Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней»

Манашкова Елена
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней»

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КАМНЕЙ»

Манашкова Елена Владимировна

воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок»

2015г.

Виды деятельности :

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей :

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие в страну камней“» размещена в разделах

физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Образовательные задачи :

- Дать детям представление о таком явлении природы как вулкан, познакомить с профессией ученого-вулканолога,

- Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения. Закрепить знания детей об объектах неживой природы.

- Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Вулканы» : учить называть свойства и особенности (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.).

- Способствовать развитию связной речи.

- Закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.

Развивающие задачи :

- Развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы.

- Развивать у детей познавательный интерес к деятельности.

- Способствовать развитию творческого воображения.

- Развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- Готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

- Умение работать в команде.

Материалы к занятию:

Мультимедийное оборудование, набор камней, сосуд с водой, молотки, деревянные бруски, «волшебный мешочек», лупы, пемза, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, салфетки.

Ход занятия.

Хозяйка Медной горы: - Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка Медной горы. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами и поэтому приглашаю вас в гости увидеть моё богатство – камни.

Но сначала будем знакомиться, и знакомиться мы будем ладошками. Вы на мою ладонь кладете свою ладошку и говорите свое имя.

Я рада нашему знакомству.

На столе стоит шкатулка

- Посмотрите, ребята, на мою шкатулку?

- Как вы думаете, что там находится? (Ответы детей)

Что находится в шкатулке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге не нужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать?

Правильно – это камень.

Скажите, какие бывают камни? (И каких только не бывает камней! Прозрачных, как родниковая вода, и темных, как ночь. Бесцветных и переливающихся всеми цветами радуги. Тяжелых – не поднять, и легких, как вата. Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы.)

- Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов

Презентация «Страна камней»

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть камни. Уже первобытные люди использовали их.

– Ребята, а вы знаете как человек использует камни?

Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса…

В нашей стране Уральские горы славятся своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.).

Посмотрите как они прекрасны!

Из камней-самоцветов мастера камнерезы делают великолепные произведения искусства: шкатулки, вазы, мебель, украшения, фигурки животных и даже цветы, ягоды, фрукты!

А это - янтарь – застывший кусочек солнца. Янтарь образовался из смоляных слёз хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Шли столетия, деревья росли и умирали, потом на этом месте образовалось море. Кусочки смолы постепенно отвердевали под воздействием холодных вод морских глубин, вода шлифовала камень, а потом выносила его на берег.

В кусочках янтаря можно увидеть попавших когда-то в смолу насекомых, семена, веточки… А как красивы поделки из янтаря!

- Ребята я хочу пригласить вас в мою сокровищницу полюбоваться камнями-самоцветами. (Дети рассматривают камни и изделия из них).

- А теперь давайте поэкспериментируем с камнями.

Какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни.

- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

- А если мы возьмём в одну руку камень, а в другую пластилин и сильно сожмём их, что с ними произойдёт? Почему? (ответы детей).

- Давайте проверим.

Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. – Какой вывод можно сделать? (ответы детей).

Ребята, посмотрите, здесь есть еще молоток, гвозди, деревянный брусок. Как вы думаете, что произойдёт, если мы попытаемся забить гвоздь в камень и в брусок? Почему? (ответы детей).

- Давайте проверим.

– Какой вывод можно сделать? (ответы детей).

- Почему забили гвоздь? (брусок мягкий, непрочный).

- А что будет, если мы опустим камень в воду? Почему? (ответы детей).

- Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый).

- Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Этот камень называется пемза. Давайте и его опустим в воду. Что происходит? Почему? (ответы детей).

- Возьмите лупу и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня? (дырки).

- А как вы думаете эти дырочки пустые? Пемза не утонула, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный… (вулкан).

Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы, как вулкан.

Презентация «Вулканы»

Сначала я хочу рассказать вам легенду.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

Давайте заглянем внутрь вулкана. На что похож вулкан? Какой он формы? Верхушка вулкана называется кратер. А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас.

