее? (ответы детей).

- В Ангарском музее мы увидели часы, которые человек изобрел много лет назад. Как же люди определяли время, когда часов еще не было? (ответы детей).

- Расскажите, как с помощью солнца можно определить время (рассказы детей).

- По солнцу можно определить точное время? Тогда люди придумали солнечные часы (показ картинки). Они располагали их прямо на земле, на ровной площадке. Вместо цифр были камни, а в центре колышек. Ходит солнце по небу, а тень от колышка показывает который час. Хотите попробовать сделать солнечные часы? А вместо солнца у нас будет электрический фонарик.

Экспериментирование «Определение времени по солнечным часам»

- Мы с вами убедились, что с помощью солнечных часов можно определить время. Это время будет точным? Пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (ответы детей).

- Поэтому люди придумали огненные часы (показ модели огненных часов). Они брали свечу, наносили на нее деления. Свеча горит, воск тает. Растает воск до 1 полоски – прошел один час, до 2 полоски – 2 часа и т. д. Как вы думаете, удобны были такие часы? Почему? (ответы детей).

- Потом люди изобрели песочные часы. Вы уже знакомы с этими часами. Расскажите о них (рассказы детей).

- Чем удобны песочные часы? Когда мы их можем использовать? А чем они неудобны в использовании? (ответы детей).

- Прошло еще много лет, пока человек не придумал часы с механизмом. Люди сделали большие механические часы и поместили их на высокой башне. Каждый час эти часы били и люди знали, сколько сейчас времени. А вы догадались, как называются такие часы? (ответы детей).

- В разных странах есть свои знаменитые башенные часы. И у нас в России есть знаменитые на весь мир башенные часы. В каком городе они находятся? Как называются? (ответы детей).

- Эти часы расположены на одной из башен Кремля и называются Кремлевские куранты. Давайте посмотрим и послушаем бой Кремлевских курантов.

Видеозапись «Кремлевские куранты»

- Почему не всегда удобно пользоваться башенными часами? (ответы детей).

- Поэтому люди придумали и сделали такие часы, которые есть в каждом доме и нашем музее. Давайте вспомним, какие часы есть в нашем музее, назовите их (ответы детей).

- Вот какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек, чтобы люди могли знать точное время. А почему нам важно знать точное время? (ответы детей).

- Значит можно сказать, что часы – наши верные помощники. Они необходимы всем: и взрослым, и детям, а особенно школьникам. Вот почему наши друзья-первоклассники подарили вам «Режим дня» и часы. Теперь вы сможете каждый день учиться определять точное время.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по изучению темы «Часы. Определение времени»Методические рекомендации по изучению темы «Часы. Определение времени» Я работаю в группе предшкольной подготовки и хочу поделиться опытом изучения этой, очень сложной для восприятия дошкольников, темы. Перепробовала.

Сказка «Какие часы лучше» Сказка «Какие часы лучше».[/h4] В одном городе жил старый часовщик. У него в мастерской было очень много разных часов: и старых и новых.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Птицы
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект образовательной развивающей ситуации «Часы — наши помощники» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 00:27
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...