Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)

Светлана Рожнова
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)

Цели и задачи:

закреплять навыки правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

продолжать работу над формированием навыка самоконтроля за собственной речью;

развивать артикуляционную и мелкую моторику, улучшать дикцию;

развивать фонематический слух;

закреплять навыки образования формы множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательные формы существительных,

закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

игрушка-мяч морской еж;

массажные мячи «ежики»;

«су-джок»;

волшебный мешок с игрушками для развития тактильно - кинестетической чувствительности;

аквариум с камнями и бисером из слогов со звуком [Р];

кубик со счетом 1-6;

гигантская пирамида;

игрушки - рыба, краб, кальмар;

карточки с картинками;

пронумерованные лодки (1,2,3) для определения количества слогов в словах;

раскраска с морским ежом на каждого ребенка.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Активизация словаря.

Л:Загадка.

Ты попробуй взять меня:

Я колюсь, как ёжик.

Круглым вырос я, друзья,

И совсем без ножек.

Я живу на дне морском

Там, где очень тихо.

Звёзды движутся ползком,

А вот рыбки — лихо (морской еж)

Л:. -Ребята, а по каким словам из загадки вы поняли, что это морской еж? (круглый, колючий, без ножек, живет на морском дне).

Л:. -Сегодня к нам на занятие пришел морской еж. Его зовут Руди. Ребята, посмотрите, какой он? (круглый, желтый, колючий, резиновый, без ножек).

Руди будет играть вместе с нами на протяжении всего занятии. Но прежде чем начать игру, необходимо потренировать наши пальчики и сделать артикуляционную гимнастику.

III. Игры на развитие мелкой моторики.

Игра № 1 с массажными мячами. Дети выполняют действия с мячом под стихотворение.

Л: - Мячик ежик мы возьмем,

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем.

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

Игра № 2 с эластичным кольцом «Су-джок». Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Л: -Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

IV. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: трубочка-заборчик, лопатка-иголочка, качели, часики, лошадка, грибок, гармошка, барабанщик, индюк.

V. Развитие фонематического слуха.

Л.: - Ребята, а кто знает, где обитает морской еж? (на море, в океане).

Однажды на море начался шторм, который уносил его любимый звук [Р]. Давайте поможем поймать его любимый звук. Когда услышите звук [Р] в словах — хлопните в ладоши. (стол, рама, лампа, робот, обезьяна, пантера, цветок, корабль).

Л.: - Ребята, вы догадались, с каким звуком мы будем сегодня играть?

- Давайте вспомним, как мы правильно произносим звук [Р] (ответы детей:губы в улыбке, зубы разомкнуты, воздушная струя сильная, язык находится наверху за зубами, прижат к альвеоле и дрожит, голос есть).

VI. Изолированное произнесение звука [Р].

Волшебный мешок с игрушками для развития тактильно - кинестетической чувствительности. Игра «Эмоциональное Р».

Л: - Руди приготовил для вас волшебный мешочек. Мы с вами будем доставать из мешочка предметы и выражать свои эмоции. Но, только при помощи звука [Р]. Прежде чем начать игру, давайте вспомним, какие бывают эмоции (испуг, радость, веселье, возмущение, восторг, грусть, недовольство, обида, удивление).

Помните, что доставая вещь из мешочка- мы можем только выразить эмоцию звуком [Р].

VII. Автоматизация звука [Р] в слогах (+ развитие мелкой моторики).

Игра с аквариумом из камней и бисера со слогами и с кубиком.

Л: - Ребята, мой морской еж Руди живет в аквариуме. Сейчас мы с вами будем доставать самые крупные камни и читать слоги. Но не просто читать, а проговаривать столько раз, сколько покажет кубик. (дети выбирают камушки и подбрасывают кубик с цифрой, хором повторяют слог совпавшей с номером на кубике 1-6).

VIII. Автоматизация звука [Р] в словах. Игры на ковре.

Игра № 1 с картинками «Найди картинку со звуком [Р]. Дети распределяют в лодочки картинки, где есть звук [Р] в одну лодку, где нет- в другую.

Игра № 2 с мячом «Один-много»

Игра № 3 с мячом «Назови ласково»

Игра № 4 с гигантской пирамидой «Придумай слово со звуком [Р] (дети нанизывают кольцо, придумывая слова со звуком [Р].

IX. Звуковой анализ слова.

Л.: - Ребята, возвращаемся за свои парты. Посмотрите, Руди позвал своих лучших друзей. Кого он пригласил? (рыба, краб, кальмар). Нам с вами надо положить каждого из героев в свою лодку. Первая лодка-звук [Р] в начале слова, вторая - в середине, третья-в конце слова. Определите, кто в какой лодке поплывет!

Л.: - Давайте разделим слова рыба, краб, кальмар на слоги.

Л.: - Разберем слово РЫБА (гласные-согласные (твердые, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, обозначение цветом).

X. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

Л.: -Ребята, кто сегодня у нас был на занятии? (На занятии был морской еж, которого зовут Руди)

- Кого пригласил Руди? (Руди пригласил рыбу. Руди пригласил краба. Руди пригласил кальмара.)

XI. Итог занятия.

Л.: - Ребята, занятие подходит к концу. Какой звук мы учились произносить? Молодцы девочки и мальчики! Давайте еще раз произнесем красиво звук [Р], и попрощаемся с Руди и его друзьями. А они для вас подготовили небольшие презенты (раскраска с морским ежом).

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)
Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Конспект индивидуальной НОД по дифференцированию звуков «Л» и «Р» в слогах, словах и предложениях «Лунтик и его друзья». Цель: дифференцировать звуки "Л" и "Р" в слогах, словах и предложениях. Задачи: • Закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р» в различных.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 11:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель: Познакомить...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Среди многочисленных праздников День матери- самый трогательный, нежный праздник. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным, ведь мамы...
Фотоотчет о празднике «Осень золотая»
Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
2 неделя ноября Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака,...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования 1 младших групп на...