- Скажите, ребята, чем опасны вулканы?

- Вулканы очень опасны для человека но, несмотря на это людям приходится жить в горах в опасной близости от вулканов. Почему? Потому что очень трудно покинуть свой дом и найти себе новое место для жилья, а ещё люди надеются на чудо, ведь спящие вулканы иногда просыпаются раз в тысячелетие или «засыпают» навсегда. Но, к сожалению, были и такие случаи, когда от проснувшихся вулканов погибали целые города…

Опасны почти все проявления вулканической деятельности. Лавовые и грязевые потоки могут полностью разрушить поселения, лежащие на их пути.

Опасность грозит людям, оказавшимся вблизи или между языками магмы. Не менее страшен и пепел, проникающий буквально всюду. Источники воды бывают завалены лавой и пеплом, крыши домов обрушиваются.

Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.

А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов.

Действующий

- Как вы думаете, какой вулкан называют действующим? (это тот, который извергает лаву).

Спящий

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву).

Потухший

- Как вы думаете, какой вулкан называют потухшим? (который тысячу лет не извергает лаву).

А как вы думаете, у нас в Ставропольском крае есть вулканы? (ответы детей).

На Земле имеется около 400 действующих вулканов. Потухших насчитывается значительно больше. Но мало кто знаком с вулканами Ставропольского края. Многие наверное, даже удивятся: "А разве в Ставропольском крае есть вулканы?" Представьте себе - есть. И даже не один.

Ставропольские вулканы расположились недалеко от города Пятигорска, образовав целый вулканический район, называемый обычно Пятигорьем, хотя здесь не пять, а семнадцать вулканических гор.

Пятигорские вулканы особенные. Их можно назвать «неудавшимися вулканами», так как раскаленная магма у многих из этих гор, поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи земной коры и лишь приподняла их над окружающей местностью в виде высоких куполов. Земная кора не позволила пятигорским вулканам сделаться настоящими вулканами, извергающими лаву, пепел, раскаленные бомбы и горячие газы. Такие вулканы называют лакколитами.

Физкультминутка

Вулканы начали играть –

Из жерла лаву извергать. - Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! - Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать. - Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул - Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул. - Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.

- Наблюдать извержения вулкана интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре.

Просмотр видео «Извержение вулкана Плоский Толбачик. Камчатка»

- Давайте мы с вами попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.

Не забывайте во время эксперимента соблюдать правила безопасного поведения:

Надо работать аккуратно:

Ничего не брать в рот!

Не нюхать!

Быть внимательными!

Быть осторожными!

На столе – макет вулкана. В его жерле приготовленная смесь - 2 чайные ложки соды, 5 капель моющего средства, красная краска - 1 кофейная ложка.

Воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона, уксус).

Какой красивый, замечательный, необычный вулканы мы оживили.

А теперь, ребята, нам пора прощаться. Вам понравилось у меня в гостях? Что нового и интересного вы узнали? Что бы ещё хотели узнать?

Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает лаву и камни, а извергает только сладкие подарки, угостить.

Анализ занятия.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности. по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Путешествие.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Опасный дым» Конспект организованной образовательной деятельнос по познавательному развитию на тему: «Опасный дым» Цель: развивать у детей поисково-познавательные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимующие птицы» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие Капельки» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и вкуса).

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Защитники Отечества» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Возрастная группа: средняя оздоровительная № 5, дети 4-5.

Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой» Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Задачи: • Приобщение детей старшего.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок» Цель: Развитие умения находить нестандартные подходы к решению задач. Задачи Задачи познавательного развития: Формировать умение называть.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну — Экономика!»Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну — Экономика!» Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну - Экономика!" Образовательная область: «Познавательное развитие».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну вежливости и доброты» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну вежливости и доброты» Цель: Формирование у.

«Путешествие в страну знаний». Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Цель: познакомить с составом числа 8 из единиц и цифрой 8 Задачи: Образовательные: 1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней»
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 10:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД