Конспект организованной деятельности в подготовительной группе «Семья»

Алла Чайчиц
Конспект организованной деятельности в подготовительной группе «Семья»

Приоритетная образовательная область: «Познание»

В интеграции: «Коммуникация», «Социализация» «Художественное творчество».

Главные слова: род, родители, любовь, послушание, забота, благодарность.

Цель: обогатить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга.

Задачи:

Образовательные:

1. Подвести детей к умению строить элементарные родственные связи;

2. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о семье

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать любящее, заботливое отношение ко всем членам семьи.

2. Воспитывать в детях уважение к семенным традициям.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Л. Толстой «Старый дед и внучек»;

Рассматривание иллюстраций, семейных фотографий;

Сюжетно-ролевая игра «Семья»;

Рассказывание пословиц о семье, обсуждение их смысла;

Знакомство с семейными традициями

Утренние и вечерние беседы на тему «Будни семьи», «Семейные праздники», «Забота о ближних».

Материалы к занятию: стихи и поговорки, иллюстрации, семейные фото, принадлежности для худ. творчества.

Ход занятия:

Дети сидят за столами.

Воспитатель:

Семья – это то, что мы делим на всех

Всего понемногу: и слезы и смех,

Взлет и паденья, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели, года.

И степы родные,

И отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем.

Сегодня, ребята, мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме, о семье. Произнесите слово «семья» по слогам: «семь-я». Как вы думаете, что это значит?

Ответы детей.

Воспитатель: Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Вы на кого-то в семье похожи, кто-то похож на вас. И сходства бывают не только внешними. Многие из вас унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу. Ведь семья – это группа живущих вместе близких родственников. Сейчас я вам расскажу, какими были семьи в России в старину, когда были маленькими ваши бабушки и дедушки.

В старину Россия была в основном крестьянской страной. Городов – немного, все они небольшие, а основное население жило в селах и деревнях. Деревенские семьи были большими и многодетными. Детей у матери рождалось не два, три, о порой и десять и пятнадцать! Трудно вырастить и вскормить столько малышей, да зато недаром сложили в русском народе пословицы: «Изба детьми весела», «Есть дети – будут и радости». Говорили и так: «Дети – божья благодать» или так: «Хоть тесно, да лучше вместе».

Дети в деревенских семьях быстро взрослели и становились помощниками отцу с матерью. Дочери учились всему у бабушки и мамы: и шить, и вязать, и прясть, и ткать, и печь топить, обед варить, да и нянчили младшеньких сестренок и братишек.

А мальчики от отца не отходили – всему у него учились: и коней запрягать, и в поле работать. В старину ребенок 7-8 лет уже становился в семье помощником!

Пословица русская примечает: «Мальчик – утеха отцу, а девочка – матери».

Чтобы жить такой большой семьей, и дом нужно иметь соответствующий. В те времена деревьев повсюду росло много, кругом были непроходимые леса. Поэтому и дома строили деревянные. Да какие красивые! Деревянной узорчатой резьбой покрывали и оконца, и ставенки, и наличники, и двери. В домах устраивали подпол. Здесь хранили всю зиму до весны дары земли, что выросло на грядках и в огороде.

В избе главная хозяйка – русская печь! Она и дом согревала в зимние холода, в ней и еду варили. На теплой печке бабушка внукам и сказки долгими вечерами при свете лучинки рассказывала.

Дети подрастали и о своих семьях задумывались. Девицы хороводы водили. Недаром ведь говорится: «Девица красна в хороводе, как маков цвет в огороде» (красна – значит, красива)

Парно себе невест выбирали, потом с согласия родителей свадьбу играли, а там и свой дом строили неподалеку от родительского.

Возникала новая семья. Потом и другие дети свои семьи создавали.

Воспитатель: Как вы думаете, почему же на Руси семьи были такие большие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Чтобы землю обработать, поля засеять, урожай собрать, много рабочих рук нужно! Часто старики говаривали: «Нам и старость не страшна, у нас детей много, они нас не бросят, когда мы уж работать не сможем». Так оно и было.

В городах семьи, конечно, поменьше. Жить здесь теснее, ребенка вырастить сложнее, чем среди живой природы. Но и тогда у многих по пять-семь ребятишек подрастало, ведь недаром говорится: «Человек без сестер и братьев одинокое дерево».

Воспитатель: А сейчас ребята, мы поговорим о ваших семьях.

-Расскажите, сколько членов в вашей семье.

-Назовите по имени, отчеству, фамилии ваших папу, маму, дедушку, бабушку.

- Есть ли у вас в семье братья и сестры? Как их зовут? Кто у вас в семье старший, кто младший?

-Есть ли у вас дяди, тети? Кем они приходятся вашим родителям?

- Расскажите о традициях в вашей семье.

Рассказы детей с использованием семейных фото.

Воспитатель: А теперь ребята выходите на семейную зарядку.

Физкультминутка:

Осенью, весной, летом и зимой,

Мы во двор выходи

Дружною семьей.

Встали в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, (поднять руки вверх – опустить)

Папа бодро приседает. (приседание)

Повороты вправо – влево (руки на поясе, повороты в стороны)

Делает мой братик Сева,

Я и сам бегу трусцой (бег на месте, наклоны головой из

И качаю головой. стороны в сторону)

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

- «Душа на месте», где место души человека? (Внутри)

- Какая должна быть душа? (Добрая)

- Если человек обижает своих близких, что происходит с душой? (Она болит)

- Как можно вылечить заболевшую душу? (Надо научить ее любить близких, заботиться о них)

- Дружная семья – какая она? (Это та семья, где царит любовь, дружба, послушание, забота друг о друге)

- Какие еще поговорки и пословицы о семье вы знаете?

Дети называют, воспитатель дополняет:

«Согласие да лад – в семье клад»

«Семья сильна, когда в ней крыша одна»

«В семье все согласно, так и дело идет прекрасно»

Воспитатель: Недаром в народе говорят: «Согласная семья – самая счастливая». Послушайте стихотворение о счастливой семье.

Ребенок:

«Мой дом, моя семья»

Дом, в котором мы живем –

Это очень добрый дом.

В нем живут мои игрушки,

Мама, папа, брат, сестра,

Дед и баба….Ну, и я!

- А у Саши в доме кот…Серый.

- А у Маши – пес – Барбос…Белый.

А у вас кто в доме есть?

Можешь всех назвать и счесть?

Нарисуй свой добрый дом

И своих любимых в нем.

Воспитатель предлагает нарисовать свою семью, или самые интересные события из жизни семьи. Дети самостоятельно выбирают тему рисунка и материал для работы.

В конце занятия организуется выставка для родителей «Моя семья».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Моя семья» с использованием ИКТ Тема: Моя семья Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» на тему «Моя семья» Конспект НОД по образовательной области «Познание» на тему: «Моя семья» Цель: Закрепить представление о родственных отношениях; Интеграция.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • День семьи
Автор публикации:
Конспект организованной деятельности в подготовительной группе «Семья»
Опубликовано: 18 января 2014 в 16:51
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...