Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]

Елена Ольхина
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]

Конспект занятия

«Путешествие в город Звукоград»

Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»

Цели:

1) коррекционно-образовательная:

упражнять детей в дифференциации звуков [ж], [ш] в слогах, словах, предложениях;

2) коррекционно-развивающие:

совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать фонематические процессы;

закреплять навыки чтения;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать слуховое внимание, логическое мышление

3) коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку, организованность, самостоятельность.

Оборудование: предметные картинки на различаемые звуки, сигнальные карточки, опорные картинки, конверты со словами для составления предложений, мяч, видеописьмо, пособие «Семейка», карточки с пропущенными слогами, таблица с правилом – жи – ши -, фланелеграф, наборное полотно, магнитная доска, сундучок.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Другу дайте руку слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай,

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

(Дети передают мяч по кругу и желают друг другу доброго утра)

- Дети, к нам в детский сад пришло видеописьмо из города Звукограда (на экране появляется изображение Звуковичка).

Звуковичок:

- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я ваш старый приятель Звуковичок. Хотите отправиться в путешествие в наш город? Тогда угадайте, какие звуки вас приглашают в гости:

«Ребята, приглашшшшаем в нашшш город, ужжжасно жжждем».

По прибытию в город вас ожидает сюрприз. До свидания.

- Дети, какие звуки нас приглашают в гости? (звуки [ж], [ш]). Мы отправляемся в гости в город в Звукоград. Путь будет нелегким. Звуки [ж], [ш] приготовили много разных, интересных заданий для вас. Итак в путь!

II. Давайте выясним, что это за звуки, чем похожи, чем отличаются.

- Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [ш]. (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает).

- Расскажите, все, что вы знаете о звуке [ж]. (Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает).

- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции)

- Чем отличаются? (звук [ж] – звонкий звук, звук [ш] – глухой). Молодцы, ребята!

Звуки очень рады тому, что вы хорошо знаете их и предлагают нам поиграть в игру «Сигнальщики».

Я буду произносить ряд звуков, слогов слов, если вы услышите звук [ж] просигнальте мне, т. е. поднимите вверх символ звонкого звука, а, услышав звук [ш], символ глухого звука. Будьте внимательны!

Звуки: ж, ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Слоги: ша – ши – жу – жа – жи – шо – уш – иж – аш – ош – уж – ож.

Слова: жук, Маша, малыш, журавли, Женя, шуршат, журчат.

Молодцы! Справились с заданием!

III. Звуки [ж] и [ш] предлагают нам еще одно задание.

Перед вами картинки. Вам нужно рядом с домиком, где живет глухой звук расположить картинки со звуком [ш], а рядом с домиком, где живет звонкий звук расположить картинки со звуком [ж], а также назвать местоположение звуков [ж] и [ш].

Картинки: лыжи, ландыш, подушка, шалаш, машина, камыш, мороженое, крыжовник, ножницы, жуки, желуди.

Все ближе и ближе мы к городу Звукограду. Но кто это там впереди? Это Звукоед грозится нам помешать и съел первый звук в словах.

Нужно к началу слова добавить звук [ж] или [ш] и назвать слово.

… АПКП … ИЛО … УМИТ …АЛЕТЬ

… УРНАЛ … ИПЫ …УРШИТ …ИТЬ

А справитесь ли вы со следующим заданием? Звукоед никак не успокоится, он съел еще и последний слог в словах. У каждоо из вас на столах карточки со словами. Вам нужно дописать слоги:

- ша – или – жа –

- ши – или – жи –

И прочитать получившиеся слова.

ЛУ… ЭТА… КАМЫ…

НО… КО… У…

- Какое правило вы вспомнили при написании слов? (жи, ши пиши с буквой И).

IV.Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.

Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах.

• У печки – САША, а в печке – САЖА.

• От костра – ЖАР, над костром – ШАР.

• Маленькая ЛУША и большая ЛУЖА.

• Потеряна ШАЛЬ, ее мне не ЖАЛЬ.

• Легче ЖИТЬ, когда умеешь ШИТЬ.

• Какое ШИТЬЕ, такое и ЖИТЬЕ.

• На рукаве НАШИВКА, у рыбака НАЖИВКА.

• Платье надо ОБШИТЬ, а квартиру ОБЖИТЬ.

• Пожар ТУШИТЬ – потом ТУЖИТЬ.

• Шов можно ПРОШИТЬ, жизнь нужно ПРОЖИТЬ.

• Руками МАШУТ, а масло на хлеб МАЖУТ.

• Платье можно ПЕРЕШИТЬ, жизнь нужно ПЕРЕЖИТЬ.

Поиграли, отдохнули, пора спешить.

V.Впереди еще одна интересная игра - «Семейка».

Вам предстоит выбрать любую картинку, подобрать к ней звуковую схему, протянув к ней шнурочек, а от схемы протянуть шнурок к соответствующему слову.

Картинки: мишка, шапка, ужи, шишки, машина, жаба.

VI. Вы справились со всеми заданиями удачно. И мы с вами подошли к последнему заданию, которое приготовили для нас звуки. У вас на столах находятся конверты, в них перепутанные слова какого-либо предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения, четко произнося звуки [ж], [ш].

VII. Ну вот мы и добрались до города Звукограда. Звуки [ж] и [ш] очень довольны вашими успехами. Они рады вашим хорошим знаниям и приготовили для вас сюрприз-угощение. Как вы думаете, что это? Наверно звуки [ж], [ш] живут и в названии этого угощения. Что это может быть? (шоколад)

VIII. Итог.

Наше путешествие закончилось.

- Какие звуки мы учились сегодня различать? Хотелось бы у каждого из вас узнать, довольны ли вы своей работой на занятии? Выберите, какая оценка вам больше всего подходит (выбор эмоциональной оценки). Чем запомнилось занятие?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение детям стихотворений «Козлёнок», «Зайка» А. Барто. Звуковая культура речи. Программное содержание: помочь детям понять содержание, вызвать желание слушать их повторно, приучать детей правильно произносить звук «з».

Конспект занятия: «Звук «А»Конспект занятия: «Звук «А» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение звука «А». Учить чётко артикулировать звук «А», произносить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]
Опубликовано: 27 октября 2012 в 19:05
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Водоем своими руками дома.
Небольшой водоем на участке дома давно был моей мечтой. Весной желание видеть его у себя стало настолько сильным, что мужу и сыну было не отвертеться. На...