Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»

Марина Симакова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»

Программное содержание:

- познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;

- развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности;

- активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

- упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам;

- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;

Материал к занятию:

«Волшебная» коробка, шифры 2-х видов (с усложнением, термометры: водный, воздушный, комнатный, медицинский (электронный и ртутный, карточки с изображением термометров без цифр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)

- Давайте посмотрим. (Открывают коробку)

- Что это такое? (шифр, ребус).

- Попробуем расшифровать слова (Задание двух уровней сложности отмечены разным цветом: синий - менее сложный, красный-сложный, дети выбирают самостоятельно.

- Какие слова получились? (термометр, градусник).

- Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры)

- Это название одного прибора или разных? (одного прибора).

- Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)

- С заданием справились, давайте посмотрим, что появилось в нашей коробочке (открывают-лежат два термометра).

Рассматривают какие термометры (уличный, комнатный).

- Что внутри термометров? (окрашенный спирт)

- Как действует термометр если тепло, холодно? (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)

Д/игра «Похожи - отличаются» (сравнение уличного и комнатного термометров)

Предлагаю серию опытов

- Где температура воздуха ниже и почему? (дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе, делают вывод, что на улице температура воздуха ниже).

Почему в группе теплее, чем на улице (защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют).

1 опыт – Посмотрим, действительно ли лампы могут обогревать воздух (настольную лампу включить + термометр) – отмечают температуру на начало опыта и на конец.

2 опыт – Подышали на ладошку. Тепло или нет. ?

Вывод: Лампы и наше дыхание влияют на температуру воздуха в группе.

Что влияет на температуру воздуха на улице? (время года, солнце, ветер и т. д.)

- У меня в руках термометры с разной температурой воздуха (карточки с изображением термометров)

Задание: Определите температуру воздуха и подберите время года, какое подходит к температуре. (Дети определяют, выбирают карточки со временем года, объясняют).

- 20° - зима

0° - поздняя осень, может быть, начало зимы и т. д.

- В какой стране у нас всегда плюсовая температура? (Африка, холодно (Север, Северный полюс)

Физминутка (релаксация). Под музыку.

Пока отдыхали, термометры сломались, стерлись цифры (термометры на карточках)

Каждый индивидуально вписывает цифры.

- Вписали цифры, нужно определить температуру воздуха.

Задание: Вышли мы гулять, было 0°. Пока гуляли, похолодало на 5°. Какая стала температура воздуха к концу прогулки (Дети отмечают красным карандашом)

Посмотрим, может быть в коробке появился еще термометр.

Достали водный термометр – рассматривают.

Можно ли воздушным термометром определить температуру воды? (Нет. Лопнет). Рассматривают, что защищает водный термометр.

Опыт: У меня в двух тазиках вода

Давайте определим температуру воды с помощью термометра.

В одном тазике какая вода? (теплая)

В другом – холодная.

В какой воде столбик будет опускаться к 0°? (холодной). Делают опыт.

(И в горячей и в холодной столбик поднимается выше нуля, почему)

Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед).

Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.

При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)

Опыт: Нальем в чашку и блюдце горячей воды. Где быстрее остынет? (Предположения детей).

Пока остывает, поиграем. Д/и «Скажи наоборот» (берут карточку, читают).

Растаял – замерз

Здоровый – больной

Холодно – тепло, жарко

Высокая – низкая

Остыл – нагрелся

Поднялся – опустился

Проверяют опыт. Почему быстрее остыла вода в блюдце? (широкое, чашка – узкая.

Вывод: В широкой посуде вода остывает быстрее.

С какими термометрами еще не познакомились? (медицинские)

Смотрят в коробке Два вида термометров. Какие термометры?

(Ртутный и электронный.) Рассматривают термометры. Сравнивают.

Д/и «Хорошо – плохо» (правила безопасности при использовании ртутного).

Измеряют свою температуру тела.

Делают вывод: С какими термометрами познакомились. Принцип действия у всех одинаковый. (расширение - сужение).

Опыты зарисовать.

Необычный подарок (тест полоска – индикатор).

(Самостоятельно рассматривают и рассказывают принцип действия тест-полоски).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Ездим, плаваем, летаем» (для детей 4–7 лет) Цели: - познакомить детей с различными видами транспорта (водный, воздушный, наземный, пассажирский, грузовой, специального назначения);.

План-конспект НОД по освоению ОО «Познание» в средней группе «Учимся, играя» Интеграция ОО: социализация, конструирование, труд. Программное содержание: Обучающие задачи: Закрепить навыки количественного и порядкового.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Весна
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»
Опубликовано: 27 января 2014 в 19:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...