МААМ-картинки

Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в подготовительной группе»

Алина Бельских
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в подготовительной группе»

Тема: «Это родина моя».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Позна-ние», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуника-тивная, продуктивная.

Цель: Познакомить с шорской культурой.

Задачи:

образовательная: продолжить знакомить детей с родным краем, с коренными жителями юго-кузбасса и Новокузнецка – шорцами, с их бытом и культурой.

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Экскурсия в подготовительной группе“» размещена в разделах

развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.

воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа, к людям разных национальностей. Воспитывать желание посещать музеи, закрепить знания их культурной ценности, правил поведения в музее.

Оформление и атрибуты: фотографии символики шорцев, куклы в национальных шорских костюмах, принадлежности домашнего обихода, обереги, шаманский бубен с шорским орнаментом, макет шорского поселе-ния.

Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети. (слайд это родина моя)

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети сидят на стульях появляется краевед.

Краевед: Здравствуйте ребята, я краевед, я занимаюсь изучением родно-го края, а вы знаете историю родного края? Люди каких национальностей жили на земле Кузнецкой, чем они занимались, какие у них были традиции, обычаи, знаете? Сегодня нам с вами предстоит интересное путешествие в одно загадочное, волшебное место -музей.

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

Нам долго выбирать не нужно место

Мы дружно отправляемся в музей!

Нас вернисажи, выставки встречают,

А краевед на встречу к нам спешит,

И, несомненно, все мы получаем,

Здесь что-то для ума и для души,

Музей нам дарит много впечатлений

И учит нас прекрасное ценить,

Мы знаем – память многих поколений

Музеи будут бережно хранить!

В нашем музее проходит выставка экспонатов под названием – «Это Ро-дина моя!».

Ребята а вы знаете правила поведения в музее?

Ребята: Да! Вести себя тихо и не трогать экспонаты руками!

Краевед: Молодцы! Что ж тогда начнем нашу экскурсию.

Ребята подскажите, а в какой стране мы живем?

Ребята: России!

Краевед: Правильно! Наша страна, наша родина Россия. Есть на ней ме-сто, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и жи-вет! А кто скажет в какой области мы живем.

Ребята: Кемеровской!

Краевед: Правильно! Если посмотреть на карту, то мы увидим, что кеме-ровская область, находится почти посередине Российского государства. (слайд карта России)

А в каком городе мы живем?

Ребята: Новокузнецке.

Краевед: А как называют жителей Новокузнецка?

Ребята: Новокузнечане.

Краевед: Давайте на карте найдем наш город Новокузнецк он находится на юге Кемеровской области. (слайд Кемеровской области) Дети, а как вы ду-маете почему наш город назван Новокузнецком?

Ребята: Здесь жили Кузнецы!

Краевед: Правильно! Здесь жили Кузнецы!

В далекие –далекие времена когда нашего города еще не было, по бере-гам реки Томь, ее притокам Мрас-су и Кондома проживали малочисленные группы -горные Шорцы! (Слайд шорские пейзажи) Шорцы жили в юртах, лес-ных землянках. (Слайд шорские жилища) Название народа произошло от име-ни одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая вер-сия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинствен-ных джунгар, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” – печаль. Сильные и выносливые работоспособ-ные шорцы, талантливы от природы! Русские в старину называли шорцов – «Кузнецами» за их умение добывать, плавить железо и изготавливать из них предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Куз-нецкая земля, город Кузнецк, позже названный Новокузнецком.

Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали ору-жия и мечи. Повсеместно была распростронена обработка кожи и дерева (изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей). (Слайд ремесло)

Домашняя утварь деревянная и берестяная изготавливалась преимуще-ственно самими хозяевами. Для хранения зерна, меда использовали берестя-ные туеса. (Слайд деревянная и берестяная посуда)

У южных шорцев главным занятием оставалась охота, собирательство и рыболовство, занимались скотоводством, земледелием, торговлей и изготов-лением и сбытом глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пче-ловодство, сбор кедрового ореха.

И так шорцы – коренные жители нашего города и Кемеровской области. Не важно в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.

Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей нашего города – шорца. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по шорски «Эзеноктар!», а вы попробуйте мне ответить «Эзен!».

Дети: Эзен!

Краевед: Название нашей реки Аба, которая не замерзает зимой –тоже шорское.

Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злы-ми духами - хозяев тайги, гор, рек, озер., которые могут помогать или вредить людям. Общение с духами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. (Слайд шаман с бубном)

- Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путе-шествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте, перед сбором уврожая. Ни одно дело не обходилось без шамана.

Краевед: Я предлагаю вам поиграть в шорскую народную игру «Белый шаман»! (проводится игра). -

Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.

Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры:

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Атрибуты: Бубен с шорским орнаментом.

Краевед: Молодцы ребята!

