Получи документы

Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»

Галина Меринова
Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»

Цель:

- закрепить знания детей о различных матрешках : липецкой, тверской, полхов-майданской.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения матрешки;

- продолжать учить различать липецкую, тверскую и полхов-майданскую матрешки по признакам, характерным для данного промысла;

- учить составлять описательный рассказ по схеме;

- закрепить умение рисовать узоры, основываясь на определенном виде росписи матрешек;

Публикация «Конспект ОД в подготовительной к школе группе „Ах, матрешка, что за диво…“» размещена в разделах

- учить детей сравнивать, сопоставлять, развивать логическое мышление;

- воспитывать у детей любовь к народному творчеству, развивать эстетический вкус.

Оборудование:

- липецкая, тверская, полхов-майданская матрешки,

- схемы для описательных рассказов,

- три плоскостных изображения матрешек,

- конверты с разрезными матрешками,

- полоски бумаги, гуашь, кисти.

Предварительная работа:

знакомство детей с липецкой, тверской, полхов-майданской матрешками, игры с ними, чтение стихов, загадок, потешек, разучивание русских народных игр и хороводов.

Ход ОД:

- Дети, отгадайте загадку:

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка).

- Правильно, дети, это матрешка. Как вы думаете, какая это матрешка? (Липецкая). Сегодня у липецкой матрешки день рождения!

Давайте поздравим матрешку!

Будь здоровой, будь счастливой,

Будь как солнышко красивой,

Будь всегда трудолюбивой!

И расти большой-большой,

Вот такой, вот такой!

- Еще я желаю матрешке иметь много друзей. А я ведь не зря, дети, вспомнила про друзей. У матрешки они тоже есть – другие матрешки, которые появились на свет в других городах. Давайте пригласим их в гости. (Дети приносят полхов-майданскую, тверскую и еще одну липецкую матрешек).

- Поставьте рядом с именинницей ее сестренку, вот эту липецкую матрешку. (Показывает на полхов-майданскую матрешку).

Дети исправляют:

- Нет, это не липецкая. Это полхов-майданская матрешка.

- А вы откуда знаете? Посмотрите, у нее волосы черные, как у именинницы, и глаза черные!

Дети называют отличия липецкой и полхов-майданской матрешек.

- Ну надо же, как я могла ошибиться! А это какая матрешка? ( Ответ детей: тверская).

- Откуда вы знаете? Расскажите. И сравните ее с липецкой матрешкой. (Ответы детей).

- Ой, дети, какие вы молодцы, сколько знаете про матрешек! Давайте прочитаем для наших матрешек стихи!

1) Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные!

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет!

2) Мы матрешеньки,

Мы милешеньки,

Щечки пухленькие,

Сами кругленькие,

Мы хотя и небольшие,

Но такие славные.

Все цветами расписные,

А одна – за главную!

3) Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрешка –

То матрешек целых пять!

- Дети, а знаете ли вы. Когда и где появилась первая русская матрешка? Давным-давно, более ста лет назад, когда еще и бабушек наших на свете не было, привезли из Японии в Москву фигурку добродушного лысого старика мудреца Фурукума. Внутри были еще несколько фигурок, одна меньше другой. Посмотрел на эту игрушку наш русский токарь по дереву Василий Звездочкин и решил выточить свои фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. В это время девочек очень часто называли именем Матрена. Отсюда пошло название – «матрешки». И так они понравились людям, что стали изготовлять матрешек в разных городах и селах, и расписывали их везде по-своему. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

- А у вас дома есть матрешка? Чем она вам нравится? Как выглядит ваша матрешка? Почему матрешку в основном изображают в платке, сарафане, с цветами, с корзинкой? А вы запомнили, почему матрешка называется именно так?

- А теперь, дети, давайте повеселимся. У нас же день рождения!

Музыкальная игра «Плетень».

- Однажды матрешки поспорили между собой: какая из них лучше? Липецкая? Полхов-майданская? Тверская? Вы как думаете? Кто хочет представить нам свою любимую матрешку? Но составлять рассказ о матрешке нужно по схеме. (Схема выставляется на панно, воспитатель вместе с детьми вспоминает условные обозначения схемы).

Описательные рассказы детей по схеме.

- Невозможно решить, какая матрешка лучше. Каждая хороша по-своему! К нам на день рождения пришли еще три подружки-матрешки, только они какие-то странные!

(Перед детьми ставятся три плоскостные матрешки, на которых нет платочков и фартуков).

- Какие же ненарядные матрешки! Дети, их нужно одеть. Но сначала надо решить, где какая матрешка. А как решить, если на них нет узоров?

(Дети называют отличия, ориентируясь на лица матрешек и их платья).

- А вот фартуки и платочки матрешек. Смотрите, тут еще какой-то конверт! (Открывает его). Это разрезные матрешки! Их надо собрать.

(Проводятся игры «Собери матрешку» и «Одень матрешку»).

- Дети, мы много уже говорили об узорах, которыми украшают матрешек. Что на них изображено? (Ответы детей).

-Да, дети, в своих работах мастера отражали русскую природу. Они с любовью переносили на деревянные бока матрешек то, что им дорого: частички луга, поля, леса. Вот и появились из-под их кисти цветы и бутоны, листья и ягодки. Но в каждом краю мастера изображали их по-своему. Поэтому и отличаем мы липецкую матрешку от полхов-майданской, майданскую от тверской.

- А сейчас вы превратитесь в мастеров-художников. На полосках бумаги вы нарисуете узор для одной из матрешек, а потом мы составим из отдельных узоров целый ковер в подарок имениннице.

Дети изображают на бумаге элементы росписи липецкой, майданской и тверской матрешек. По окончанию работы воспитатель поднимает вверх одну из матрешек и спрашивает :

- Кто из вас выполнил узор для этой матрешки? Какая это матрешка?

Из узоров составляется ковер на панно.

- Молодцы, дети! Ни разу не спутали вы матрешек, все задания выполнили правильно. Я предлагаю закончить день рождения матрешки хороводом, как в старые добрые русские времена. Ведь не бывает дней рождений без музыки и плясок!

Проводится хоровод «Пойду ль я, выйду ль я».

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Русская матрешка» Цель. Продолжать знакомить с народными промыслами. Задачи. Знакомить с процессом изготовления семеновской матрешки; учить различать семеновскую,.

Перспективный план по чтению художественной литературы для старшей группы сентябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Комплексное занятие «Ваня, Ванечка, куда ходил?» - потешка. Цель: учить выразительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 17:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД