Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Филюза Кашапова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Задачи:

-связная речь: формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;

- словарь и грамматика; формировать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый,, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой –маленький, высокий- низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий) закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); формировать умение образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

Интеграция областей: ПР,РР, ФР

Предварительная работа: Беседа «Что из чего сделано?»

Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 58

Воспитатель: Дети посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Садитесь на свои стулья.

(читает отрывок из стихотворения С. Капустикян «Маша обедает»)

…Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке в миске,

В блюдечке-киске,

Курочке-несушке-

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель задает вопросы.

Вопросы

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. В чем подают обед собачке? Киске? Курочке –несушке?

3. А из чего обедает Машенька?

4. Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку- что это? (Посуда.)

Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.

Посмотрите и назовите, что вы видите на столе.

Дети называют

Как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети. Посуда.

Воспитатель. Сравните эти две тарелки. Чем они похожи?

Дети. Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.

Воспитатель. Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки.).

Дети. Одна тарелка глубокая, другая- мелкая.

Воспитатель. Для чего нужна глубокая тарелка?

Дети отвечают.

А мелкая тарелка для чего нужна?

Дети отвечают.

Что бывает глубоким и мелким?

Дети отвечают.

Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину, глубокое чувство (сильное, мелкая река (имеет небольшую глубину, мелкий дождь (несильный, мелкий песок (некрупный).

Когда вы садитесь обедать, какая вам посуда нужна?

Дети. Тарелки- глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель. Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети. Из металла.

Воспитатель. Значит, как одним словом сказать, какие они?

Дети. Металлические.

Воспитатель (берет в руки металлические чайную и столовую ложку). Чем похожи эти два предмета?

Дети отвечают.

Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети. Одна – большая, другая- маленькая.

Воспитатель. Правильно, они различаются по размерам. А ещё чем?

Дети отвечают

Для чего нужна чайная ложка, для чего столовая?

Дети отвечают.

Какие стеклянные предметы вы видите на столе?

Дети. Стаканы.

Воспитатель. Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны?

Дети отвечают.

(поднимает над столом две тарелки.) Эта тарелка глубокая, а эта …мелкая. Эта ложка столовая, а эта …чайная. Один стакан …высокий, а другой….низкий. (Выставляет на стол пластмассовые игрушки.)

Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы?

Дети. Пластмассовые.

Проводится физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

(Повороты головы вправо-влево)

Полосатенький бочок.

(погладить по животу)

Хомка раненько встает,

(потянуться)

Щёчки моет, шейку трёт,

(согласно слов текста)

Подметает хомка хатку

(имитировать подметание)

И выходит на зарядку.

1,2,3,4,5 (шаги с высоким

подниманием колена)

Дети садятся на свои места.

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставляет на стенд картинки с изображением посуды.) посмотрите какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете её купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?

Сейчас я вас приглашаю одного ребенка к столу. (В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагает детям отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».)

Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Игра «Отвечай быстро»

Воспитатель. А сейчас поиграем в игру все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Камиле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро,чтобы все успели принять участие в игре.

В этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

Итог.

Воспитатель. 1. Что мы делали сегодня на занятий?

2. Понравилось вам занятие?

3. Какая бывает посуда?

Публикации по теме:

Конспект ООД по развитию речи «Игрушки». Составление описательного рассказа Тема: "Игрушки" Цель: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи: 1. Учить детей описывать игрушку, употребляя в речи названия предметов,.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа «О зиме»Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа «О зиме» одготовил: Воспитатель Ершова Н. Ф. МДОУ Детский сад № 150 Ярославль 2017 Конспект ООД по развитию речи во 2-й младшей группе Тема: Составление.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: - учить детей составлять небольшой.

Конспект занятия по развитии речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима» Программное содержание: 1. Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, сложные,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 20:09
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологическая проектная деятельность «Распрекрасные лягушки у болота на опушке»
Экологическая проектная деятельность "Распрекрасные лягушки у болота на опушке" Когда мы начали с детьми беседовать о лягушках , выяснилось, что...
Фотоотчет продуктивной деятельности детей «Собачки из пластилина»
Пожалуй, людей, которые любят собак, на свете гораздо больше, чем тех, которые к ним равнодушны или вообще не желают иметь с ними дела. Собака –...
Детский мастер-класс «Три поросенка»
Одна из любимых сказок детей – «Три поросенка» С. Михалкова. Поэтому персонажей-поросят именно этой сказки дети изготовили способом оригами. Фигурки...
Занятие по пластилинографии в младшей группе «Ягода клубничка»
ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ " ЯГОДА КЛУБНИЧКА" Цель: Учить детей рисовать клубничку в технике пластилинографии. Задачи: . Учить...
Квест-игра «Путешествие в страну Здоровячок»
Цель: закрепление у воспитанников знаний об основных составляющих элементах здоровья. Задачи. • Развитие эстетического вкуса, любознательности,...