Конспект открытого мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа «Экскурсия в мини-музей»

Палаева Екатерина
Конспект открытого мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа «Экскурсия в мини-музей»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Задачи:

образовательные

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ; выучить с детьми новое слово – кямот (сапоги); - закреплять счёт в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке;

развивающие

- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;

- развивать память, внимание, логическое мышление; воспитательные - воспитывать навыки культуры общения

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа:

1. чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае; 2. рассматривание мордовских национальных костюмов; 3. рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «мы – мордва», «древняя мордва», «Религия древней мордвы», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия

4. экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино и занятия в мини – музее детского сада для ознакомлению с экспонатами, посвященные истории мордовского народа.

5. беседы и рассматривание картин о быте мордвы. 6. занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари. 7. Дидактическая игра «Одень куклу Алдуню»

8. Отгадывание загадок. 9. Заучивание пословиц, потешек, закличек. 10. Слушание национальной мордовской музыки. 11. проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Фотовыставка, посвящённая истории мордовского народа, фонограммы с музыкальным сопровождением, декорация «Мордовская изба», предметы быта, мордовские костюмы для детей, выпечка (блины, сладкие угощения для детей.

Оформление зала:

Звучит национальная инструментальная музыка. Зал оформлен: Фотовыставка, мордовская старинная изба, деревянная мебель и утварь. Воспитатель в мокшанском национальном костюме.

Ход занятия

В украшенном зале звучит мордовская национальная музыка. Дети в мордовских костюмах. В зале отведено место для декорации –мордовской избы (скамейки, стол, предметы быта, зыбка с младенцем).

Встречает гостей хозяйка в мордовском костюме (приветствует детей и гостей на мокшанском и русском языках). Я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по нашему мини – музею, где мы поговорим об истории мордовского народа.

Восп. Хотите? Да! (дети)

Восп. Ребята, но сначала ответьте мне:

Как называется республика в которой мы живем?

Назовите столицу республики Мордовия.

А какие ещё в нашей республике города вы знаете? Правильно, наша республика славится не только традициями и культурой, но и своим народом.

Сегодня мы поговорим о мордовском народе, вспомним слова на мокшанском языке, выученные на других занятиях, об истории мордвы. Дети, вы знаете, что в нашей республике проживают народы разных национальностей? Назовите их (ответ детей).

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. А что означает слово предки? (ответ детей). Давайте посмотрим, как выглядели наши предки, как они жили (рассматривание фотографии на стенде). Правильно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. А жили они в сёлах и деревнях.

Село – по русски, по мордовски-веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля

Что этому народу жизнь дала.

Мордовские поселения были небольшими, всего несколько домов. – Как называлось село по мокшански? Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

Небогатая изба, а можно – куд.

Сюда стремится сердце отовсюду. – Ребята, как по мокшански будет изба? Из чего были построены дома? Чем были покрыты крыши домов? (ответ детей). Восп.:В доме жило много народу. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.

1. Родинафтомаломанць, что пизофтома нармонць (человек без Родины, что птица без гнезда).

2. Родной масторсь – родной ава (родная земля - родная мать). (дети проговаривают и сами переводят)

Восп. Поиграем в игру «Назови ласково»

(Азк кельговикс) Я называю слово, а вы подберите к нему уменьшительно–ласкательную форму.

Слова: Бабушка – бабаня – щаваня

Дедушка – атяня

Папа – аляня

Мама – тядяня

Брат – дуганя

Сестра – сазарня

(Молодцы,воспитатель подведет итог игры,дети на мокшанском языке подсчитывают укого больше фишек – счет на мокшанском языке)

Восп.: А сейчас предлагаю вам, пройти в мордовскую старинную избу. все предметы мебели были изготовлены своими руками из дерева (стол, скамьи)

– Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Утварь мордвы изготавливались из глины, дерева, реже из металла. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Ребята, кто вспомнит, как называются на мокшанском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?

Дети: щи-лям, пироги - перякат, хлеб – кши,картошка – модамарь. Восп. А самая знаменитая мордовская еда?

Дети: Блины – пачат.

Восп: Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовили из теста с добавлением пшена и гречки, из которых варили каши, всё это смешивали, взбивали и пекли. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные (воспитатель показывает наглядно все атрибуты и испечённые блины, которые после занятия дети обязательно попробуют).

Восп:. А сейчас я предлагаю детям выйти в центр зала и полюбоваться костюмами в которые они одеты. Ах, какими же красивыми были наши предки. Ах, какая красивая одежда у мокшанок. Давайте вспомним, как называются предметы мордовского костюма на мокшанском языке. Дети: У мокши были широко распространены тканные головные платки-пря руця. Белые, длинные рубахи- панар. Её украшали вышивкой. Обязательными для костюма мордовок были пояса-каркс. Восп.: Весь костюм мордовочка шила сама и украшала яркой вышивкой. А на ногах у женщины – мордовки были надеты сапоги. По мокшански – это звучит так – кямот- новое слово – повторить произношение этого слова. А сколько украшения у мордовочки – мокшанки, ведь не зря говорят: «Мордовочкус начала услышишь, а потом увидишь!». Ребята покажем гостям наши красивые костюмы. (выполняются движения и проговаривается чистоговорка на мокшанском языке. Восп.: Обряды и праздники являются важной частью мордовской народной культуры и передаются из поколения в поколение. Обрядовые праздники были разными: они посвящались и временам года, и восхваляли урожай, и воспевали труд народа.

Сейчас у нас какое время года? (ответ детей). Весенние праздники начинались с обрядов встречи весны. В день весеннего равноденствия (21 марта) мордва и русские пекли «жаворонки». Дети поднимались с ними на крыши домов и исполняли заклички – веснянки, в которых просили птиц поскорее прилететь и пришла бы весна (детьми исполняется закличка на мокшанском языке). Ребята, сегодня на экскурсии по мини – музею мы с вами ещё раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на мокшанском языке, обозначающие элементы мордовского костюма, мордовских традиционных блюд, познакомились с новым словом, обозначающим обувь- сапоги, правильное произношение мордовских слов.

Анализ и итог занятия.

А закончить наше занятие мне хочется такими словами: Мордовия – часть нашей славной России! Прекрасная родина светлой мечты, Не сыщешь нигде в мире края красивей. Об этом всегда помню я, помни ты. (Воспитатель в конце мероприятия предлагает всем присутствующим угостится горячими блинами).

Публикации по теме:

Инсценирование сказки «Теремок»Инсценирование сказки «Теремок» В рамках тематической недели "Дикие животные" в средней группе мы с детьми делали игру - инсценировку сказки "Теремок". Детям это так понравилось,.

Многофункциональная игра по ФЭМП «В гостях у пчелы Майи» Цель: Закреплять счет и порядковые числительные. Развитие пространственных представлений. тренировка в счете до десяти. Развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Новый год
Автор публикации:
Конспект открытого мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа «Экскурсия в мини-музей»
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 15:56
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...