Ремесло шорцев носило домашний характер. Женщины занимались тка-чеством. Первоначально одежда шилась вручную и была из домотканой ткани кендыря. Материал выкраивался острым ножом. Детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Позже одежда стала фабричного производства из покупного у русских черного сатина, бязи и других покупных тканей темных практичных расцветок. Мужская и женская одежда была почти одинаковой, состояла из рубахи, штанов и халата с вышивкой. (слайд одежда) Однако, вышивка на женской одежде выполнялась не только по вороту, как на мужской, но по подолу и обшлагам рукавов. Женская одежда оживлялась бусами, ожерельями, тонкими перстнями или медными кольцами, серьгами из стальной проволоки или меди с бисером, а волосы украшались приплеткой чынча, изготовленной из конского волоса и унизанной раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками. (слайд украшения) Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Нижнего белья шорцы не носили. Особой ритуальной, праздничной одежды не было. Зимой надевали несколько халатов, один поверх другого. Хотя существовали особые элементы охотничье-промысловой одежды, обеспечивающие незначительный комфорт охотника. Обувью служили кожаные сапоги с длинными го-ленищами.

Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.

(Слайд береза в лентах) Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи.

Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»

Игра «Перетягивание палки» (Тайак тартканы)

Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.

Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок.

Бела, пушиста и мягка

На землю сеется мука. (Снег)

Одежек носит 100 она,

А пуговица лишь одна. (Капуста)

Край худой да край гнилой,

В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)

Без воды и без огня

Котелок кипит у пня. (Муравейник)

Скачет девочка в избе

На кудрявой голове.

Скок, скок, поскок

На ноге поясок. (Веник)

Без рук, без ног бедняжка,

А рядится в рубашку. (Подушка)

Землю солнышко пронзило

Красный лучик обломило. (Морковь)

Существует легенда что в шории живет Йети - снежный человек. (слайд –йети, игушка -йети)

Снежный человек, йети – это все названия одного и того же загадочного существа, жителя на нашей планете.

Краевед: Ребята посмотрите, сколько разных предметов шорского быта, украшенных яркими узорами. Все эти предметы сделаны руками замечатель-ного и трудолюбивого народа, и все они украшены шорским орнаментом. (слайд шорский бубен, наскальные рисунки)

Давайте внимательно рассмотрим рисунки на всех этих предметах. Обра-тите внимание, какие линии использованы, какие цвета преобладают?

- Дети, у шорцев существовало поверье, если на камне нарисовать жи-вотное и унести этот камень в тайгу, то в следующий раз туда можно смело ид-ти на охоту, там обязательно будут звери, охота будет удачной. А если нарисо-вать другие рисунки и положить в юрту, у очага, у постели и так далее, то в до-ме будет достаток, благополучие, все будут здоровы.

Давайте рассмотрим рисунки на камнях.

Шорцы в своих орнаментах используют: прямые, ломаные и волнистые линии, спирали, треугольники, черточки, крестики, волнистые линии с одной и двумя петлями. Также рисуют рыб, зверей, елочки, птиц.

Основные цвета: зеленый, желтый, синий, красный, белый.

Давайте рассмотрим элементы орнамента. А теперь прийдя в группу по-пробуйте эти элементы нарисовать сами, ведь многие элементы вам знакомы по другим росписям.

Наша экскурсия подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Надеюсь, что это знакомство не закончилось, а только начинается.

Ребята ответьте, а о чем была наша экскурсия? Вам понравилась экскур-сия? А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Ребята идут в группу под шорскую музыку расписывать камни шорскими узорами.

Краевед: Вы все большие молодцы, хорошо потрудились и узнали за се-годня много нового.

Сегодня мы сделаем выставку ваших работ, которую увидят ваши родные и близкие.

Всем большое спасибо. А теперь всех ребят и гостей приглашаю к столу, отведать шорское национальное блюдо пирог с рыбой и картошкой (курмек) с травяным чаем.

Пьют травяной чай с курмеком под шорскую музыку.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Дарите добро!» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о волонтерской (добровольческой) деятельности. Задачи: Образовательные: - познакомить с понятием «волонтер»,.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в подготовительной к школе группе комбинированной.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима». Цель:.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок»» Кузнецова Т. Г..

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Программное содержание:.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Будущие школьники». Итоговое занятие по развитию речи «Будущие школьники»Задачи:Образовательные-учить определять количество и порядок слов в предложении..

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» Образовательная область: «Познавательное развитие», Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимние приключения» нспект организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме: «Зимние приключения» Образовательная.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Экскурсия в библиотеку» в подготовительной группе Непосредственно организованной образовательной деятельности «экскурсия в библиотеку" Возрастная группа воспитанников___подготовительная.

План-конспект организованной образовательной деятельности ООД в подготовительной группе План – конспект организованной образовательной деятельности (ООД) в подготовительной группе дошкольного отделения МБОУ «Школа-интернат №4.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в подготовительной группе»
Опубликовано: 10 июля 2018 в 18:59
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД