Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня «Звук и буква Н»

Татьяна Брехова
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня «Звук и буква Н»

Тема «Звук и буква Н»

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Цель занятия: закрепить произношение и артикуляцию звука [Н]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить выделять звук [н] в словах (начало, конец);

- познакомить с буквой Н;

- обогащать словарный запас детей;

- продолжать учить детей отвечать полным ответом.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух: определять место звука в слове;

- развивать память, мышление, внимание;

- предупреждать дисграфию.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение слушать педагогов и сверстников;

Оборудование:

- фигурки трех поросят и волк;

- картинки зимующих птиц;

- картинки с изображением предметов со звуком [Н];

- счётные палочки;

- музыкальное сопровождение из сказки «Три поросенка»;

- индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1)Психологический настрой.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим.

И тихонечко сидим.

2. Введение в тему.

Звучит фонограмма песни «Три поросенка»

- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.) Выставляются фигурки поросят.

- Как звали поросят? (Наф-Наф, Нуф- Нуф, Ниф-Ниф).

3. Сообщение темы и цели занятия.

- Какой первый звук в именах Наф-Наф, Нуф-Нуф? (Дети отвечают полным ответом)

- Сегодня мы будем учиться произносить звук [Н], познакомимся с буквой Н.

4. Характеристика звука [н].

1) Произнесение звука [Н] перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.

Напряженным языком

На десну, наверх нажмем.

Н! – мы звонко произносим

Звуку помогает носик.

2) Артикуляция звука.

- Губки растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы. Значит, звук [Н] - согласный. Обозначать его мы будем квадратиком синего цвета.

(Выставляется картинка для звукоподражания – кучер погоняет лошадку и произносит: «Н-н-н». Дети прикладывают руку к горлышку – горлышко «дрожит»).

- Горлышко «дрожит», значит звук Н – звонкий.

- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? (Дети произносят эти звуки.)

5. Выделение гласных звуков из середины слов.

- Скажите Наф-Нафу, какой гласный звук есть в его имени.

- А в имени Нуф-Нуф?

- А в имени Ниф-Ниф?

- Какие это звуки? Почему?

6. Произношение звука [н] в слогах и словах.

1) -Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения. К ним прилетели…

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

- А почему же они не улетели от нас в теплые страны?

Игра «Веселый счет?»

- Сколько прилетело снегирей?

Сколько птиц сейчас узнаем,

дружно всех их сосчитаем.

- Снегири принесли игру.

2) Игра «Четвертый лишний».

- Догадайтесь, какой слог лишний в слоговых рядах:

На-но-ну-ма;

Ну-на са-но;

Со-ну-ни-на.

7. Физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

8. Артикуляционная гимнастика (упражнения для шипящих звуков).

1) -А, теперь покажем, как мы укрепляем язычок, чтобы научиться выговаривать правильно звуки.

- На дне рождении пьют чай с вареньем, представьте, что вы тоже пили чай со смородиновым вареньем.

- Покажите, какие у вас фиолетовые язычки. Расслабьте их, спокойно положите на нижнюю губу. Держите язычки в таком положении, пока я буду считать («лопатка»).

- Мы пили чай с вареньем из красивой чашечки. Покажите, как вы делаете «чашечку» из язычка.

- Мы пили чай из красивой чашечки с бубликами. Покажите, как вы делаете «бублик» из губок. (Округлить губы так, чтобы были видны зубы в положении «забор» счет).

Убирают зеркала.

2) Расскажем поросятам чистоговорку со звуками, которые вы умеете красиво произносить.

Зоя - зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

Зайка не спит - Зою зовет,

Зайке коза спать не дает.

9. Пальчиковая гимнастика «У кормушки».

Зимой птицам голодно, дети для них вешают кормушки. Посчитаем, сколько птиц прилетело к кормушке.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

10. Определение позиции звука.

Игра «Подарки для поросят»

- На день рождения дарят подарки.

- Выберите подарки для Наф-Нафа и Нуф-Нуфа в названии которых звук[H], слышится в начале слов.

- Выберите подарки для Ниф-Нифа в названии которых звук[H], слышится в конце слов.

(картинки: лимон, батон, диван, ноты, носки, апельсин, телефон, ножи и т. д.)

11. Знакомство с буквой.

1) Ножка, ножка

Поперек наложили поясок.

- На что похожа буква «Н»?

- Из каких элементов состоит буква «Н»?

- Cколько надо взять палочек?

2) Сложите из счетных палочек.

Надо букву Н построить,

Палочки побеспокоить.

Поскорей две ровно встали,

Вместе третью приподняли.

3) Чтение слогов.

- Научим поросят читать АН ОН УН ИН

4) Игра «Определи букву в неправильном положении»

- Кто еще из героев был в сказке «Три поросенка»? (Волк).

- Волк дунул и все буквы перевернулись.

- Обведите правильное положение буквы Н.

- Сколько правильно написанных букв обвели?

- Сколько букв имеют неправильное положение?

10. Итог занятия. Оценивание.

- Вот и закончился праздник у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа.

- Что вам понравилось на празднике?

- Сколько снегирей прилетало на день рождения?

- С каким звуком знакомились?

- Молодцы!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня «Звук и буква Н»
Опубликовано: 23 января 2014 в 20:10
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...