Папки-передвижки

Конспект открытого мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа «Экскурсия в мини-музей»

Палаева Екатерина
Конспект открытого мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа «Экскурсия в мини-музей»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Задачи:

образовательные

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

Публикация «Конспект открытого мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа „Экскурсия в мини-музей“» размещена в разделах

- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ; выучить с детьми новое слово – кямот (сапоги); - закреплять счёт в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке;

развивающие

- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;

- развивать память, внимание, логическое мышление; воспитательные - воспитывать навыки культуры общения

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа:

1. чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае; 2. рассматривание мордовских национальных костюмов; 3. рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «мы – мордва», «древняя мордва», «Религия древней мордвы», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия

4. экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино и занятия в мини – музее детского сада для ознакомлению с экспонатами, посвященные истории мордовского народа.

5. беседы и рассматривание картин о быте мордвы. 6. занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари. 7. Дидактическая игра «Одень куклу Алдуню»

8. Отгадывание загадок. 9. Заучивание пословиц, потешек, закличек. 10. Слушание национальной мордовской музыки. 11. проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Фотовыставка, посвящённая истории мордовского народа, фонограммы с музыкальным сопровождением, декорация «Мордовская изба», предметы быта, мордовские костюмы для детей, выпечка (блины, сладкие угощения для детей.

Оформление зала:

Звучит национальная инструментальная музыка. Зал оформлен: Фотовыставка, мордовская старинная изба, деревянная мебель и утварь. Воспитатель в мокшанском национальном костюме.

Ход занятия

В украшенном зале звучит мордовская национальная музыка. Дети в мордовских костюмах. В зале отведено место для декорации –мордовской избы (скамейки, стол, предметы быта, зыбка с младенцем).

Встречает гостей хозяйка в мордовском костюме (приветствует детей и гостей на мокшанском и русском языках). Я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по нашему мини – музею, где мы поговорим об истории мордовского народа.

Восп. Хотите? Да! (дети)

Восп. Ребята, но сначала ответьте мне:

Как называется республика в которой мы живем?

Назовите столицу республики Мордовия.

А какие ещё в нашей республике города вы знаете? Правильно, наша республика славится не только традициями и культурой, но и своим народом.

Сегодня мы поговорим о мордовском народе, вспомним слова на мокшанском языке, выученные на других занятиях, об истории мордвы. Дети, вы знаете, что в нашей республике проживают народы разных национальностей? Назовите их (ответ детей).

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. А что означает слово предки? (ответ детей). Давайте посмотрим, как выглядели наши предки, как они жили (рассматривание фотографии на стенде). Правильно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. А жили они в сёлах и деревнях.

Село – по русски, по мордовски-веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля

Что этому народу жизнь дала.

Мордовские поселения были небольшими, всего несколько домов. – Как называлось село по мокшански? Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

Небогатая изба, а можно – куд.

Сюда стремится сердце отовсюду. – Ребята, как по мокшански будет изба? Из чего были построены дома? Чем были покрыты крыши домов? (ответ детей). Восп. :В доме жило много народу. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.

1. Родинафтомаломанць, что пизофтома нармонць (человек без Родины, что птица без гнезда).

2. Родной масторсь – родной ава (родная земля - родная мать). (дети проговаривают и сами переводят)

Восп. Поиграем в игру «Назови ласково»

(Азк кельговикс) Я называю слово, а вы подберите к нему уменьшительно–ласкательную форму.

Слова: Бабушка – бабаня – щаваня

Дедушка – атяня

Папа – аляня

Мама – тядяня

Брат – дуганя

Сестра – сазарня

(Молодцы,воспитатель подведет итог игры,дети на мокшанском языке подсчитывают укого больше фишек – счет на мокшанском языке)

Восп. : А сейчас предлагаю вам, пройти в мордовскую старинную избу. все предметы мебели были изготовлены своими руками из дерева (стол, скамьи)

– Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Утварь мордвы изготавливались из глины, дерева, реже из металла. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Ребята, кто вспомнит, как называются на мокшанском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?

Дети: щи-лям, пироги - перякат, хлеб – кши,картошка – модамарь. Восп. А самая знаменитая мордовская еда?

Дети: Блины – пачат.

Восп: Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовили из теста с добавлением пшена и гречки, из которых варили каши, всё это смешивали, взбивали и пекли. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные (воспитатель показывает наглядно все атрибуты и испечённые блины, которые после занятия дети обязательно попробуют).

Восп:. А сейчас я предлагаю детям выйти в центр зала и полюбоваться костюмами в которые они одеты. Ах, какими же красивыми были наши предки. Ах, какая красивая одежда у мокшанок. Давайте вспомним, как называются предметы мордовского костюма на мокшанском языке. Дети: У мокши были широко распространены тканные головные платки-пря руця. Белые, длинные рубахи- панар. Её украшали вышивкой. Обязательными для костюма мордовок были пояса-каркс. Восп. : Весь костюм мордовочка шила сама и украшала яркой вышивкой. А на ногах у женщины – мордовки были надеты сапоги. По мокшански – это звучит так – кямот- новое слово – повторить произношение этого слова. А сколько украшения у мордовочки – мокшанки, ведь не зря говорят: «Мордовочкус начала услышишь, а потом увидишь!». Ребята покажем гостям наши красивые костюмы. (выполняются движения и проговаривается чистоговорка на мокшанском языке. Восп. : Обряды и праздники являются важной частью мордовской народной культуры и передаются из поколения в поколение. Обрядовые праздники были разными: они посвящались и временам года, и восхваляли урожай, и воспевали труд народа.

Сейчас у нас какое время года? (ответ детей). Весенние праздники начинались с обрядов встречи весны. В день весеннего равноденствия (21 марта) мордва и русские пекли «жаворонки». Дети поднимались с ними на крыши домов и исполняли заклички – веснянки, в которых просили птиц поскорее прилететь и пришла бы весна (детьми исполняется закличка на мокшанском языке). Ребята, сегодня на экскурсии по мини – музею мы с вами ещё раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на мокшанском языке, обозначающие элементы мордовского костюма, мордовских традиционных блюд, познакомились с новым словом, обозначающим обувь- сапоги, правильное произношение мордовских слов.

Анализ и итог занятия.

А закончить наше занятие мне хочется такими словами : Мордовия – часть нашей славной России! Прекрасная родина светлой мечты, Не сыщешь нигде в мире края красивей. Об этом всегда помню я, помни ты. (Воспитатель в конце мероприятия предлагает всем присутствующим угостится горячими блинами).

Публикации по теме:

Инсценирование сказки «Теремок»Инсценирование сказки «Теремок» В рамках тематической недели "Дикие животные" в средней группе мы с детьми делали игру - инсценировку сказки "Теремок". Детям это так понравилось,.

Многофункциональная игра по ФЭМП «В гостях у пчелы Майи» Цель: Закреплять счет и порядковые числительные. Развитие пространственных представлений. тренировка в счете до десяти. Развивать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа «Экскурсия в мини-музей»
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 15:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД