Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)

Светлана Рожнова
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)

Цели и задачи:

закреплять навыки правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

продолжать работу над формированием навыка самоконтроля за собственной речью;

развивать артикуляционную и мелкую моторику, улучшать дикцию;

развивать фонематический слух;

закреплять навыки образования формы множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательные формы существительных,

закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

игрушка-мяч морской еж;

массажные мячи «ежики»;

«су-джок»;

волшебный мешок с игрушками для развития тактильно - кинестетической чувствительности;

аквариум с камнями и бисером из слогов со звуком [Р];

кубик со счетом 1-6;

гигантская пирамида;

игрушки - рыба, краб, кальмар;

карточки с картинками;

пронумерованные лодки (1,2,3) для определения количества слогов в словах;

раскраска с морским ежом на каждого ребенка.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Активизация словаря.

Л:Загадка.

Ты попробуй взять меня:

Я колюсь, как ёжик.

Круглым вырос я, друзья,

И совсем без ножек.

Я живу на дне морском

Там, где очень тихо.

Звёзды движутся ползком,

А вот рыбки — лихо (морской еж)

Л:. -Ребята, а по каким словам из загадки вы поняли, что это морской еж? (круглый, колючий, без ножек, живет на морском дне).

Л:. -Сегодня к нам на занятие пришел морской еж. Его зовут Руди. Ребята, посмотрите, какой он? (круглый, желтый, колючий, резиновый, без ножек).

Руди будет играть вместе с нами на протяжении всего занятии. Но прежде чем начать игру, необходимо потренировать наши пальчики и сделать артикуляционную гимнастику.

III. Игры на развитие мелкой моторики.

Игра № 1 с массажными мячами. Дети выполняют действия с мячом под стихотворение.

Л: - Мячик ежик мы возьмем,

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем.

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

Игра № 2 с эластичным кольцом «Су-джок». Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Л: -Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

IV. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: трубочка-заборчик, лопатка-иголочка, качели, часики, лошадка, грибок, гармошка, барабанщик, индюк.

V. Развитие фонематического слуха.

Л.: - Ребята, а кто знает, где обитает морской еж? (на море, в океане).

Однажды на море начался шторм, который уносил его любимый звук [Р]. Давайте поможем поймать его любимый звук. Когда услышите звук [Р] в словах — хлопните в ладоши. (стол, рама, лампа, робот, обезьяна, пантера, цветок, корабль).

Л.: - Ребята, вы догадались, с каким звуком мы будем сегодня играть?

- Давайте вспомним, как мы правильно произносим звук [Р] (ответы детей:губы в улыбке, зубы разомкнуты, воздушная струя сильная, язык находится наверху за зубами, прижат к альвеоле и дрожит, голос есть).

VI. Изолированное произнесение звука [Р].

Волшебный мешок с игрушками для развития тактильно - кинестетической чувствительности. Игра «Эмоциональное Р».

Л: - Руди приготовил для вас волшебный мешочек. Мы с вами будем доставать из мешочка предметы и выражать свои эмоции. Но, только при помощи звука [Р]. Прежде чем начать игру, давайте вспомним, какие бывают эмоции (испуг, радость, веселье, возмущение, восторг, грусть, недовольство, обида, удивление).

Помните, что доставая вещь из мешочка- мы можем только выразить эмоцию звуком [Р].

VII. Автоматизация звука [Р] в слогах (+ развитие мелкой моторики).

Игра с аквариумом из камней и бисера со слогами и с кубиком.

Л: - Ребята, мой морской еж Руди живет в аквариуме. Сейчас мы с вами будем доставать самые крупные камни и читать слоги. Но не просто читать, а проговаривать столько раз, сколько покажет кубик. (дети выбирают камушки и подбрасывают кубик с цифрой, хором повторяют слог совпавшей с номером на кубике 1-6).

VIII. Автоматизация звука [Р] в словах. Игры на ковре.

Игра № 1 с картинками «Найди картинку со звуком [Р]. Дети распределяют в лодочки картинки, где есть звук [Р] в одну лодку, где нет- в другую.

Игра № 2 с мячом «Один-много»

Игра № 3 с мячом «Назови ласково»

Игра № 4 с гигантской пирамидой «Придумай слово со звуком [Р] (дети нанизывают кольцо, придумывая слова со звуком [Р].

IX. Звуковой анализ слова.

Л.: - Ребята, возвращаемся за свои парты. Посмотрите, Руди позвал своих лучших друзей. Кого он пригласил? (рыба, краб, кальмар). Нам с вами надо положить каждого из героев в свою лодку. Первая лодка-звук [Р] в начале слова, вторая - в середине, третья-в конце слова. Определите, кто в какой лодке поплывет!

Л.: - Давайте разделим слова рыба, краб, кальмар на слоги.

Л.: - Разберем слово РЫБА (гласные-согласные (твердые, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, обозначение цветом).

X. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

Л.: -Ребята, кто сегодня у нас был на занятии? (На занятии был морской еж, которого зовут Руди)

- Кого пригласил Руди? (Руди пригласил рыбу. Руди пригласил краба. Руди пригласил кальмара.)

XI. Итог занятия.

Л.: - Ребята, занятие подходит к концу. Какой звук мы учились произносить? Молодцы девочки и мальчики! Давайте еще раз произнесем красиво звук [Р], и попрощаемся с Руди и его друзьями. А они для вас подготовили небольшие презенты (раскраска с морским ежом).

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)
Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Конспект индивидуальной НОД по дифференцированию звуков «Л» и «Р» в слогах, словах и предложениях «Лунтик и его друзья». Цель: дифференцировать звуки "Л" и "Р" в слогах, словах и предложениях. Задачи: • Закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р» в различных.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 11:48
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...
Объёмная снежинка. Мастер класс.
Во всех садах уже начались предновогодние хлопоты. Это очень приятное и увлекательное занятие как для педагогов, так и для детей. Не зависимо от того...
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Фотоотчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов «Букет...
Фото-отчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов на тему: «Букет для любимой мамочки» с детьми 6-7 лет. Доброго времени...