Лучший педагог года

Конспект обучающего занятия по познавательному развитию со здоровье-сберегающим сопровождением в старшей группе: «Эти обыкновенные необыкновенные камни»

Анастасия Морозова
Конспект обучающего занятия по познавательному развитию со здоровье-сберегающим сопровождением в старшей группе: «Эти обыкновенные необыкновенные камни»

Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.

Задачи:

-научить различать виды камней по их внешним признакам;

-доказать свойства камней экспериментальным путём;

-развивать исследовательские навыки;

-совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;

-развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах;

-содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);

-проводить профилактику утомления детей на занятии;

Публикация «Конспект обучающего занятия по познавательному развитию со здоровье-сберегающим сопровождением в старшей группе: „Эти обыкновенные необыкновенные камни“» размещена в разделах

-обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Материалы: кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой. Таблички с названиями “Исследовательская лаборатория” и “Экспериментальная лаборатория ”, 2 коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребё нка: одноразовая посуда, деревянный кубик, камень.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы - в учёных. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.

Загадка: В сережках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким ладошке лежать.

Тяжёлый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень.)

2. Музыкотерапия, элементы релаксации.

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Но сначала пройдите, пожалуйста, на ковёр, ложитесь, закройте глаза и расслабьтесь. Сейчас я включу музыку. Вы будете её слушать и представлять картинку, которую вам подскажет музыка.

Играет музыка (Александр Климов «Звуки музыки»). Дети слушают.

Что вы услышали? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Дети отвечают.

Давайте ещё раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кот из вас был на море?

(Ответы детей).

Какой там был берег: покрытый песком или камнями?

(Ответы детей).

Вы рассматривали камешки?

(Ответы детей).

Сегодня мы вместе, внимательно рассмотрим разные камни, думаю, узнаем о них кое-что интересное.

3. Изучение нового материала. Виды камней.

Воспитатель: Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы.

Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями, салфетки.

Ребята, эта исследовательская лаборатория, а вы учёные- исследователи.

Исследовать вы будете разные камни. Начнём с морских. Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Как вы думает, можем ли мы их узнать?

Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: Ребята, а какие они? Какой формы камни? Какого цвета? Какая у них поверхность? Какие края?

Дети: Камни разной формы - овальные и круглые. Твёрдые, холодные, красивые, разного цвета, камни гладкие.

Воспитатель: Почему они такие? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка.

А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети: Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Воспитатель: Так чем же речные камни отличаются от морских? (ответы детей).

Дети: Морские камни гладкие, а речные шершавые.

Речные камни с острыми углами, а морские нет.

Морские камни ровные круглые, овальные, а речные неровные.

4. Подвижная игра «Морские и речные камни».

Воспитатель: Теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру. Мы разделимся на две команды: «Морские камни» и «Речные камни». Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные – в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камни и кладёт их в свою коробочку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и кладёт их в свою коробочку. Игра продолжается до тех пор, пока все камни не окажутся в коробочках.

Воспитатель показывает детям расположение коробочек, в которые они будут собирать камни.

Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием.

Воспитатель: Один, два, три камни собери! Играет быстрая музыка.

По окончанию игры воспитатель с детьми проверяет правильность выполненного задания.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Определяем победителя.

5. Изучение свойства камней.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

Дети подходят к столу кс табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него.

Теперь мы – ученые - экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму?

Дети отвечают.

Воспитатель: Верно, нет. Почему?

Дети: Он твердый.

Воспитатель: Как вы думаете, он твёрже дерева?

(Ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. Теперь я попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?

Дети: Гвоздь вошёл в дерево.

Воспитатель: А теперь я попробую вбить гвоздь в камень.

Забивает - не получается. Гвоздь гнётся, но не вбивается.

Воспитатель: Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? (Ответы детей).

Воспитатель: Что случилось с гвоздём?

Дети: Гвоздь согнулся.

Воспитатель: А как вёл себя камень?

Дети: Камень остался прежним.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Камень твёрже дерева.

Воспитатель: А теперь мы посмотрим, как камень будет вести себя в воде. Перед вами ёмкость с водой, Лера Г. возьми деревянный кубик, и попробуй опустить его в воду. Что с ним произойдёт?

Дети: Дерево плавает.

Воспитатель: А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?

Дети: Камень тонет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он тяжелее воды

Воспитатель: А почему плавает дерево?

Дети: Оно легче воды?

Воспитатель: Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Давайте достанем его. Какой он? Воспитатель достает камень.

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Правильно, он мокрый. А теперь сравните его с камнем, который лежит на салфетки. Чем они отличаются?

Дети: Цветом, мокрый камень темнее, чем сухой.

Воспитатель: Молодецы, правильно. Итак, ребята с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней.

6. Закрепление знаний.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно-неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя - он твёрдый». Я буду играть роль «стрелки» - с закрытыми глазами я буду поворачиваться и показывать, кто будет отвечать, ну что начнем:

играет музыка, воспитатель выбирает ребёнка, музыка останавливается, воспитатель говорит:

1. Камень тонет в воде.

Дети: Правильно!

2. Камень прозрачный как стекло.

Дети: Неправильно!

3. Гвоздь нельзя вбить в камень.

Дети: Правильно!

4. Камень лёгкий как вата.

Дети: Неправильно!

5. Мокрый камень темнее, а сухой светлее.

Дети: Правильно!

6. Камень легко разбить как стекло.

Дети: Неправильно!

7. Камень можно растянуть как резинку.

Дети: Неправильно!

8. Поверхность морского камня гладкая, а речного - шершавая.

Дети: Правильно!

9. Из камня можно лепить как из пластилина.

Дети: Неправильно!

10. Камень не плавает в воде как дерево.

Дети: Правильно!

11. Какмень можно порвать как бумагу.

Дети: Неправильно!

Воспитатель: Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы!

Воспитатель жестом собирает детей ближе к себе. И подводит итог занятия.

Итог занятия.

Воспитатель: На этом мы не заканчиваем, изучаем камни. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни, своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну, а сегодня все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Занятие окончено.

Публикации по теме:

Песок, вода, камниПесок, вода, камни «Песок, вода, камни»Предисловие. Уважаемые коллеги, все мы знаем, что ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений.

Проект по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Царевна липка. Паспорт проектной работы. 1. Названия проекта: «Царевна липка». 2. Руководители проекта: Ушакова Ольга Викторовна 3. Направление: познавательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект обучающего занятия по познавательному развитию со здоровье-сберегающим сопровождением в старшей группе: «Эти обыкновенные необыкновенные камни»
Опубликовано: 10 марта 2012 в 15:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД