Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской ООД в старшей группе «Мир магнетизма»

Зинаида Мальцева
Конспект познавательно-исследовательской ООД в старшей группе «Мир магнетизма»

Цель: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей по определению свойств магнита.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с планетой Земля;

- создавать условия для формирования у детей знаний связанных с изучением магнита и его свойствами такими, как притягивание металлов, создание магнитного поля, действие магнита через предметы, отталкивание и притяжение магнитов,

Развивающие:

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской ООД в старшей группе „Мир магнетизма“» размещена в разделах

- создать условия для формирования у детей познавательных интересов; - формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

- способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные: - воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование и материал: проектор, ноутбук, магнитный набор, магнитный конструктор; соленое тесто, клеенки, стеки, магниты, салфетки (для каждого ребенка); для опыта №1: гвоздь, резина, стекло, бумага, пластмасса, скрепка, ткань, дерево; для опыта №2: тарелки, семечки, скрепки, магниты (для каждого ребенка); для опыта №3: магнит и картон, на котором находится металлическая стружка; для опыта №4: пластмассовый стакан с водой, скрепки, магниты (для каждого ребенка); для опыта №5: 2 кольцевых магнита, 1 стержень, машина.

Предварительная работа: просмотр презентации «Наш дом – Земля»; рассматривание глобуса, географических карт, чтение энциклопедии «Тайны природы».

Словарная работа: взаимодействие магнитов притягивание и отталкивание, действие магнитов, металлы, магнитное поле, северный полюс, южный полюс.

Методическая литература:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

• Маленькому почемучке о планете Земля. М. Султанова.

• Интернет ресурсы

Содержание ООД:

Ребята, приближается международный праздник Земли, который отмечается 22 апреля. И сегодня мы продолжаем узнавать что-то новое о планете Земля. А так же дадим ответы на интересующие нас вопросы. Вы готовы отправиться в страну «Познания»? (Ответы детей).

Бодрящая гимнастика.

Друг за другом мы встаем, Вместе весело идем! Чтобы многое уметь, Нужно знания иметь. Сундучок мы наполняем, Знания мы сохраняем.

Дети садятся на стулья, показ презентации.

Слайд №1. Почему Земля голубого цвета?

(Предположения детей).

Посмотрите на снимок, так выглядит Земля из космоса и большая ее часть голубого цвета. Потому что эта часть Земли, покрыта водой.

Слайд №2. Почему Земля не улетает в космос?

(Предположения детей).

Представьте, что наша планета – это шарик на веревочке и Солнце ее держит и вращает вокруг себя. Веревочка – это сила, с которой Солнце притягивает к себе Землю, не давая ей улететь в космос.

Слайд №3. Почему одно время года сменяется другим и как это происходит?

(Предположения детей).

Это происходит из-за того, что Земля вращается вокруг Солнца. В течение года Солнце освещает разные части Земли. (Например, мы находимся в верхней части планеты). Если солнце сильно освещает верхнюю часть планеты, там становиться тепло – это лето, если солнце освещает его слабо – это весна и осень. И если Солнце освещает нижнюю часть Земли, в верхней части очень холодно - это зима.

Слайд №4. Почему день сменяется ночью?

(Предположения детей).

Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг себя. Когда Земля поворачивается к Солнцу одной стороной, то на этой стороне становится светло – это день. Затем она перемещается, и уже эта сторона оказывается не освещенной Солнцем, на ней становится темно – это ночь.

Слайд №5. Земля магнит и имеет магнитное поле!

А знаете ли вы, что Земля является магнитом? Что такое магнит?

(Предположения детей).

Магнит – это тело, которое притягивает металлы. Пространство вокруг магнита, где действуют магнитные силы, называется магнитным полем. У Земли есть магнитное поле, которое имеет два полюса южный и северный. Магнитное поле защищает её от вредного влияния Солнца.

Чтобы разобраться в этой теме, понять, почему Землю называют магнитом, сначала нужно узнать, что такое магнит, какими свойствами он обладает для этого нам нужно переместиться в лабораторию.

Физкультминутка.

Ветер вдруг налетел

Закружил, завертел.

Ввысь подбросив, улетел.

Время зря мы не теряем,

Мы в волшебников играем.

Раз, два, три

Мы в лаборатории.

Слайд №6. Картинка лаборатории.

Появляется Профессор.

Профессор. Здравствуйте, ребята! Рада, снова видеть вас в моей лаборатории. Что же привело вас ко мне? (Ответы детей).

Воспитатель. Нам нужно узнать, что такое магнит и каковы его свойства.

Профессор. Вы как раз вовремя появились, сегодня я собиралась изучать магнитные свойства, вместе нам будет намного интересней этим заниматься.

Профессор. Ребята, предлагаю вам, внимательно рассмотреть магнит. (Дети тактильно определяют признаки магнита). Каковы его внешние признаки?

(Ответы детей холодный, твердый, железный, тяжёлый).

Воспитатель. Говорят, что магнит притягивает предметы, мы хотим это увидеть и проверить так ли это на самом деле.

Профессор. Прежде чем приступить к экспериментам, нужно вспомнить правила поведения в лаборатории. (Ответы детей).

(Выносится стол, на котором находится материал для опыта №1)

Профессор. В круг скорее становитесь, глазки зоркими становитесь.

Опыт №1. «Что притягивает магнит?»

Материал: гвоздь, резинка, стекло, бумага, пластмасса, скрепка, ткань, дерево.

Профессор. Ребята, как вы считаете, все предметы притянет магнит? (Ответы детей).

Содержание опыта.

Поочередно магнит подносим к каждому из предметов. Дети делают вывод, исходя из того, что одни предметы магнит притянул, другие остались лежать на своих местах, перечисляют предметы. Из первого опыта мы узнали, что магнит притягивает металлы. (Демонстрируется карточка с изображением данного опыта).

Воспитатель. Профессор, а что у вас в тарелках? Это угощение для гостей? Но оно какое-то странное.

Профессор. Очень я люблю птиц, круглый год забочусь о них. Есть у меня любимцы – голуби, для них я приготовила угощение. Но вредные мыши, которые завелись в моей лаборатории, постоянно делают мне пакости и в этот раз не обошлось без их вмешательства. Они в семечки насыпали скрепки. Что же делать, как же быть? (На столе лежат дуршлаг и магнит)

Воспитатель. Ребята, может у вас есть какая-нибудь идея? (Ответы детей, если дети затрудняются ответить, подвести их к тому, что нужно это сделать с помощью магнита)

Воспитатель. Нужно вынуть все железные предметы из тарелок руками.

Профессор. Я пыталась это сделать, но это займет много времени.

Воспитатель. Можно просеять через дуршлаг.

Профессор. Не все скрепки просыпаются через дуршлаг.

Воспитатель. Скрепки они же металлические?

Профессор. Да. А что притягивает магнит? (Ответы детей)

Профессор. Правильно, металлические предметы. Значит, магнит может притянуть скрепки. Таким способом мы можем очистить корм от лишних предметов. Ребята, вы поможете мне? Проходите за столы, вооружайтесь магнитами и за дело. Вынимаем все скрепки и складываем их в маленькую емкость (которая демонстрируется детям).

Опыт №2. «Действие магнита».

Материал: тарелки, семечки, скрепки, магниты (для каждого ребенка).

Содержание опыта.

Магнит опускаем на тарелку, касаясь предметов, водим по всей поверхности, притягивая скрепки. Необходимо извлечь все скрепки и сложить их в специальную емкость. Вывод, что магнит притягивает металлические предметы.

Профессор. Ребята, мы еще раз убедились, что металлические предметы магнит притягивает. Как быстро вы справились с заданием, спасибо! Теперь я смогу покормить птиц, зная, что скрепок в корме нет.

Воспитатель. Ребята, я вам говорила о магнитном поле Земли. А хотите увидеть его? Дружно сделаем кружок, не отставай дружок. (Дети встают вокруг стола).

Опыт №3. «Магнитное поле».

Материал: магнит и картон, на котором находится металлическая стружка.

Содержание опыта.

Подносим магнит под картон, в том месте, где располагаются стружка, она начинает "оживать". Она топорщится, приподнимается, рисует узоры. В какую сторону ведем магнит, туда же поворачиваются металлические частицы. Если держать магнит под стружкой и не двигать его, можно заметить, что вся стружка расположится вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. У Земли магнитное поле очень большое и как мы уже говорили, оно защищает от вредного воздействия Солнца. Какой вывод можем сделать? Магнит может создавать движение вокруг себя, что является магнитным полем. (Демонстрируется карточка с изображением данного опыта).

Профессор. Ах, эти вредные мыши, посмотрите, что они наделали! (Показывает стакан с водой, в котором находятся скрепки). И как им только не надоест хулиганить. Как же теперь вынуть скрепки, ведь в стакане химический раствор, который руками трогать ни в коем случае нельзя. (Ответы детей, если дети затрудняются ответить, подвести их к тому, что нужно это сделать с помощью магнита).

Воспитатель. Я знаю, нужно смастерить удочку!

Профессор. Это займет много времени, пока мы будем искать необходимые предметы, скрепки испортят мой раствор.

Воспитатель. Ребята, мы ведь уже смогли помочь Профессору избавиться от скрепок в корме, а почему бы нам не попробовать извлечь скрепки магнитом, но только не опуская его в раствор. Как это сделать? (Ответы детей).

Опыт №4. «Действие магнита через предметы».

Материал: пластмассовый стакан с водой, скрепки, магниты (для каждого ребенка).

Содержание опыта.

Магнит подносим к стенке стакана, если не все скрепки притянулись, нужно поднести магнит ко дну стакана, убедившись в том, что все скрепки магнит притянул, медленно начинаем поднимать магнит к краю стакана, для извлечения предметов, которые складываем в специальную емкость. Вывод магнит действует через различные материалы. (Демонстрируется карточка с изображением данного опыта).

Профессор. Благодарю вас, мои друзья, ловкости вам не занимать!

Воспитатель. Ребята, хотите увидеть, что могут еще делать магниты? Подходите к нашему экспериментальному столу. Посмотрите, какой у меня есть магнит, он имеет два полюса северный и южный. Как вы считаете северный полюс магнита, в какой цвет окрашен, почему? (Ответы детей) Из этого делаем вывод, что южный полюс магнита имеет, какой цвет? (Ответы детей). Чтобы увидеть, как магниты взаимодействуют, используем интересное устройство.

Опыт №5. «Взаимодействие двух магнитов».

Материал: 2 кольцевых магнита, 1 стержень, машина.

Содержание опыта.

На стержень, установленный на машине, вставляем магниты разными полюсами, они притянулись друг к другу. Вывод: притягиваются магниты с разными полюсами. Затем вставляем магниты с одинаковыми полюсами, они отталкиваются и держаться на расстоянии. Вывод: отталкиваются магниты с одинаковыми полюсами. Детям предлагается магнитный конструктор, с помощью которого они смогут самостоятельно провести данный опыт. Общий вывод: магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными полюсами притягиваются. (Демонстрируется карточка с изображением данного опыта).

Профессор. Ребята, за то, что вы мне оказали помощь, хочу вам подарить этот магнитный конструктор. (Дети благодарят за подарок).

Воспитатель. Ребята, пришла пора нам прощаться с Профессором и возвращаться в свою группу «Солнышко». Спасибо, Профессор, за познавательные и интересные опыты! До свидания!

Профессор. Приходите еще ко мне в гости, я покажу вам другие опыты с магнитами! До свидания!

Физкультминутка.

Ветер вдруг налетел

Закружил, завертел.

Ввысь подбросив, улетел.

Время зря мы не теряем,

Мы в волшебников играем.

Раз, два, три

Мы в группе.

Слайд №7. Группа «Солнышко».

Воспитатель. На сегодня наши путешествия закончились.

Рефлексия:

Что нового узнали о планете Земля?

Ребята, с каким предметом мы сегодня познакомились?

Слайд №8. Свойства магнита.

О каких свойствах магнита мы узнали? (Если дети затрудняются ответить, показать опорные картинки).

Какой опыт больше всего понравился? Почему?

Воспитатель. Ребята, а у кого дома есть на холодильнике магниты? Хотите сами сделать магнит? Мы будем их лепить из соленого теста. Проходим к столам.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы только слепим фигурки. А когда они высохнут, мы их раскрасим и приклеим магниты. Самостоятельно задумываете тему лепки. (Дети приступают к лепке).

По окончанию лепки, рассмотреть с детьми, получившиеся работы.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской ОД в старшей группе «Транспорт» Интеграция областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально.

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Мир в капельке воды!» Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе. Задачи. 1. Формировать представления детей об агрегатных состояниях.

Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Люблю берёзку русскую…» Цель: Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе с применением технологии ТРИЗ. Задачи: Развивать познавательный.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Задачи: • выявить возможности.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Я — царица водица» Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды. Задачи: • продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

«Удивительные свойства магнита». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской ООД в старшей группе «Мир магнетизма»
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 16:16
+117Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД