Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»

Марина Симакова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»

Программное содержание:

- познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;

- развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности;

- активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

- упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам;

- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;

Материал к занятию:

«Волшебная» коробка, шифры 2-х видов (с усложнением, термометры: водный, воздушный, комнатный, медицинский (электронный и ртутный, карточки с изображением термометров без цифр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)

- Давайте посмотрим. (Открывают коробку)

- Что это такое? (шифр, ребус).

- Попробуем расшифровать слова (Задание двух уровней сложности отмечены разным цветом: синий - менее сложный, красный-сложный, дети выбирают самостоятельно.

- Какие слова получились? (термометр, градусник).

- Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры)

- Это название одного прибора или разных? (одного прибора).

- Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)

- С заданием справились, давайте посмотрим, что появилось в нашей коробочке (открывают-лежат два термометра).

Рассматривают какие термометры (уличный, комнатный).

- Что внутри термометров? (окрашенный спирт)

- Как действует термометр если тепло, холодно? (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)

Д/игра «Похожи - отличаются» (сравнение уличного и комнатного термометров)

Предлагаю серию опытов

- Где температура воздуха ниже и почему? (дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе, делают вывод, что на улице температура воздуха ниже).

Почему в группе теплее, чем на улице (защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют).

1 опыт – Посмотрим, действительно ли лампы могут обогревать воздух (настольную лампу включить + термометр) – отмечают температуру на начало опыта и на конец.

2 опыт – Подышали на ладошку. Тепло или нет. ?

Вывод: Лампы и наше дыхание влияют на температуру воздуха в группе.

Что влияет на температуру воздуха на улице? (время года, солнце, ветер и т. д.)

- У меня в руках термометры с разной температурой воздуха (карточки с изображением термометров)

Задание: Определите температуру воздуха и подберите время года, какое подходит к температуре. (Дети определяют, выбирают карточки со временем года, объясняют).

- 20° - зима

0° - поздняя осень, может быть, начало зимы и т. д.

- В какой стране у нас всегда плюсовая температура? (Африка, холодно (Север, Северный полюс)

Физминутка (релаксация). Под музыку.

Пока отдыхали, термометры сломались, стерлись цифры (термометры на карточках)

Каждый индивидуально вписывает цифры.

- Вписали цифры, нужно определить температуру воздуха.

Задание: Вышли мы гулять, было 0°. Пока гуляли, похолодало на 5°. Какая стала температура воздуха к концу прогулки (Дети отмечают красным карандашом)

Посмотрим, может быть в коробке появился еще термометр.

Достали водный термометр – рассматривают.

Можно ли воздушным термометром определить температуру воды? (Нет. Лопнет). Рассматривают, что защищает водный термометр.

Опыт: У меня в двух тазиках вода

Давайте определим температуру воды с помощью термометра.

В одном тазике какая вода? (теплая)

В другом – холодная.

В какой воде столбик будет опускаться к 0°? (холодной). Делают опыт.

(И в горячей и в холодной столбик поднимается выше нуля, почему)

Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед).

Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.

При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)

Опыт: Нальем в чашку и блюдце горячей воды. Где быстрее остынет? (Предположения детей).

Пока остывает, поиграем. Д/и «Скажи наоборот» (берут карточку, читают).

Растаял – замерз

Здоровый – больной

Холодно – тепло, жарко

Высокая – низкая

Остыл – нагрелся

Поднялся – опустился

Проверяют опыт. Почему быстрее остыла вода в блюдце? (широкое, чашка – узкая.

Вывод: В широкой посуде вода остывает быстрее.

С какими термометрами еще не познакомились? (медицинские)

Смотрят в коробке Два вида термометров. Какие термометры?

(Ртутный и электронный.) Рассматривают термометры. Сравнивают.

Д/и «Хорошо – плохо» (правила безопасности при использовании ртутного).

Измеряют свою температуру тела.

Делают вывод: С какими термометрами познакомились. Принцип действия у всех одинаковый. (расширение - сужение).

Опыты зарисовать.

Необычный подарок (тест полоска – индикатор).

(Самостоятельно рассматривают и рассказывают принцип действия тест-полоски).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Ездим, плаваем, летаем» (для детей 4–7 лет) Цели: - познакомить детей с различными видами транспорта (водный, воздушный, наземный, пассажирский, грузовой, специального назначения);.

План-конспект НОД по освоению ОО «Познание» в средней группе «Учимся, играя» Интеграция ОО: социализация, конструирование, труд. Программное содержание: Обучающие задачи: Закрепить навыки количественного и порядкового.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Весна
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»
Опубликовано: 27 января 2014 в 19:49
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...