Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства»

Нелли Николаевна Костюкова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства»

Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая.

Вид НОД: познавательно-исследовательская.

Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.

Цели: Расширить знания детей об окружающем мире: свойства воздуха, его возможности, его признаки, анализировать, устанавливать связи между явлениями природы, действиями человека.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Познание:Закрепить и пополнить знания о свойствах воздуха. Совершенствовать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств.

Речевое развитие: Закреплять навыки правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения, ясно, понятно излагать свои мысли, развивать диалогическую и монологическую речь. Пополнять активный словарь.

Словарь:кислород, скафандр, невесомый, безвоздушный, воздухосодержащий.

РАЗВИВАЮЩАЯ:Развивать образное и логическое мышление, умение делать выводы.

Физическое развитие:Развивать произвольное внимание. Снять эмоциональное и физическое напряжение.

Художественно-эстетическое развитие: Развитие театральных способностей, умения выразительно читать стихи, чувствовать себя раскрепощённо выступая перед публикой.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать любознательность, активность, интерес к опытной деятельности.

Социальное развитие: Подготовка ребёнка к школьной жизни: воспитание усидчивости, умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе; закреплять знания экологических проблем, важности сохранения экосистемы.

Методы воспитания и обучения:

Словесные: рассказ, объяснения, беседа.

Практические:практическая работы (опыты).

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Форма организации: групповая.

Дидактические средства:

Демонстрационные: иллюстрации, воздушные шары, весы, 2 колбы, 2 глубокие пиалы, горячая вода, холодная вода, свеча, спички, банка.

Раздаточный: целлофановые пакеты, мыльные пузыри, воздушные шары, стаканчики с водой, мелкие камни, губки, свистки, пробирки, дудочки.

Вспомогательные: одушевлённый герой мультфильма.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Практическая деятельность

3. Физкультминутка

4. Опытная деятельность

5. Подведение итогов.

Ход НОД:

Воспитатель приглашает детей в уголок комнатных цветов.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поухаживаем за нашими цветочками.

(начинает протирать листочки цветов, между делом продолжает спрашивать)

А для чего люди разводят цветы в помещении?

Дети: Они поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, очищают его и отдают нам кислород.

Воспитатель: Правильно, ребята, вы абсолютно правы!

(Слышится стук в дверь)

Ребята, вы слышали? Кажется к нам кто-то в гости пришёл?

Открывает дверь, входит ребёнок одетый в костюм Лунтика.

Здравствуй, дорогой гость, проходи, пожалуйста!

Лунтик: Здравствуйте! Вы знаете, кто я? (Дети:Лунтик)

А откуда я к вам прилетел? (Дети:С Луны.) Правильно.

Смотрю я на вас и удивляюсь, как вы ходите без скафандров?

На луне без скафандра ходить невозможно!

Воспитатель: Ребята, Лунтик вам правду говорит, посмотрите на экран.

Проецируется на экран иллюстрация «Человек на луне»

Дети: На луне нет воздуха, а у нас есть.

Лунтик: Ой, покажите мне свой воздух!

Дети:Мы не можем его показать, он невидимый!

Лунтик: Тогда дайте его пощупать.

Дети: Его нельзя пощупать!

Лунтик: А понюхать?

Дети: Он не пахнет сам по себе.

Лунтик: Тогда откуда вы знаете, что он вообще есть?

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас и Лунтика в нашу лабораторию, мы покажем Лунтику воздух.

Дети садятся за столы с раздаточным материалом.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, целлофановые пакеты. Вы видите, они плоские, там нет воздуха.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства»

Теперь раскройте пакет, хорошо встряхните его и зажмите. Что теперь вы видите?

Дети: Пакет надулся! Там воздух.

Воспитатель: Правильно! А теперь возьмите мыльные пузыри, давайте с ними поиграем! (Дети пускают пузыри)

Лунтик: Теперь я вижу воздух в шариках! А как у вас получается воздух поместить в шарик?

Дети: Воздух есть внутри нас, в лёгких.

(При затруднении в ответе воспитатель помогает)

Воспитатель: А вы знаете, что объём лёгких у всех людей разный?

Хотите проверить? (Да) Мы с вами устроим соревнование «У кого больше объём лёгких». Возьмите воздушные шары, глубоко вдохните и хорошенько выдохните один раз, только крепко держите шарик, чтобы воздух из него не вышел. Теперь давайте сравним.

(Воспитатель тоже участвует вместе с детьми. Рассматривают шарики.)

Ребята, как вы думаете, почему ваши шарики примерно одинакового размера, а мой шарик самый большой?

Дети: Потому, что мы маленькие, а Вы большая.

Воспитатель: Правильно, ребята, я большая и мои легкие больше, чем ваши!

Ребята, как вы думаете, а воздух есть только в живых существах?

Дети: Нет, в неживых предметах тоже бывает воздух!

Лунтик: Как это может быть? В неживых предметах нет лёгких!

Воспитатель: Я предлагаю провести опыт. Подвиньте, пожалуйста, стаканчики с водой, возьмите камушек и бросьте его в воду. Что вы увидели?

Дети: Они утонули.

Воспитатель: А теперь возьмите губку и тоже бросьте её в воду. Что теперь вы видите?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Почему?

Дети: Она лёгкая, там много воздуха.

Воспитатель: Теперь нажмите на неё, что вы видите?

Дети: Пошли пузырьки, воздух выходит из губки и вымещается из воды.

Лунтик: Как здорово пузырьки поднимаются вверх, значит воздух невесомый?

Воспитатель: Нет, дорогой Лунтик! Воздух имеет вес. Чтобы в этом убедиться, я предлагаю его взвесить.

Воспитатель взвешивает сначала два пустых шарика,

чтобы дети убедились, что вес шариков одинаковый.

Затем один шарик надувается и вешается на весы – он перевешивает.

Ребята, почему шарик перевесил?

Дети: Потому, что мы его надули.

Воспитатель: Правильно, теперь вы убедились, что воздух имеет вес.

Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного разомнёмся.

Проводится физминутка.

Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два, чтоб не болела голова.

И, закончивши зарядку, встали дружно по порядку.

Воздух глубоко вдохнули, выдохнули

Тихо на места вернулись.

Лунтик:Жаль, что воздух нельзя понюхать или потрогать, может его можно хотя бы услышать? (дети отвечают)

Воспитатель: Ребята, давайте пройдём на места своей мини лаборатории и послушаем воздух.

Дети рассаживаются, берут звучащие предметы (свистульки, пробирки)

С разрешения воспитателя каждый показывает как звучит его предмет.

Воспитатель:Как красиво ветерок в нашей группе зазвучал! Ребята, а где ещё можно услышать ветер? (Дети отвечают, воспитатель сопровождает ответы илююстрациями).

Лунтик:Ребята, а я ещё заметил, что у вас в группе дышится легко и свободно, а когда я шёл к вам по улице, мне дышалось тяжелее, почему?

(Дети пытаются ответить на вопрос)

Воспитатель:Ребята, дело в том, что на улице мороз, а когда воздух охлаждается, он сжимается, наши лёгкие начинают меньше воздуха потреблять, а когда тепло, воздух расширяется, лёгкие расправляются и дышится свободно.

Сейчас я вам это продемонстрирую на примере опыта.

Воспитатель проводит опыт:

Надевает на горлышко бутылки воздушный шар (в 2 экземплярах,

ставит бутылки в высокие пиалы.

На одну бутылку льётся горячая вода – шарик начинает надуваться,

на вторую бутылку льётся холодная вода – шарик втягивается в бутылку.

воспитатель объясняет происходящее,подводит итог.

Воспитатель:Ребята, вспомните, пожалуйста, когда нам ещё бывает трудно дышать?

Дети:Когда дым от костра, от машины, когда люди курят и др.

Воспитатель:Почему нам трудно дышать?

Дети:Воздух загрязнён.

Воспитатель:Правильно! Сейчас я вам покажу что происходит с воздухом во время загрязнения.

Воспитатель проводит опыт:

Зажигает свечу,

накрывает её банкой.

Воспитатель объясняет происходящее,подводит итог.

Воспитатель:Огонь не только дыму напустил, свеча потухла, потому, что воздух сгорел. Что будет со всем живым на Земле, если все заводы будут много дымить?

Дети отвечают.

Лунтик:А какую пользу приносит воздух, кроме обогащения лёгких кислородом?

Дети отвечают.

Воспитатель ответы сопровождает картинками.

Воспитатель:Ребята, вы молодцы! Вы у меня такие умненькие, и сегодня не только Лунтику рассказали про воздух, но и сами пополнили свои знания.

Давайте подведём итог, что мы теперь знаем о воздухе.

Воспитатель вызывает одного из детей,

он выкладывает логическую цепочку из мнемокартинок,

описывающие свойства воздуха. Воспитатель:Ну, что, дорогой Лунтик, мы понятно тебе объяснили, что такое воздух?

Лунтик:Да! Я теперь знаю, что воздух – это чем мы дышим

Через воздух звук мы слышим.

Он - прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней красит стёкла,

Он лежит на них каймой.

Мы о нём сегодня говорим, как он нам необходим.

Я так рад, что с вами подружился, мне хочется сделать вам подарок!

Лунтик вручает детям развивающую игру «Свойства предметов».

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства мыльных пузырей»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства мыльных пузырей» Вид:НОД «Познавательное развитие»Тема:«Играя-экспериментируем»*в подготовительной к школе группеЦель:Осуществлять системно-деятельностный.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды» для детей подготовительной группы Тема: «Свойства воды» Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песок и его свойства» Конспект опытно – экспериментальной деятельности в 1 младшей группе на тему «Песок и его свойства». Цель: Познакомить детей со свойствами.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы» Пояснительная записка Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» (В гостях в мини лаборатории у профессора «Всезнайки»).

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды. Поглощаемость» Опытно – экспериментальная деятельность Тема: Свойства воды. Поглощаемость. Исследовательская задача: Определить степень поглощения воды.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные свойства магнита» Занятие для детей старшей группы. Цель : Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 20:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о творческих работах по рисованию с элементами аппликации «Одуванчики»
Прежде чем рисовать с детьми одуванчики, мы рассмотрели их во время прогулки и обратили внимание на то, что у них есть стебель, листья, цветок. Дети...
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи»
Как нарисовать сирень красками ( поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован как...
Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В настоящее время...
Продолжение темы «Нетрадиционные методы воздействия в логопедическойработе-Су-джок...
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей 4–5 лет «Посылка из Простоквашино»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей 4 – 5 лет «Посылка из Простоквашино». Программное...