МААМ-картинки

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края»

Наталья Логачева
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края»

Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме.

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского и мужского белгородского народного костюма. Познакомить с видами головных уборов. Учить детей группировать мужскую и женскую одежду, обобщать одним словом одежду и головные уборы.

Развивающие: развивать познавательную активность, умение ориентироваться в прошлом одежды родного края.

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Путешествие в прошлое одежды родного края“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, к родному краю, народным играм.

Словарная работа: ввести в активный словарь слова-названия элементов женского и мужского белгородского народного костюма (сарафан, кокошник, платок, понева, порты, картуз с козырьком, рубаха, чепец, кушак, завеска)

Предварительная работа:

Экскурсия в русскую избу: рассматривание старинной одежды (сарафан, кокошник, рубаха, знакомство с ее названием.

Рассматривание журналов, раскрасок, художественной литературы и иллюстраций к ним.

Рассматривание предметных картинок «Современная мужская и женская одежда»

Беседа с детьми о жизни народа родного края.

1 этап: Мотивационно-ориентировочный:

(воспитатель, одетый в национальный костюм, заходит в группу под русскую народную мелодию, организовывает приветствие)

- Здравствуйте, девицы-красавицы!

Здравствуйте, молодцы!

Поклон вам, гости званные, да желанные!

«Как у наших воротях стояла я - Федора,

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красивым узором расшита рубаха,

Сарафан кушаком подвязан, красиво завязан».

- Ребята, вы услышали, как меня зовут? Как? (Федора) Вам известно такое имя? Знаете ли вы среди своих друзей человека с таким именем? (нет) Да, у меня имя необычное, а старинное. А что еще вы заметили необычного? (одежда необычная) Ребята, а вам нравится моя одежда? (да) Посмотрите, на мне красивым узором расшита белая рубаха, черный сарафан красным кушаком подвязан. Сарафан, кушак…вам знакомы эти слова? (да) А где мы видели такую одежду и познакомились с ее названием? (в русской избе) А ещё что мы с вами рассматривали? (картинки, журналы, раскраски с такой одеждой). Да, и поэтому, знаем, как называется старинная одежда.

2 этап: Поисковый этап:

- А хотите узнать, кто и когда ее носил? (да)

- Может быть, отправимся в путешествие далекого прошлого, где жили наши предки, которые носили одежду, такую, как у меня? (да)

- А покажет нам путь-дорожку вот этот клубок. Он не простой, а волшебный. Только надо произнести слова:

«Ты катись, катись, клубок через запад на восток

И веди наших ребят прямо в прошлое опять»

(дети стоят в кругу и передают клубок друг другу, проговаривая слова)

3 этап: Практический:

(звучит русская народная мелодия, на экране появляется слайд 1 с изображением русской избы и людей)

- Вот мы с вами и попали в то далекое прошлое, которое называется – «Русь Великая».

- Кого вы здесь видите? (ответы детей) Да, здесь живут и мужчины, и женщины.

- Как назывались женщины и мужчины на Руси? (крестьянин и крестьянка, одним словом – наши предки).

- Посмотрите, в какую одежду они одеты? (ответы детей) Одеты они в старинную одежду, которая называется – «национальный костюм». А вот и местные жители нас встречают.

(Звучит музыка, воспитатель из домика на стол выставляет кукол в национальных костюмах – мальчика и девочку)

Голос с экрана: Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Маня, а меня – Ваня. Мы рады вас приветствовать. Расскажите нам, друзья, зачем пожаловали в наши края?

Ребенок: Мы хотим рассмотреть вашу одежду и узнать, кто ее носил.

Голос с экрана: Мы, конечно, вам покажем, а тетушка Федора вам расскажет. Садитесь на лавочку рядком, поговорим ладком.

Воспитатель: Слайд 2: На Руси женщины-мастерицы с помощью иголок и ниток сшивали ткань и придумывали одежду для мужчин и женщин. Получились красивые вещи, которые имели свое название.

Слайд 3: -Вот, например, посмотрите, что носили женщины. Как называется эта одежда вы уже знаете : Слайды 4-7:

Что это? (сарафан) Правильно, длинная одежда без рукавов, можно сказать, что похож он на трубу. Это слово означает «быть одетым с головы до ног». Что означает это слово, Егор?

Это – юбка, но она в старину называлась по другому. Как? (понева)

А это – рубаха. Она белого цвета, могла быть вот с таким закругленным воротником и манжетами на рукавах.

А как называется вот эта вещь? (это фартук, а назывался он – завеска). Завеска была, как высокой - до груди, так и низкой - по талии.

Слайд 8: - А вот мужская одежда, посмотрите:

Что это? (это - брюки – порты). Правильно, их носили только мужчины и заправляли их в сапоги.

А это? (рубаха). У мужской рубахи нет манжетов на рукавах и без круглого воротничка.

