Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]

Елена Ольхина
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]

Конспект занятия

«Путешествие в город Звукоград»

Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»

Цели:

1) коррекционно-образовательная:

упражнять детей в дифференциации звуков [ж], [ш] в слогах, словах, предложениях;

2) коррекционно-развивающие:

совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать фонематические процессы;

закреплять навыки чтения;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать слуховое внимание, логическое мышление

3) коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку, организованность, самостоятельность.

Оборудование: предметные картинки на различаемые звуки, сигнальные карточки, опорные картинки, конверты со словами для составления предложений, мяч, видеописьмо, пособие «Семейка», карточки с пропущенными слогами, таблица с правилом – жи – ши -, фланелеграф, наборное полотно, магнитная доска, сундучок.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Другу дайте руку слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай,

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

(Дети передают мяч по кругу и желают друг другу доброго утра)

- Дети, к нам в детский сад пришло видеописьмо из города Звукограда (на экране появляется изображение Звуковичка).

Звуковичок:

- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я ваш старый приятель Звуковичок. Хотите отправиться в путешествие в наш город? Тогда угадайте, какие звуки вас приглашают в гости:

«Ребята, приглашшшшаем в нашшш город, ужжжасно жжждем».

По прибытию в город вас ожидает сюрприз. До свидания.

- Дети, какие звуки нас приглашают в гости? (звуки [ж], [ш]). Мы отправляемся в гости в город в Звукоград. Путь будет нелегким. Звуки [ж], [ш] приготовили много разных, интересных заданий для вас. Итак в путь!

II. Давайте выясним, что это за звуки, чем похожи, чем отличаются.

- Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [ш]. (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает).

- Расскажите, все, что вы знаете о звуке [ж]. (Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает).

- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции)

- Чем отличаются? (звук [ж] – звонкий звук, звук [ш] – глухой). Молодцы, ребята!

Звуки очень рады тому, что вы хорошо знаете их и предлагают нам поиграть в игру «Сигнальщики».

Я буду произносить ряд звуков, слогов слов, если вы услышите звук [ж] просигнальте мне, т. е. поднимите вверх символ звонкого звука, а, услышав звук [ш], символ глухого звука. Будьте внимательны!

Звуки: ж, ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Слоги: ша – ши – жу – жа – жи – шо – уш – иж – аш – ош – уж – ож.

Слова: жук, Маша, малыш, журавли, Женя, шуршат, журчат.

Молодцы! Справились с заданием!

III. Звуки [ж] и [ш] предлагают нам еще одно задание.

Перед вами картинки. Вам нужно рядом с домиком, где живет глухой звук расположить картинки со звуком [ш], а рядом с домиком, где живет звонкий звук расположить картинки со звуком [ж], а также назвать местоположение звуков [ж] и [ш].

Картинки: лыжи, ландыш, подушка, шалаш, машина, камыш, мороженое, крыжовник, ножницы, жуки, желуди.

Все ближе и ближе мы к городу Звукограду. Но кто это там впереди? Это Звукоед грозится нам помешать и съел первый звук в словах.

Нужно к началу слова добавить звук [ж] или [ш] и назвать слово.

… АПКП … ИЛО … УМИТ …АЛЕТЬ

… УРНАЛ … ИПЫ …УРШИТ …ИТЬ

А справитесь ли вы со следующим заданием? Звукоед никак не успокоится, он съел еще и последний слог в словах. У каждоо из вас на столах карточки со словами. Вам нужно дописать слоги:

- ша – или – жа –

- ши – или – жи –

И прочитать получившиеся слова.

ЛУ… ЭТА… КАМЫ…

НО… КО… У…

- Какое правило вы вспомнили при написании слов? (жи, ши пиши с буквой И).

IV.Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.

Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах.

• У печки – САША, а в печке – САЖА.

• От костра – ЖАР, над костром – ШАР.

• Маленькая ЛУША и большая ЛУЖА.

• Потеряна ШАЛЬ, ее мне не ЖАЛЬ.

• Легче ЖИТЬ, когда умеешь ШИТЬ.

• Какое ШИТЬЕ, такое и ЖИТЬЕ.

• На рукаве НАШИВКА, у рыбака НАЖИВКА.

• Платье надо ОБШИТЬ, а квартиру ОБЖИТЬ.

• Пожар ТУШИТЬ – потом ТУЖИТЬ.

• Шов можно ПРОШИТЬ, жизнь нужно ПРОЖИТЬ.

• Руками МАШУТ, а масло на хлеб МАЖУТ.

• Платье можно ПЕРЕШИТЬ, жизнь нужно ПЕРЕЖИТЬ.

Поиграли, отдохнули, пора спешить.

V.Впереди еще одна интересная игра - «Семейка».

Вам предстоит выбрать любую картинку, подобрать к ней звуковую схему, протянув к ней шнурочек, а от схемы протянуть шнурок к соответствующему слову.

Картинки: мишка, шапка, ужи, шишки, машина, жаба.

VI. Вы справились со всеми заданиями удачно. И мы с вами подошли к последнему заданию, которое приготовили для нас звуки. У вас на столах находятся конверты, в них перепутанные слова какого-либо предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения, четко произнося звуки [ж], [ш].

VII. Ну вот мы и добрались до города Звукограда. Звуки [ж] и [ш] очень довольны вашими успехами. Они рады вашим хорошим знаниям и приготовили для вас сюрприз-угощение. Как вы думаете, что это? Наверно звуки [ж], [ш] живут и в названии этого угощения. Что это может быть? (шоколад)

VIII. Итог.

Наше путешествие закончилось.

- Какие звуки мы учились сегодня различать? Хотелось бы у каждого из вас узнать, довольны ли вы своей работой на занятии? Выберите, какая оценка вам больше всего подходит (выбор эмоциональной оценки). Чем запомнилось занятие?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение детям стихотворений «Козлёнок», «Зайка» А. Барто. Звуковая культура речи. Программное содержание: помочь детям понять содержание, вызвать желание слушать их повторно, приучать детей правильно произносить звук «з».

Конспект занятия: «Звук «А»Конспект занятия: «Звук «А» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение звука «А». Учить чётко артикулировать звук «А», произносить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]
Опубликовано: 27 октября 2012 в 19:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...