МААМ-картинки

Конспект открытого педагогического мероприятия «Красна изба углами, красна пирогами, красна добрыми делами»

Наталья Николаевна Фролова
Конспект открытого педагогического мероприятия «Красна изба углами, красна пирогами, красна добрыми делами»

Форма мероприятия : интегрированное занятие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возраст детей: 6-7 лет.

Планируемый результат:

- дети закрепят и расширят свои представления о быте и традициях русского народа;

- изготовят тряпичную куклу «отдарок на подарок».

Цель: приобщение детей к культурным традициям русского народа и содействие на этой основе формированию духовно-нравственных ценностей.

Публикация «Конспект открытого педагогического мероприятия „Красна изба углами, красна пирогами, красна добрыми делами“» размещена в разделах

Задачи обучающие:

- закрепить и расширить представлений детей об убранстве русской избы, предметах старинного русского быта, детских народных играх;

- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, считалками; словами, которые использовались в быту наших предков (печь, ухват, кочерга, прялка, сундук, чугун, туесок, крынка, береста);

- учить планировать свою деятельность, добиваться поставленной цели, быть самостоятельным.

Развивающие задачи:

- развивать связную монологическую речь;

- развивать творческие умения в ходе изготовления тряпичной куклы «отдарок на подарок».

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения к культуре и быту русского народа;

- увлечь детей содержанием совместной деятельности, вызывая эмоциональную отзывчивость на предметы русской старины, русскую народную музыку и подвижные игры;

- учить детей быть благодарными по отношению к родителям за то, что те заботятся о них и растят.

Методы:

- наглядные (слайдовая дидактическая игра «Загадки», слайдовая презентация «Последовательность изготовления тряпичной куклы»);

- словесные (пословицы и поговорки, загадки, считалка, игровая песенка);

- практические (подвижная игра, продуктивная деятельность).

Оборудование: русский народный костюм и народная музыка, сундук с одеждой для детей, ширма с изображением русской избы, 2 стола, стульчики по количеству детей, предметы русского быта, ободок кота для подвижной игры, люлька и тряпичная кукла, материалы для изготовления тряпичной куклы, пироги, 1 удлинитель, 1 ноутбук, 2 электронные презентации).

План

1. Организационный момент.

2. Погружение в прошлое.

3. Закрепление и расширение представлений о традициях и быте русского народа (познавательная и игровая деятельность)

4. Продуктивная деятельность.

5. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог Дети

Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы,

Здравствуйте, гости-господа,

Посмотрите на меня.

Яркий сарафан, белая расшитая рубаха.

- Как вы думаете, из какого времени я к вам пришла?

А пришла я к вам из далекого-далекого прошлого. Входят в зал, обращают внимание на педагога, здороваются.

Понимают и говорят, что видят человека из прошлого.

- А ни хотите ли у меня в гостях побывать?

Я вас приглашаю в свой дом, в свою русскую избу. Но, идя в гости, принято наряжаться.

- Во что же вас нарядить-то? Слушают педагога.

У нас и нет-то ничего. Давайте посмотрим по сторонам, может найдём то, что нам нужно…

Ой, ребята, а это что?

Прячет бабушка в нем вещи

Сапоги, кафтан, сюртук

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (сундук)

Раньше наши прабабушки и прадедушки хранили свои вещи не в шифоньерах, как мы сейчас, а в сундуках. Дети ищут и находят сундук. Слушают загадку, отгадывают.

Вот расписной сундук стоит.

Давайте проверим, что в нем лежит? Заинтересованно и самостоятельно его открывают.

Педагог достает одна за другой вещи, передавая рубахи мальчикам, сарафаны девочкам, говоря при этом:

Вот рубахи – алый цвет,

Надеваем? А ли нет?

Юбки белоснежные

Шелковые, нежные.

Дети рядятся.

Посмотрите, какие мы все нарядные. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и отправимся в прошлое:

Возвращается человек к воде, Которую в детстве пил, Возвращается человек к земле, На которой маленьким жил. Собирайтесь в дорогу, Мы поедем к родному порогу….

Образуют круг, берутся за руки, закрывают глаза.

Вот мы и попали в иные времена.

Подойдите-ка сюда.

Открывает, спрятанную за ширмой декорацию русской избы. Приглашает занять места на стульчиках вокруг стола:

Милости прошу, гости дорогие

В русскую избу.

В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице!». Рассаживаются на стулья вокруг стола, на котором множество старинных предметов быта (туеса и тарелки берестяные, глиняная крынка, горшочек чугунный, корзина из бересты, деревянные ваза и ложки, самовар).

Рассаживайтесь поудобнее за моим столом. Посмотрите вокруг. Что видите необычного? Все здесь так же как у вас дома?

- Возьмите тот предмет в руки, который ближе к вам. Потрогайте его, рассмотрите со всех сторон. Можно даже понюхать. Расскажите о нем. Как называется? Из чего сделан? Как его могли использовать раньше?

Подводит итог рассказам детей: все, что вы называли – предметы быта наших предков. Нужные и ценные. Раньше они были в каждом доме. А сейчас их можно увидеть в основном только в музее.

Но это далеко не все, что можно увидеть в русской избе. Дети делятся имеющимися у них знаниями.

Берут в руки разные предметы, рассматривают и рассказывают о них то, что знают:

1- туесок и тарелочка,

2- чугунок,

3- деревянная чашка с ложкой,

4- глиняная крынка,

5- деревянная поварешка,

6- веретено,

7- берестяная корзинка

А вот я вас сейчас испытаю,

Загадки сложные загадаю.

А вы смело отвечайте,

Да мою похвалу получайте…

(приглашает подойти к экрану, на экране подсказки в виде изображений предметов старины)

1 Загадка:

Летом спит

Зимой горит

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

- В каждой избе была печь, печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

2 Загадка:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит (самовар)

3 Загадка:

Черный конь

Скачет в огонь (кочерга)

Кочергой переворачивали и поправляли дрова в печи. Да и сейчас еще пользуются жители деревянных домов,

когда топят печь.

4 Загадка:

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали!

(прялка)

5 Загадка:

Ни свет, ни заря,

Пошел, согнувшись со двора (коромысло)

- А знаете ли вы, для чего наши предки использовали коромысло?

После правильного ответа - хвалит детей. Отгадывают загадки.

Если дети правильно отгадывали загадки, хвалит: Молодцы! Вы знаете названия многих старинных предметов.

- А были ли в те далекие времена телевизоры, компьютеры?

А чем дети тогда занимались, как развлекались? Мультфильмов тогда тоже не было.

Дети помогали родителям и с малого возраста приучались к труду: могли сами и печь растопить, кашу сварить, воды и дров наносить. Девочки учились прясть и шить, мальчики все, что нужно для хозяйства мастерить.

А еще они очень любили играть. А вы любите?

Тогда давайте поиграем:

Игра называется «Кот Васька».

Правила игры: один из играющих – кот Васька», остальные - «мыши».

Нужно выбрать кота:

Становитесь в круг. Я научу вас новой считалке:

В лесу есть ворота.

Филины и совы

Стерегут засовы.

В каждой щелке

Бродят злые волки.

Кто боится там ходить,

Тому водить.

Игра: «Мыши» берутся за руки, образуя круг. В кругу расходятся, отпуская руки и делая круг больше. «Кот» встает в центр круга.

«Мыши» поют:

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

Глазки раскрываются,

Когти расправляется,

Шерсть у Васьки пышная,

Поступь еле слышная. Зубы как игла.

Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей» (повторить 2-3 раза)

Слушают и принимают предложение поиграть.

Знакомятся с новой считалкой, игрой.

Играют в подвижную игру.

Ну, на славу наигрались!

Вы довольными остались?.

Давайте сядем, отдохнем.

В другие игры играть начнем.

А тот вам еще одна загадка:

Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Обращает внимание детей на маленькую игрушечную люльку.

Как и вы, в прошлом дети тоже любили играть в куклы. Только тогда игрушечных фабрик не было, и взрослые делали для своих любимых деток вот такие тряпичные куклы.

Это - кукла Мотанка-пеленашка. Их своими руками делали мамы или бабушки, чтобы положить в колыбельку ребенка. Отгадывают загадку. Рассматривают тряпичную куклу. Берут в руки. Подержав, передают по кругу.

Дети же в благодарность за заботу делали куклы для своих родителей. И называлась такая кукла «отдарок на подарок». Показывает готовую куклу.

Я могу вас научить, как сделать такую куклу. И вы уже сегодня сможете подарить ее своим родителям.

А все, что нужно для работы, уже приготовлено.

Но сначала разомнем пальчики:

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

А теперь приступаем к работе:

1. Перед вами 2 кусочка ткани. Один большой. Второй уже свернут в трубочку.

Небольшой кусочек ваты и нитки для завязывания.

2. Кладем кусочек ваты в центр большого прямоугольного лоскута.

3. Складываем большой лоскут пополам.

4. Перевязываем ниткой, формируя голову. Узел завязываем на спине куклы и нитки оставляем подлиннее. Расправляем уголки ткани.

5. Ткань, свернутая трубочкой – это ручки куклы. Прокладываем их под тканью.

6. Руками формируем туловище куклы.

7. Нитки из-за головы перебрасываем через грудь крест накрест. Делаем два витка на талии и завязываем. При необходимости можно перекрестить нитки на спине куклы.

8. Тряпичная кукла «Отдарок на подарок» готова. Можно дарить родителям или бабушке или просто поиграть.

Во время практической работы рассказывает историю куклы:

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Эта кукла рождена древним русским обычаем «отдариваться», то есть в ответ на сделанный подарок дарить что-то в ответ. Существовало даже присловье «Все подарочки любят отдарочки». И такая народная тряпичная кукла становилась знаком благодарности детей за «серьезные» дары, которые делали им родители. Рассматривают куклу.

Следуя инструкции педагога, изготавливают куклу «отдарок на подарок» для родителей.

Давайте поднимем кукол вверх и полюбуемся на них. Положите все руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А знаете почему? Это ДОБРОТА, ЛАСКА, ЛЮБОВЬ игрушек поселилась в вашем сердце!

Сегодня вы своей добротой поделитесь с родителями – поцелуйте их и подарите им свои куклы. Любуются куклами.

Прощаясь с вами,

Я хочу к вам обратиться со словами:

Умножайте свои знания,

Народные традиции,

Передавайте их своим детям и внукам

И будьте счастливы!

Примите мое угощение – пирожки из русской печи…

Принимают угощение и прощаются с педагогом.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Весна-красна» (первая младшая группа) Программное содержание: Научить детей способам объединения предметов в совокупности по общему признаку, выделение частей, совокупности нахождения.

Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.

Конспект занятия «Весна-красна пришла»Конспект занятия «Весна-красна пришла» Конспект занятия «Весна - красна пришла» Цель: формирование представлений дошкольников об изменениях в природе, связанных с приходом весны,.

Конспект занятия для воспитанников детского дома по формированию умений в приготовлении пирога и ухи «Красна изба пирогами» Тема: «Красна изба пирогами». Форма проведения: занятие - практикум Цель: формирование умений по приготовлению пирога и ухи (слайд) Задачи:.

Сценарий развлекательного мероприятия в подготовительной группе «Весна — красна» Сценарий развлекательного мероприятия в подготовительной группе «Весна - красна» Под музыку дети входят в зал. Зал красиво украшен. Ведущая.

Социо-культурный проект для детей подготовительной группы «Красна девица речами, а изба пирогами» 4.5 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65» Социо – культурный проект для детей подготовительной.

Социокультурный проект для подготовительной группы «Красна девица речами, а изба пирогами» Цель: Сохранение нравственного здоровья детей. Приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, необходимого компонента воспитания.

Конспект комплексного занятия «Весна-красна» Программное содержание: Образовательные: Обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Расширение, уточнение, актуализация.

Конспект занятия «Весна-красна в гости пришла» Задачи: I.Образовательные: - Закреплять знания о последовательности времен года, месяцев года; - Закреплять умение определять форму предметов.

Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами» Цель: Показать детям предметы старинного быта, назначение кухонной утвари, познакомить с народными традициями, с правилами гостеприимства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого педагогического мероприятия «Красна изба углами, красна пирогами, красна добрыми делами»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 05:54
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД