Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня «Звук и буква Н»

Татьяна Брехова
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня «Звук и буква Н»

Тема «Звук и буква Н»

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Цель занятия: закрепить произношение и артикуляцию звука [Н]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить выделять звук [н] в словах (начало, конец);

- познакомить с буквой Н;

- обогащать словарный запас детей;

- продолжать учить детей отвечать полным ответом.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух: определять место звука в слове;

- развивать память, мышление, внимание;

- предупреждать дисграфию.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение слушать педагогов и сверстников;

Оборудование:

- фигурки трех поросят и волк;

- картинки зимующих птиц;

- картинки с изображением предметов со звуком [Н];

- счётные палочки;

- музыкальное сопровождение из сказки «Три поросенка»;

- индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1)Психологический настрой.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим.

И тихонечко сидим.

2. Введение в тему.

Звучит фонограмма песни «Три поросенка»

- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.) Выставляются фигурки поросят.

- Как звали поросят? (Наф-Наф, Нуф- Нуф, Ниф-Ниф).

3. Сообщение темы и цели занятия.

- Какой первый звук в именах Наф-Наф, Нуф-Нуф? (Дети отвечают полным ответом)

- Сегодня мы будем учиться произносить звук [Н], познакомимся с буквой Н.

4. Характеристика звука [н].

1) Произнесение звука [Н] перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.

Напряженным языком

На десну, наверх нажмем.

Н! – мы звонко произносим

Звуку помогает носик.

2) Артикуляция звука.

- Губки растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы. Значит, звук [Н] - согласный. Обозначать его мы будем квадратиком синего цвета.

(Выставляется картинка для звукоподражания – кучер погоняет лошадку и произносит: «Н-н-н». Дети прикладывают руку к горлышку – горлышко «дрожит»).

- Горлышко «дрожит», значит звук Н – звонкий.

- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? (Дети произносят эти звуки.)

5. Выделение гласных звуков из середины слов.

- Скажите Наф-Нафу, какой гласный звук есть в его имени.

- А в имени Нуф-Нуф?

- А в имени Ниф-Ниф?

- Какие это звуки? Почему?

6. Произношение звука [н] в слогах и словах.

1) -Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения. К ним прилетели…

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

- А почему же они не улетели от нас в теплые страны?

Игра «Веселый счет?»

- Сколько прилетело снегирей?

Сколько птиц сейчас узнаем,

дружно всех их сосчитаем.

- Снегири принесли игру.

2) Игра «Четвертый лишний».

- Догадайтесь, какой слог лишний в слоговых рядах:

На-но-ну-ма;

Ну-на са-но;

Со-ну-ни-на.

7. Физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

8. Артикуляционная гимнастика (упражнения для шипящих звуков).

1) -А, теперь покажем, как мы укрепляем язычок, чтобы научиться выговаривать правильно звуки.

- На дне рождении пьют чай с вареньем, представьте, что вы тоже пили чай со смородиновым вареньем.

- Покажите, какие у вас фиолетовые язычки. Расслабьте их, спокойно положите на нижнюю губу. Держите язычки в таком положении, пока я буду считать («лопатка»).

- Мы пили чай с вареньем из красивой чашечки. Покажите, как вы делаете «чашечку» из язычка.

- Мы пили чай из красивой чашечки с бубликами. Покажите, как вы делаете «бублик» из губок. (Округлить губы так, чтобы были видны зубы в положении «забор» счет).

Убирают зеркала.

2) Расскажем поросятам чистоговорку со звуками, которые вы умеете красиво произносить.

Зоя - зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

Зайка не спит - Зою зовет,

Зайке коза спать не дает.

9. Пальчиковая гимнастика «У кормушки».

Зимой птицам голодно, дети для них вешают кормушки. Посчитаем, сколько птиц прилетело к кормушке.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

10. Определение позиции звука.

Игра «Подарки для поросят»

- На день рождения дарят подарки.

- Выберите подарки для Наф-Нафа и Нуф-Нуфа в названии которых звук[H], слышится в начале слов.

- Выберите подарки для Ниф-Нифа в названии которых звук[H], слышится в конце слов.

(картинки: лимон, батон, диван, ноты, носки, апельсин, телефон, ножи и т. д.)

11. Знакомство с буквой.

1) Ножка, ножка

Поперек наложили поясок.

- На что похожа буква «Н»?

- Из каких элементов состоит буква «Н»?

- Cколько надо взять палочек?

2) Сложите из счетных палочек.

Надо букву Н построить,

Палочки побеспокоить.

Поскорей две ровно встали,

Вместе третью приподняли.

3) Чтение слогов.

- Научим поросят читать АН ОН УН ИН

4) Игра «Определи букву в неправильном положении»

- Кто еще из героев был в сказке «Три поросенка»? (Волк).

- Волк дунул и все буквы перевернулись.

- Обведите правильное положение буквы Н.

- Сколько правильно написанных букв обвели?

- Сколько букв имеют неправильное положение?

10. Итог занятия. Оценивание.

- Вот и закончился праздник у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа.

- Что вам понравилось на празднике?

- Сколько снегирей прилетало на день рождения?

- С каким звуком знакомились?

- Молодцы!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня «Звук и буква Н»
Опубликовано: 23 января 2014 в 20:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...