Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое часов»

Наталия Зубкова
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое часов»

Конспект открытого занятия для детей старшей группы.

Тема: «Путешествие в прошлое часов».

Подготовила: Воспитатель МБДОУ №6 «Ручеёк» г. Харабали Астраханской области Зубкова Наталия Александровна.

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к понятию время. Рассказать об интересных факторах, разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Учить определять время по часам режим дня.

Предшествующая работа: Наблюдение за предметной тенью на прогулке, в разное время дня, знакомство с песочными часами, чтение соответствующего тематике художественных произведений: «Дошкольникам о технике» И. И. Кибитиной.

Подготовка к занятию: бандероль, картинки с изображением часов (песочные, водяные, солнечные, петушок, макеты часов – 12штук, сюжетные картинки о режимных моментах, указка, свечка, игрушечные механические часы.

Ход занятия:

-Ребята, нам Знайка прислал маленькую посылку и письмо. Раскроем и прочитаем. Что же он нам пишет. Ребята, да он же нам прислал загадку. Попробуйте ка ее отгадать. Здесь еще лежит отгадка, я её вам покажу, если отгадаете загадку:

«Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу

Когда спать, когда вставать

Когда работу начинать».

-Кто знает отгадку? Правильно это часы. А сейчас, я вам покажу отгадку. (Показываю часы)

Знайка не случайно прислал часы, он хочет, чтобы мы сегодня поговорили о часах.

-А почему они стучат?

-Правильно они так работают, показывают время. А для чего нам нужно знать время?

-Правильно, чтобы знать, когда вставать, когда на работу идти, в детский сад, когда заниматься, когда ложиться спать.

-Так чем же мы пользуемся, чтобы определить время? (Часами)

-А кто знает, какими часами люди сейчас пользуются. (Механическими, электронными, электрическими).

-А всегда ли люди пользовались такими часами. Нет, дети не всегда.

-Как вы думаете, как же люди определяли время, когда на земле совсем не было часов. Я сейчас вам напомню стишок, а вы постараетесь догадаться, кто раньше, выполнял роль часов.

«Петя, Петя петушок

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает».

-Правильно петушок. Давным-давно люди узнавали время по живым часам - петуху. Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Кукареку!»

-Однако можно ли по пению петушка трудно определить точное время? И не у всех в доме живет петушок. Не правда ли?

-Да, по пению петушка трудно определить точное время. А если петушок проспал, или заболел.

-Кто же может разбудить человека в летнее время. Как вы думаете?

-Давным-давно человек заметил, что в течение дня солнце перемещается:

- утром выкатится огненный шар из-за края земли,

- в полдень над самой головой встанет,

- к концу дня за противоположный край землей уйдет спать.

- Помните? Мы с вами в солнечный день наблюдали за солнышком и тенью. Так вот человек подумал:

- «А нельзя ли сделать солнечные часы». И смастерили солнечные часы.

Показать иллюстрацию.

- Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонка. Взамен самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, точь-в-точь как часовая стрелка показывает время.

- Дети, а как вы думаете? Всегда ли человек мог пользоваться солнечными часами?

- Когда человек не мог пользоваться этими часами?

- Правильно, работают такие часы только в солнечную погоду.

- И им на смену придумал человек водяные часы.

Показать иллюстрацию.

- В высокой узкий стеклянный сосуд наливали воду, вода двигала стрелку, показывая время, однако такие часы неудобные в пользовании, так как все время приходится доливать воду, и тогда человек заменил водяные часы, на песочные.

Показать иллюстрацию.

- Но они оказались тоже неудобные. Почему?

- Правильно, забудешь перевернуть, в карман не положишь, на стену не повесишь. Да и работают они несколько минут: 3,5,10.

- Однако эти часы дожили до наших дней.

- Как вы думаете? Где ими пользуются сейчас.

- Да они применяются в поликлинике, в физ. Кабинете, бассейне, во время игр в шахматы.

-А знаете, что восковая свеча – это тоже часы, древние огненные часы.

Показать иллюстрацию.

- Посмотрите, свеча сверху до конца разрисовывалась как зебра. Ширина полоски соответствует определенному промежутку времени. Воск от горящего фителя таял и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Получается, что время не только течет, но еще и сгорает. Хорошо если с пользой. А если зря?

- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.

- Показать игрушечные часы с механизмом. В футляре он поставил пружинку, закрутил ее, чтобы она постепенно раскручивалась, прикрепил зубчатое колесико, которое цепляется за другое колесико и вертит его, второе колесико двигает стрелки, а стрелки показывают время (Часы и минуты).

- Это механические часы, их надо заводить каждый день. Забыл завести часы – они встали.

- Дети, а какие часы не надо заводить?

- Правильно электронные, они без пружинки, работают от батарейки, и есть часы даже без стрелок – светятся на электроне цифры. А время показывают очень точно.

- А еще есть часы электрические.

- Где лучше всего использовать электрические часы?

- Да, на вокзалах, в подземных переходах, на улицах, на стадионах.

Физкультминутка.

«До 5 считаем, гири выжимаем.

Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова мы рубим.

На носочки встанем, потолок достанем».

- Видите ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди.

- Показать разные виды современных часов.

- Красивый внешний вид радует глаз. Вот как изменились часы влиянием творческой мысли и деятельности взрослого человека.

- Так какую же пользу приносят часы человеку.

- А вы умеете определять время?

- Сейчас мы с вами поучимся определять время.

- Показываю на макете часов, как надо определять время. Затем предлагаю выполнить задание всем детям. Проверяю.

- Второе задание, предложить детям рассказать что изображено и сколько времени.

Анализ занятия.

Публикации по теме:

«Мои статьи на maaam». .

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 12 июля 2013 в 18:10
+39
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...