«Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Ирина Лысанова
«Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Тема :"Путешествие в школу «Магнитолию»".

Цели: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойство притягивать предметы; выявить материалы которые могут стать магнетическими; отделять магнетические от немагнетических, используя магнит; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; пробуждать у детей устойчивую познавательную потребность интерес к знанию, активизируя познавательную деятельность.

Задачи: Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность - отыскивать предметы, свойства которых отвечают определенным требованиям (притягиваются к магниту); развивать способность детей слушать других, излагать свою точку зрения; расширять средства познания и естественно-научный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны те или иные предметы; развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра; развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игры-драматизации.

Материалы: А) демонстрационные: магниты (неокрашенные) книга, фломастеры, мяч два тазика: первый с водой, второй с горохом, перемешанным с гайками, шурупами; настольная игра «Поймай рыбку», настольный театр, 3 ведерка, шишки, кубики, ключи, магнитофон, кокошник «Магнит»;

Б) раздаточные: набор предметов, сделанных из железа, бумаги, резина, пластмассы, дерева; магниты, ключи, повязки для глаз.

Словарная работа: магнит, примагничивает, железо, металл, руда.

Дети сидят в группе за столами. Под музыку Дунаевского «Леди Совершенство» входит воспитатель Мери Поппинс. В руках у нее большая книга и зонтик.

Ход занятия.

Мери Поппинс: Здравствуйте! Меня зовут Мери Поппинс. Я приглашаю вас сегодня в школу «Магнитолию». В начале давайте познакомимся. Наденьте свои шапки - «почемучки». По первой букве вашего имени я постараюсь угадать, как вас зовут (знакомится с детьми) вот и познакомились пора начинать урок. Сегодня я расскажу вам сказку. (Открывает первую страницу большой книги и показывает на ней сказку). В старину рассказывали, будто есть на краю свету у самого моря, гора Магнит. Подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной способностью притягивать к себе предметы, сделанные из железа. Не подалеку от горы был город Магнезия, в которой жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все другие рыцари он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся ни стрел вражеских, ни зверей. Смело разгуливал Магнитолик где хотел только в одном месте еще не разу не бывал – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама что ни один рыцарь мимо нее проехать не может: притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Но Магнитолик был очень храбрый да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется смело отправился он в путь!

Но как ни был Магнитолик селен и отважен, не мог он справится с камнями, которые так притягивали его к себе.

Ребята, как вы думайте, почему Магнитолик не может справится с камнями? И если способ все же выиграть спор проехать мимо горы и вернуться живым и невредимым? (Дети отвечают. Если они затрудняются, взрослые напоминают, из чего сделаны доспехи рыцаря и каким свойством обладали камни, найдиные возле горы. Выиграть спор можно, освободившись от доспехов.)

Вспомните, как называлась волшебная гора в сказке. (Магнит.) Наверняка в своей жизни вы уже сталкивались с настоящим, несказочным магнитом обладающим способностью притягивать железные предметы.

(Мери Поппинс достает из своего сундука магнит и показывает детям.)

Что такое магнит? (ответы детей.)

Магнит – это кусок железной руды обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. Магнит примагничивает к себе предметы. Повторим еще раз вместе это трудное слова «примагничивает». Железную руду добывают из горы, а затем на заводе делают магнит и его специально намагничивают.

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то, может быть, он должен примагничивать другие предметы? (Ответы детей.)

Чтобы проверить наши гипотезы мы проведем эксперимент. У вас в сундучках разные предметы. Достаньте их и разложите перед собой из чего они сделаны? (Ответы детей.)

Возьмите магниты и самостоятельно определите, какие предметы примагнитятся. (Дети проверяют воздействие магнитов на предметы, Мери Поппинс в процессе эксперимента задает вопросы.)

Из какого материала сделаны предметы, притягиваемые магнитом? Какие предметы остались? Из чего они?

Ребята, а какие же предметы примагничиваются? (Ответы детей.) Давайте заполним страничку в волшебной книге. (Предлагает детям подойти к столу с книгой.)

(В центре страницы изображен магнит, а вокруг него разнообразны предметы. Количество примагничиваемых предметов должно равняться количеству детей.)

Проведите стрелку к тому, что притягивает магнит. (дети выполняют задание и садятся на свои места.)

Посмотрите, по моему, Магнитолик ожил и готов спрыгнуть со страницы книги к нам. (Мери Поппинс снимает Магнитолика, у него в руках ключи от города.

Магнитолик: Здравствуйте! Я видел ваши эксперименты и слышал, что это твердый железный предмет. Значит, если моя одежда и ключи сделаны из железа, то они тоже должны притягивать предметы?

Мери Поппинс: Ребята, как вы считаете, прав Магнитолик или нет (Ответы детей.)

Если нет, то почему? (не каждый железный предмет является магнитом.) Давайте проверим!

«Почемучка» Дима возьми ключ и попробуй им примагнитить предметы. (Предлагает затем каждому взять железный предмет из сундучка и попробовать примагнитить другие предметы.)

Доказали мы Магнитолику, что ключ - не магнит (Ответы детей.)

А теперь предлагаю поиграть.

Дидактическая игра

«Притянется – не притянется»

Дети встают полу кругом. Если магнит притягивает то, из чего сделан предмет, названый ведущим игрок ловит брошенный ему мяч, если нет, то не ловит его.

Мери Поппинс: (Показывает тазик с водой и плавающими в ней предметами): Посмотрите Магнитолик случайно уронил ключ в воду. Что делать? Как достать ключ из воды не намочив его? (Дети с помощью магнита достают ключ из воды.)

После окончания работы Мери Поппинс предлагает сделать вывод, что с помощью магнита можно быстро и не замочив рук вытащить предметы из воды. Вода магниту не мешает.

Затем ребята достают железные предметы из тазика с горохом.

Магнитолик: Вот какие сильные эти магниты! Ни в воде от них не спрячешься, ни среди других предметов! А вот если бы я поверх железных и еще деревянные доспехи надел, гора бы меня, наверное, не притянула – дерево то не примагничивается верно ребята? Дети высказывают свое предположение.

Мери Поппинс: А это легко проверить (Вызывает ребят желающих провести эксперимент, и предлагает им попробовать примагнитить железные предметы через крышку стола, водя магнитом под ней.)

Как видите, и деревянный стол магниту не помеха.

Пользуясь этим свойством магнита, можно устроить прямо на столе или на переносной доске магнитный театр, разыграв не большую сказку. Пусть каждый из детей попробует себя в качестве «магнитокукловода».

«Игра-аттракцион»

«Кто больше»

На полу рассыпаются мелкие предметы из разных материалов (кубики, шишки, ключи, болты и д. р.)

Выбираются двое-трое детей, которым завязывают глаза. В руки им даются корзинки по условному сигналу ребята собирают с помощью магнитов с пола предметы, которые магнит притянет, и кладут в свои корзинки. По сигналу игра заканчивается, детям снимают повязки с глаз, и они считают, кто сколько предметов собрал. Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.

Магнитолик: Ух! Сколько веселых игр можно придумать с магнитом!

Мери Поппинс: Магниты можно использовать не только для игр. Они приносят большую пользу людям в разных приборах и устройствах: в магнитофонах (выделить голос, радио, телевизорах, компасах (Показывает компас.) Это прибор, без которого не один корабль не выходит в море, так как может заблудится, и не вернутся в порт. (Можно рассказать подробнее об устройстве компаса.) Как еще люди используют магниты? (Ответы детей.)

Игра

«Поймай рыбку»

В «озере» (тазик с водой) плавают рыбки. Каждому ребенку дается удочка. «Рыболовы», приговаривая: «Ловись рыбка большая и маленькая», вытягивают рыбок. Их пересчитывают и раскладывают на столе, чтобы всем было видно.

Мери Поппинс: Кто догадался, почему к удочки прицепляются рыбки? (На кончике крючка привязан магнит, а к рыбке маленькая железочка.)

Публикации по теме:

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе Перспективный план По экспериментальной деятельности В старшей группе № 10 и 12 на 2012 - 2013 учебный год Сентябрь: Диагностика.

«Магнит и его свойства». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Магнит и его свойства» Программное содержание: - помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Осень
Автор публикации:
«Путешествие в школу «Магнитолию». Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 21:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...