Папки-передвижки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Загадка листа бумаги»

Елена Сатаева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Загадка листа бумаги»

Конспект опытно- экспериментальной деятельности

Тема "Загадка листа бумаги"

старшая группа

подготовила Сатаева Е. К.

воспитатель

Цель:. Систематизировать и пополнить знания детей о бумаге;

познакомить с процессом изготовления бумаги своими

руками.

Совершенствовать умения пользоваться моделью «системный

оператор».

Развивать внимание, мышление, познавательные способности.

Поддержать интерес к окружающему миру и желание познавать

его.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Загадка листа бумаги“» размещена в разделах

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. «Чёрный ящик», лист ватмана, листы бумаги разного вида, разноцветный сундучок, крахмал, одноразовые ложки, тарелки, стаканчики с тёплой водой, салфетка, туалетная бумага, клестер, миксер, сито, марля, музыкальный центр, блокнотики.

Предварительная работа. Рассказы родителей детям: «На чём писали древние люди». Рассматривание коллекции бумаг. Беседа на тему «От дерева до бумаги длинный путь». Опыты : «Свойства бумаги», «Свойства крахмала».

Ход

1. Вводная часть.

(Дети входят под музыку, здороваются с гостями.)

- Ребята, вы хотите быть исследователями?

-Да!

-Кто такие исследователи?

- Люди, которые проводят опыты, эксперименты с разными предметами окружающего мира, изучают их тайны.

- Верно. Превращаемся в юных исследователей:

Раз, два, три – повернись!

В юного исследователя превратись!

(Дети рассаживаются на стульчики.)

- Предмет, который мы будем исследовать в «чёрном ящике».

• Игра «Да- нет»

Подсказка: этот предмет необходим ученику.

(Дети задают вопросы, воспитатель отвечает одним словом: «да» или «нет»)

- На нём можно писать?

- Да.

- Он толстый?

- Нет.

- Он тонкий?

- Да.

- Он белый?

- Да.

- Он гладкий?

- Да.

- Это лист бумаги?

- Да.

2. Основная часть.

• Беседа о бумаге

- Как вы думаете, бумага всегда была?

- Нет.

- В те далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, так как не было ещё ни букв, ни бумаги, самые важные события хранила человеческая память. От человека к человеку передавались истории, но при этом что- то забывалось, что- то прибавлялось. Человек придумал делать зарубки для памяти на палке, которую всегда носили с собой. Но если зарубок было много, то тяжело было вспомнить суть каждой. Поэтому человек придумал вместо зарубок делать простейшие рисунки. Из рисунков, как из писем из прошлого, можно узнать о густых лесах, о животных. В дальнейшем рисунки превращались в буквы.

- На чём же писали древние люди?

- На бересте, на камнях, папирусе, на тонкой коже – пергамент.

- Переходя с одного материала на другой, буквы изменяли свой вид. Самым удобным материалом для письма букв стала бумага. В наше время без неё прожить просто невозможно. Где делают бумагу?

- На бумажной фабрике.

• Игра «Назови бумагу»

(Дети встают в круг. Ведут хоровод.)

Я листочки положила

В разноцветный сундучок.

Ну- ка, Миша, загляни-ка

Вынь листочек, назови-ка.

(Ребёнок вынимает лист, называет вид бумаги.)

- Вывод.

- Бумага бывает разного вида.

- Молодцы!

• Работа с «системным оператором»

- Продолжим наше исследование.

(На доске лист ватмана, расчерчен на девять прямоугольников, в центре- прикреплён лист бумаги, который лежал в «чёрном ящике».)

лес альбом

тетрадь

мусор

дерево

ЛИСТ

БУМАГИ

порвётся

помнётся

корень

ствол

ветки

листья

волокна

кусочки

- Чем в прошлом был лист бумаги?

- Деревом.

- А что с ним будет в будущем?

- Он порвётся, помнётся.

- Из чего состоит лист бумаги?

- Из волокон.

- Где может быть лист бумаги?

- В тетради, альбоме.

- Какие части есть у дерева?

- Корень, ствол, ветки, листья.

- Где можно встретить дерево?

- В лесу, парке, саду.

- Из чего состоит порванный лист бумаги?

- Из кусочков.

- Где можно встретить порванную, помятую бумагу?

- В мусоре, на свалке.

- Какой вывод делаем?

- Бумага состоит из волокон, делают из дерева.

• Физминутка

(Песня из мультфильма «33 попугая», сл. Г. Остера, муз. Г. Гладкова «Ужасно интересно».)

• Экспериментальная деятельность

- Ребята, есть научные доказательства того, что около двух тысяч лет тому назад, когда греки и римляне писали на папирусе, китайцы уже изобрели бумагу. В каменной ступе из волокон бамбука, травы и старого тряпья, измельчая и перемешивая их с водой, получали кашицу. С помощью рамки, на которой была натянута сетка, из кашицы «отливали» бумагу. Её долго отжимали, сушили, разглаживали и получали замечательный материал для письма – бумагу.

- Юные исследователи, можно ли сделать бумагу сейчас своими руками?

(Ответы детей.)

- Пройдите в нашу лабораторию. (Дети рассаживаются на рабочие места.)

- Ребята, бумагу можно сделать и из старой бумаги. Когда я училась в школе, мы собирали макулатуру: старые журналы, газеты и сдавали её, а потом её увозили на бумажную фабрику и делали бумагу. Какая бумага лежит перед вами?

- Салфетка и небольшой кусок туалетной бумаги.

- Разорвём их на кусочки. (Дети выполняют.)

- Получилась бумага?

- Нет.

- Что надо делать?

- Опустим кусочки в стакан с водой.

- Какая вода?

-Тёплая.

- Почему?

- Чтобы быстрей размокли.

- Если мы сейчас достанем все наши бумажки- промокашки, бумага готова будет?

- Нет.

- Что нам туда надо добавить? (Дети размышляют.)

- Чем нам соединить все эти кусочки, чтобы они не разваливались?

- Что- нибудь склеивающее.

- Какой продукт насыпан в тарелочке? (Дети щупают – это крахмал.)

- Насыпьте 2 ложки крахмала в стаканчик и размешайте.

(Дети выполняют.)

- У каждого стоит клестер. Налейте в ложечку и тоже в стаканчик. Размешайте. (Дети выполняют.)

- Можно ли, мешая ложечкой, получить однородную массу, например, как манную кашу.

- Нет.

- Будем мешать миксером. Вылейте содержимое из своего стаканчика в общую ёмкость. (Воспитатель перемешивает всё миксером.)

- Получилась …бумажная каша. Пусть остаётся в воде?

- Нет. Надо, чтобы вода стекла.

- Как это сделать?

(Воспитатель показывает сито. Дети предлагают вылить всё туда. Наблюдают, как стекает вода.)

- Теперь высохнет? Что делает стиральная машина, когда постирала, прополоскала бельё? Начинает…выжимать

- Вот и мы давайте разгладим руками, накроем сверху марлей и прижмём.

Зачем мы так сделали?

- Чтобы быстрей высох.

- Вот теперь пусть сушится. Сушится он, будет долго – 2 дня. Но ещё надо положить на лист что- то тяжёлое. Зачем? (Дети размышляют.)

- Можно посушить феном, прогладить утюгом. Ребята, вам интересно, какая бумага получится?

- Да.

- Поэтому я проделала этот опыт заранее и вот результат.

(Дети рассматривают листы.)

- Какой вывод из нашего эксперимента?

- Бумагу можно сделать в домашних условиях.

- Исследования наши закончились, возвращаемся в группу.

Раз, два, три – повернись и в группу возвратись!

Ребята, чтобы сделать бумагу, можно использовать и старую, ненужную бумагу, а это значит, можно сохранить ни один десяток деревьев, которые очищают воздух от загрязнений. У нас в Сергаче ежегодно проходит акция «Посади дерево и сохрани его!»

2. Заключительная часть.

- Что мы сегодня узнали нового?

- Чем занимались?

- Что запомнилось больше всего?

- Вы были настоящими исследователями.. Вас ждёт награда – блокнотики. Где будете вести записи новых открытий.

Список использованной литературы

1. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. –М. : Сфера,2011.-64с.

2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М. : ТЦ Сфера,2002.-192с.

3. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. :2008.-144с.

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Пасха красная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Пасха красная» Цель: Познакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи. Задачи: Пробудить интерес к духовной культуре.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Занимательная химия» (подготовительная группа)Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Занимательная химия» (подготовительная группа) Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности Тема: Занимательная химия» (подготовительная группа) Цель: Расширить знания.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сказочное путешествие» МБДОУ Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Наши помощники — органы чувств» Цель: знакомство детей с органами чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Глаза» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Север» .

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка» Программное содержание: - повышать уровень развития ребёнка 1. Развивать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Посев семян» «Посев цветочных семян» Хайбулина Инна Вячеславовна Цель: формирование познавательно – исследовательских способностей у детей через организацию.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный снег» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный снег» (младшая группа) Программное содержание: Цель: Вовлечение детей.

Конспект образовательного процесса по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительное рядом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78 «Колосок» города Чебоксары Чувашской Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Загадка листа бумаги»
Опубликовано: 11 июня 2018 в 11:16
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД