Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое часов»

Наталия Зубкова
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое часов»

Конспект открытого занятия для детей старшей группы.

Тема: «Путешествие в прошлое часов».

Подготовила: Воспитатель МБДОУ №6 «Ручеёк» г. Харабали Астраханской области Зубкова Наталия Александровна.

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к понятию время. Рассказать об интересных факторах, разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Учить определять время по часам режим дня.

Предшествующая работа: Наблюдение за предметной тенью на прогулке, в разное время дня, знакомство с песочными часами, чтение соответствующего тематике художественных произведений: «Дошкольникам о технике» И. И. Кибитиной.

Подготовка к занятию: бандероль, картинки с изображением часов (песочные, водяные, солнечные, петушок, макеты часов – 12штук, сюжетные картинки о режимных моментах, указка, свечка, игрушечные механические часы.

Ход занятия:

-Ребята, нам Знайка прислал маленькую посылку и письмо. Раскроем и прочитаем. Что же он нам пишет. Ребята, да он же нам прислал загадку. Попробуйте ка ее отгадать. Здесь еще лежит отгадка, я её вам покажу, если отгадаете загадку:

«Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу

Когда спать, когда вставать

Когда работу начинать».

-Кто знает отгадку? Правильно это часы. А сейчас, я вам покажу отгадку. (Показываю часы)

Знайка не случайно прислал часы, он хочет, чтобы мы сегодня поговорили о часах.

-А почему они стучат?

-Правильно они так работают, показывают время. А для чего нам нужно знать время?

-Правильно, чтобы знать, когда вставать, когда на работу идти, в детский сад, когда заниматься, когда ложиться спать.

-Так чем же мы пользуемся, чтобы определить время? (Часами)

-А кто знает, какими часами люди сейчас пользуются. (Механическими, электронными, электрическими).

-А всегда ли люди пользовались такими часами. Нет, дети не всегда.

-Как вы думаете, как же люди определяли время, когда на земле совсем не было часов. Я сейчас вам напомню стишок, а вы постараетесь догадаться, кто раньше, выполнял роль часов.

«Петя, Петя петушок

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает».

-Правильно петушок. Давным-давно люди узнавали время по живым часам - петуху. Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Кукареку!»

-Однако можно ли по пению петушка трудно определить точное время? И не у всех в доме живет петушок. Не правда ли?

-Да, по пению петушка трудно определить точное время. А если петушок проспал, или заболел.

-Кто же может разбудить человека в летнее время. Как вы думаете?

-Давным-давно человек заметил, что в течение дня солнце перемещается:

- утром выкатится огненный шар из-за края земли,

- в полдень над самой головой встанет,

- к концу дня за противоположный край землей уйдет спать.

- Помните? Мы с вами в солнечный день наблюдали за солнышком и тенью. Так вот человек подумал:

- «А нельзя ли сделать солнечные часы». И смастерили солнечные часы.

Показать иллюстрацию.

- Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонка. Взамен самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, точь-в-точь как часовая стрелка показывает время.

- Дети, а как вы думаете? Всегда ли человек мог пользоваться солнечными часами?

- Когда человек не мог пользоваться этими часами?

- Правильно, работают такие часы только в солнечную погоду.

- И им на смену придумал человек водяные часы.

Показать иллюстрацию.

- В высокой узкий стеклянный сосуд наливали воду, вода двигала стрелку, показывая время, однако такие часы неудобные в пользовании, так как все время приходится доливать воду, и тогда человек заменил водяные часы, на песочные.

Показать иллюстрацию.

- Но они оказались тоже неудобные. Почему?

- Правильно, забудешь перевернуть, в карман не положишь, на стену не повесишь. Да и работают они несколько минут: 3,5,10.

- Однако эти часы дожили до наших дней.

- Как вы думаете? Где ими пользуются сейчас.

- Да они применяются в поликлинике, в физ. Кабинете, бассейне, во время игр в шахматы.

-А знаете, что восковая свеча – это тоже часы, древние огненные часы.

Показать иллюстрацию.

- Посмотрите, свеча сверху до конца разрисовывалась как зебра. Ширина полоски соответствует определенному промежутку времени. Воск от горящего фителя таял и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Получается, что время не только течет, но еще и сгорает. Хорошо если с пользой. А если зря?

- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.

- Показать игрушечные часы с механизмом. В футляре он поставил пружинку, закрутил ее, чтобы она постепенно раскручивалась, прикрепил зубчатое колесико, которое цепляется за другое колесико и вертит его, второе колесико двигает стрелки, а стрелки показывают время (Часы и минуты).

- Это механические часы, их надо заводить каждый день. Забыл завести часы – они встали.

- Дети, а какие часы не надо заводить?

- Правильно электронные, они без пружинки, работают от батарейки, и есть часы даже без стрелок – светятся на электроне цифры. А время показывают очень точно.

- А еще есть часы электрические.

- Где лучше всего использовать электрические часы?

- Да, на вокзалах, в подземных переходах, на улицах, на стадионах.

Физкультминутка.

«До 5 считаем, гири выжимаем.

Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова мы рубим.

На носочки встанем, потолок достанем».

- Видите ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди.

- Показать разные виды современных часов.

- Красивый внешний вид радует глаз. Вот как изменились часы влиянием творческой мысли и деятельности взрослого человека.

- Так какую же пользу приносят часы человеку.

- А вы умеете определять время?

- Сейчас мы с вами поучимся определять время.

- Показываю на макете часов, как надо определять время. Затем предлагаю выполнить задание всем детям. Проверяю.

- Второе задание, предложить детям рассказать что изображено и сколько времени.

Анализ занятия.

Публикации по теме:

«Мои статьи на maaam». .

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 12 июля 2013 в 18:10
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию с натуры со старшими дошкольниками Тема: «Осенние листья».
Конспект НОД по рисованию с натуры со старшими дошкольниками Тема: «Осенние листья». Задачи: 1. Учить детей рисовать с натуры, передовая форму и окраску...
Массажный коврик, или «дорожка здоровья» своими руками. Мастер-класс.
Ортопеды рекомендуют массажные коврики для профилактики плоскостопия. Массаж стопы способствует развитию организма малыша, повышает иммунитет, снимает...
Фотоотчет. «Игрушки для ёлки мы делали сами»
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Праздник в детском саду «Карнавал»
Фото отчет праздника "Карнавал" в средней группе. На преддверии праздника Старого Нового года в нашем детском саду состоялся карнавал. Для каждого ребенка...
Фототчёт творческих работ по рисованию в технике «пуантилизм»
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО. Эффективным...