- Одним словом это как называется? (одежда)

Слайд 9: - А ещё, ребята, главным дополнением к мужской и женской одежде был вот такой предмет. Кто помнит, как он назывался в старину? (кушак или подпоясок). Что им мужчины и женщины подпоясывали? (Им женщины подпоясывали сарафан, а мужчины – рубаху). На Руси у предков была даже такая примета: «без пояса не ходи, от болезней его носи». Какая была примета, повторите. Они тоже отличаются. Слайд 10: Вот таким кушаком подпоясывались мужчины – он узкий. Слайд 11: а таким – женщины, он широкий.

Слайд 12: - А это - головные уборы, которые носили только женщины: кокошник, платок, чепец – круглая шапочка с завязками или лентами. Эти головные уборы носили только женщины. Слайд 13: А вот картуз с козырьком и цветком – его одевали только мужчины. Слайд 14: Как назвать эти предметы одним словом? (головные уборы)

- На Руси люди не только трудились, но и любили развлекаться и играть в разные игры. Мы с вами тоже умеем веселиться и метелицей кружиться. Хотите Ване и Мане показать?

Русская народная игра «Метелица»

- Запомнили, как называется старинная одежда? (да) А загадки отгадаете? Ну, слушайте?

Слайд 15: (картинки-отгадки)

Загадки:

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки. Что это? (Рубашка)

- Ну, а у нас на экране не рубашка, а рубаха.

Каждый день по утру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам…Называется он… (Сарафан)

- Кто носил сарафан?

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс – кушак - подпоясок)

- Кто запомнил примету про пояс-кушак?

Он украшает голову, на корону похож,

Весь расшит узорами, уж очень он хорош (Кокошник)

Рукава, длинней чем руки, значит, вы надели (Брюки - порты)

Слайд 16: Воспитатель: на Руси мужчины и женщины на праздник наряжались и уходили водить хороводы. Мы с вами тоже умеем водить хоровод. Покажем Ване и Мане? За руки друг друга берем, хоровод мы заведем.

Хоровод «Калинка»

- Наши нарядные куклы, что-то заскучали. Давайте в руки их возьмем, про их одежду рассказ заведем. Сначала расскажем о наряде Мани?

Описательный рассказ про одежду кукол.

(Дети, держа куклу в руках, говорят по одному предложению и передают другому).

- Молодцы! За это Ваня и Маня дарят нам вот такую игру, которая называется «Подбери одежду для кукол». Вот два конверта. В одном – картинки женской одежды не только старинной, но и современной, а в другом конверте – картинки с мужской одеждой. Нужно выбрать ту одежду, которая может пригодиться для Вани и Мани и прикрепить на доску возле мальчика с одной стороны и возле девочки – с другой стороны. Поэтому, нужно будет разделиться на две команды. Готовы? Тогда начинаем играть: по одной картинке берите, рассмотрите, а потом куда нужно – отнесите.

Дидактическая игра «Подбери старинную одежду для кукол».

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Но, нам пора возвращаться назад, потому что нельзя режим детского сада нарушать. Прощаемся с хозяевами и отправляемся в детский сад.

Слайд 17: картинка избы и людей. Голос с экрана: До свидания, ребята. Было интересно с вами играть.

«Ты катись, катись, клубок, через запад на восток

Приведи наших ребят, прямо в детский сад опять.

Раз-два, раз-два, в детском саду теперь детвора!»

4 этап: Рефлексивно-оценочный:

-Ребята, скажите, а где же это мы побывали сегодня? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) Молодец, Оля, Дима, вы хорошо играли, одежду куклам подбирали. Да и все вы - молодцы, хорошо теперь знаете, как выглядит старинная одежда наших предков и чем мужской костюм отличается от женского.

Воспитатель: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

Далеко ушла одежда от такой, какой была.

Ребенок: Мы невежами не будем,

Историю русского костюма не забудем!

Воспитатель: Так испокон сохранен на Руси

Женский и мужской костюм небывалой красы!»

-Ребята, пока мы путешествовали, к нам в окошко залетели вот эти снежинки: веселые и грустные. Если вам было интересно путешествовать и у вас хорошее настроение, предлагаю выбрать веселую снежинку, ну а если кому-то стало вдруг грустно, то есть и грустные снежинки. Подумайте и выберите себе одну снежинку.

5 этап: Последующая работа:

- Ребята, мы знаем старинные головные уборы и одежду, в другой раз мы попросим Ваню и Маню рассказать нам про обувь. Согласны? Ну, а сейчас пойдемте отдыхать, в разные игры будем играть.

Публикации по теме:

ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дикие животные Краснодарского края» Иос в средней группе Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные краснодарского края.» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с природой родного края «Красив и богат мой край» Интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Дикие животные Красноярского края» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Дикие животные Красноярского края» Цель: знакомство с дикими животными.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Мой дом» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Мой дом» Цель: - Закрепить у детей знания о понятии «дом». - Научить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес» Тема: «Путешествие в зимний лес». Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Снегири» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Снегири» (по программе «Воспитание в детском саду» М. А. Васильевой и.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое одежды» в средней группе Программное содержание занятия: - продолжать знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Зимующие птицы: воробьи и вороны» Задачи: расширить знания.

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей-подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей-подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» МБДОУ «Троицкий д/с № 2 «Рябинушка» корпус 2 Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей/подготовительной к школе группы «Путешествие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края»
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 11:22
+120Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД