Конспект открытого занятия по освоению образовательной области «Музыка» для подготовительной группы «Осенняя рапсодия»

Елена Зуброва
Конспект открытого занятия по освоению образовательной области «Музыка» для подготовительной группы «Осенняя рапсодия»

Конспект открытого занятия

Образовательная область «Музыка»

«Осенняя рапсодия»

(для подготовительной группы.)

Составила музыкальный руководитель

ГБДОУ № 142 Зуброва Е. К.

Цель – формирование музыкально-эстетического сознания, посредством активного вовлечения детей в музыкальное исполнительство.

Задачи:

1. Образовательная.

• Закрепить знания детей в области музыкальных жанров (песня, танец, марш);

• Познакомить детей с творчеством советского композитора С. М. Майкапара на примере фортепьянных миниатюр из детского альбома «Бирюльки»;

• Формировать начальные знания о значении, природе, особенностях и методах правильного развития музыкального слуха;

• Закрепить знания о смене времен года, особенностях (приметах) каждого из них.

2. Развивающая.

• Продолжать развивать представление о взаимосвязи, взаимопроникновении различных искусств (музыка, живопись, поэзия);

• Способствовать развитию речи, расширению, обогащению «словаря эмоций»;

• Пополнить знания детей новыми понятиями музыкальной терминологии (мажор, минор, выразительные и изобразительные средства музыки, консерватория, симфонический оркестр и т. д.);

• Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

3. Воспитательная.

• Содействовать возникновению любви и интереса к музыкальному искусству

Методические приемы:

• Наглядно-слуховой;

• Наглядно-зрительный;

• Словесный (беседа, анализ, сравнение, сопоставление);

• Показ;

• Упражнение;

• Моделирование

Игровые технологии:

• Познавательная игротека (игры-лото);

• Загадки;

Музыкально-ритмическая игра

Здоровьесберегающие технологии:

• Ритмопластика;

• Динамические паузы;

• Релаксация;

• Технология эстетической направленности (оформление)

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• Индивидуальность;

• Самовыражение;

• Выбор;

• Педагогическая поддержка;

Оборудование: детские музыкальные инструменты (металлофоны, деревянная колотушка, картины осенних пейзажей, дидактические пособия «Музыкальные инструменты» (игры-лото, Эмма Дейнс «Первая энциклопедия музыки» (иллюстрации, книга С. М. Майкапара «Музыкальный слух» (портрет композитора, веточки осенних листьев, шаблоны композиционных построений; «дирижерская палочка»; портрет композитора Ф. Листа; оформление центральной стены в соответствии с темой и сезонностью занятия.

Ход занятия: под музыку «Менуэт» С. Майкапара дети спокойным шагом проходят в зал, останавливаются врассыпную.

Выполняют поклон-приветствие. «Вальс», музыка И. Козловского.

Муз. рук. Ребята, наше сегодняшнее занятие необычное, пусть оно будет чуть-чуть волшебное. И название я ему дала тоже необычное – «Осенняя рапсодия». Рапсодия – это виртуозное инструментальное произведение, чаще свободной формы, использующее напевы народных песен и танцев. (Например, «Венгерская рапсодия» Ф. Листа).

/Дети рассаживаются на боковые стульчики зала. /

Предлагаю отгадать загадку!

Муз. рук. Клавесин и фортепьяно

М. в. Сидорова

Во дворцах на нем играли,

Клавесином называли.

Струны, клавиши, педали –

Ну, совсем как у рояля.

Что играли? Менуэт.

Лишь оттенков в звуках нет.

Громко – форте, тихо – пиано, -

Так играет…

Дети.

(фортепьяно.)

/Предложить кому-либо из детей найти этот инструмент (две картинки) и показать всем детям. /

/Звучит пьеса «Мотылек» в фортепьянном исполнении, в записи. /

Муз. рук. Ребята, как называется это музыкальное произведение?

Дети: «Мотылек», музыка С. М. Майкапара.

Муз. рук. Мы услышали музыкальное произведение в каком исполнении?

Дети: Произведение исполнялось на фортепьяно.

Муз. рук. Молодцы! Но, давайте уточним: на эстраде, в концерте, на студии звукозаписи музыку исполняют на?.

Дети: Рояле.

Н. П. Бобкова.

Муз. рук. Вот рояль, большой и важный,

На эстраде встал отважно.

Его крышка вверх стремится,

Как крыло огромной птицы.

На нем можно все играть,

Только много нужно знать.

Виртуозные пассажи

Сыграть могут дети даже

(Рояль)

/Кто-либо из детей находит картинку с изображением музыкального инструмента и показывает всем детям. /

Муз. рук. А для домашнего музыцирования – инструмент, который принято называть, как?.

Дети: Пианино.

/Педагог предлагает кому-либо из детей выбрать картинку с изображением соответствующего музыкального инструмента. /

Муз. рук. Дети, а как звучала музыка?

Дети: Музыка звучала очень быстро, трепетно, легко, взволнованно.

Муз. рук. Да, я согласна с вашими высказываниями. Произведение блистательно исполнил пианист-виртуоз.

Послушайте еще загадку:

Форте – громко,

Пиано – тихо,

Кто наигрывает нам?

Без ошибок, без изъяна

Ну, конечно… (Фортепиано)

Муз. рук. Теперь, я надеюсь, вы запомнили, что таким словом называют два музыкальных инструмента. Еще раз назовите их, пожалуйста.

Дети: Рояль и пианино.

Муз. рук. Молодцы! Я предлагаю передать нежный, трепетный характер музыки движениями рук.

/Дети становятся врассыпную. /

1. Исполняется пьеса «Мотылек», музыка С. Майкапара на фортепьяно – дети выполняют упражнение на развитие пластики рук.

2. Пьеса «Мотылек» звучит в оркестровом исполнении – дети, стоя слушают, а затем выполняют движения по показу педагога.

/Педагог приглашает детей сесть на стульчики перед музыкальным инструментом. /

Муз. рук. Дети, мы только что вновь прослушали знакомую пьесу, но она прозвучала как-то по-особенному. Уточните, пожалуйста, как?

Дети: Музыку исполнял не один инструмент, а целый оркестр и она прозвучала медленнее.

Муз. рук. Правильно! А как называется оркестр, в котором много-много музыкальных инструментов?

Дети: Симфонический.

Муз. рук. Молодцы! А кто может уточнить, какие группы инструментов были слышны наиболее явственно?

Дети: Группа струнно-смычковых, группа деревянных духовых инструментов и группа ударных инструментов.

/Педагог предлагает одному или нескольким детям, используя пособие «Музыкальные инструменты» игра-лото, выбрать и показать всей группе картинки с изображением названных групп инструментов. /

Муз. рук. На нашем занятии еще будет звучать музыка С. М. Майкапара, поэтому я немного расскажу вам об этом замечательном композиторе.

Майкапар Самуил Моисеевич – советский композитор, пианист, педагог, музыкальный писатель. Родился в городе Херсоне (на Украине, а в восемнадцать лет переехал в Петербург. Музыкой начал заниматься с шести лет. Закончил Петербургскую консерваторию. Некоторое время жил в Москве и занимался концертной деятельностью. В последние 20-ть лет жизни являлся преподавателем Петербургской – Петроградской – Ленинградской консерватории. Известен как автор фортепьянных пьес для детей и юношества. Большую популярность завоевал цикл фортепьянных миниатюр «Бирюльки».

Я познакомилась с литературным произведением Майкапара, которое называется «Музыкальный слух».

/Показывает детям титульный лист книги с портретом композитора. /

В этой книге музыкальный писатель пишет о том, как невероятно сложно устроен наш слуховой аппарат (показать иллюстрацию с изображением Кортиева органа, с. 69, даже сравнивает его строение со строением королевского музыкального инструмента.

Может быть, кто-то подскажет о каком «короле» идет речь?

Дети. Это самый большой музыкальный инструмент – орган.

/Педагог показывает соответствующую иллюстрацию, обращает внимание на строение органа. /

Муз. рук. Композитор настоятельно советует всем нам оберегать слух от излишнего, ненужного шума, крикливой речи; обращает внимание на то, что самой раздражающей помехой для восприятия музыки является человеческая речь. Поэтому, чем чаще нам удается послушать музыку без посторонних шумов и разговоров, тем лучше для нашей психики (нашего здоровья) и, тем благотворнее и быстрее развивается наш музыкальный слух.

Давайте послушаем еще одно произведение из альбома «Бирюльки».

/Педагог исполняет пьесу «Осенью», с. 6./

Муз. рук. Что вы можете сказать о характере этого произведения?

Дети: Музыка печальная, тоскливая, временами тревожная, иногда жалостливая и т. д.

Муз. рук. Да, музыка выражает определенное настроение (печали, тоски, уныния).

- Подумайте, а что музыка изображает?

Дети: Как идет дождь.

Муз. рук. Скажите, а в каком регистре слышны звуки падающих капель дождя?

Дети: В низком регистре, поэтому музыка II-ой части звучит более сумрачно, тяжело, тревожно.

Муз. рук. Да, действительно, природа готовиться ко сну, кажется усталой, утомленной. Охватывает грусть, ведь приходится проститься с летом.

Если сравнить времена года со временем суток, то осень – это?.

Дети: Вечер, сумерки.

Муз. рук. Ребята, давайте еще раз послушаем эту пьесу и немножко ее разнообразим, украсим. Я предлагаю кому-нибудь из вас подыграть мне на ударном музыкальном инструменте и подчеркнуть изобразительный элемент: отметить мерно падающие капли дождя.

/Произведение «Осенью» исполняется повторно, с небольшой оркестровкой. /

Муз. рук. Ребята, а кто знает стихотворение, созвучное по настроению пьесе «Осенью»?

Ребенок.

Строки из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Муз. рук. Ребята, я предлагаю выбрать картину, которая отражает настроение музыки и поэтических строк.

/Ребенок выбирает произведение живописи. /

Муз. рук. Послушайте еще одно произведение С. Майкапара, определите его жанровую принадлежность, характер музыки, форму.

/Исполняется «Вальс» из цикла «Бирюльки», часть 1-я, с. 7./

Муз. рук. К какому жанру мы отнесем эту пьесу?

Дети: Это танец, вальс.

Муз. рук. Как вы определили, что звучит вальс?

Дети: Музыка легкая, грациозная, полетная. Хочется танцевать, кружиться.

Муз. рук. Верно, а сколько частей в музыке?

Дети: В этом произведении 3-ри части. В серединке музыка звучит более лирично, напевно, а затем – (III-я часть, которая повторяет I-ю, – мелодия снова вспорхнула, зазвучала легко.

Муз. рук. Если бы мы поставили на эту музыку танец с осенними листочками, то родилась бы композиция про какую осень?

Дети: Про раннюю осень, когда еще светло, сухо, красиво,

Муз. рук. У кого в запасе есть стихотворение по настроению схожее с этим легким, радостным вальсом?

Ребенок. Люблю сентябрь золотой.

Кружась, слетают листья,

И столько радости земной

В веселом птичьем свисте!

Еще морозы далеки,

Еще шумят дубравы,

И нет на утро у реки

Осколков льда-оправы.

Прохладной ночи тишину

Сменяет день отрадный,

Небесных глаз голубизну

Пленяет лес нарядный.

К своим цветам летит пчела,

Пока луга пестреют,

И даль прозрачна и светла,

Подобно акварели.

(Е. Шаламонова, журнал «Музыкальный руководитель», титульный лист.)

Муз. рук. Давайте и к этим чудесным стихам подберем осенний пейзаж, «…подобно акварели!»

/Дети выполняют задание. /

Муз. рук. Послушайте, пожалуйста, еще стихи.

Ребенок 1. Тихо музыка звучит,

Будто ручеек журчит,

Чуть печальна и грустна,

Словно шепот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются.

В них не слышится задор.

Это музыка – минор.

В плавном танце мы пойдем

И покружимся вдвоем.

Ребенок 2. Если все нам удается,

Даже музыка смеется,

Звонко, весело играет,

Поплясать нас приглашает.

Выходите танцевать,

Хлопать бегать и скакать.

Радостно мажор звучит,

Он хохочет, не ворчит.

/Педагог вместе с детьми обсуждают, какое из прослушанных произведений «Осенью» и «Вальс» написано в мажоре, а какое в миноре. /

Муз. рук. Сядьте, пожалуйста, правильно, а значит красиво. Продолжим работу над развитием музыкального слуха и голоса; подготовимся к выразительному, кантиленному пению.

/Дети исполняют распевки на осеннюю тематику/.

«Кружится, кружится желтый листок», «Дождик», музыка Н. Френкель; «В октябре», музыка и слова Н. Френкель; «Осень», музыка Н. Соколовой.

1. Дети поют под аккомпанемент фортепьяно;

2. Кто-либо из ребят подыгрывает мелодию на металлофоне;

Муз. рук. Ребята, сейчас я наиграю вступление к знакомой вам песне. Ответьте, как называется песня, и каким звуком мы должны ее исполнять.

Дети: Название песни «Кружит вальсок». Нужно стараться исполнить эту песню с движением, напевно, мягко, светло.

Муз. рук. Правильно, молодцы! Я лишь добавлю о необходимости смягчать и допевать окончания музыкальных фраз и активно брать дыхание перед новой музыкальной фразой. Попробуем?.

/Исполняется песня «Кружит вальсок». Музыка и слова Г. Ф. Вихаревой. /

Муз. рук. Я предлагаю послушать еще одну пьеску из альбома «Бирюльки». Давайте вспомним, как она называется и определим ее жанровую принадлежность, и характер музыки.

/Исполняется «Детская пьеса». Музыка с. Майкапара. /

Дети: Прозвучала «Детская пьеса». Эта музыка напоминает танец (польку). Музыка подвижная, легкая, звучит в высоком регистре.

Муз. рук. Подскажите, а как мы будем работать с этим музыкальным произведением?

Дети. Мы будем играть!

Муз. рук. А как называется такая игра?

Дети. Музыкально-ритмическая.

Муз. рук. Совершенно верно! Ведь правила игры будет задавать ритм музыки. Давайте его отхлопаем.

/Педагог напевает мелодию пьесы и одновременно прохлопывает (вместе с детьми) ритмический рисунок мелодии: слоги та-ти – короткие хлопки перед собой, а слоги та-та – медленные хлопки по коленочкам. /

Муз. рук. Выходите, пожалуйста, к зеркалу, становитесь врассыпную и, пока все вместе, повторим те танцевальные элементы и ритмические фигуры, которые мы можем использовать в этой музыкально-ритмической игре.

/Дети вместе с педагогом выполняют задание/.

Муз. рук. Ну, а теперь пришло время поиграть! Становитесь в четыре шеренги, я назначу дирижера, а он покажет, кто первый попадет в команду «учителей», а кто – «учеников».

/Звучит «Детская пьеса» С. Майкапара – проводится музыкально-ритмическая игра. /

Описание. Встать в 4-ре шеренги. Одна шеренга показывает движение, а стоящая напротив должна это движение повторить. Движения должны соответствовать характеру легкой, изящной польки. Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет запас движений.

Муз. рук. Следующая музыкальная загадка!

/Педагог наигрывает фрагмент из пьесы «Музыкальная шкатулочка»

С. Майкапара – дети дают название музыкального произведения. /

Муз. рук. Пожалуйста, несколько слов о характере музыки.

Дети. Танцевальная, легкая, игрушечная, кукольная.

Муз. рук. Под эту музыку мы осваеваем какой танцевальный элемент?

Дети. Вальсовый шаг, основанный на движении «балансе».

Муз. рук. А кто подскажет, сколько долей в вальсовом ритме?

Дети: Три доли.

Дети. Совершенно верно! Вальс – это танец, который считается на раз, два, три.

Муз. рук. Молодцы! Движение «балансе» можно выполнять вправо, влево, вперед, назад.

/Педагог, напевая мелодию, выполняет основной вальсовый ход вместе с детьми. При утомлении можно заменить шаги на тактирование. /

Муз. рук. Давайте объединим пение и движение в одном музыкальном номере. Назовите его?

Дети: Это песня-танец «Кружит вальсок».

Муз. рук. Молодцы! Разбирайте листочки и стройте правильный красивый круг, не забудьте про интервалы!

1. Педагог вместе с детьми проговаривает, а затем прорабатывает наиболее сложные моменты перестроений.

2. Дети поют песню, и одновременно двигаются в ритме вальса с осенними веточками под аккомпанемент фортепьяно.

/Воспитатель собирает веточки - дети рассаживаются на боковые стульчики вдоль зала. /

Муз. рук. Ребята, на предыдущих занятиях я знакомила вас с карточками, на которых схематично изображены различные композиционные построения. Сейчас необходимо выбрать из них только те, которые использовались на сегодняшнем музыкальном занятии.

/Дети должны выбрать следующие карточки: врассыпную, концентрические круги, четыре шеренги одна напротив другой. /

Муз. рук. А как я вас прошу встать чаще всего?

/Дети отбирают карточки: круг и парами по кругу. /

Обобщение:

Муз. рук. Я надеюсь, что вам понравилось сегодняшнее занятие. Кто запомнил, как оно называлось?

Дети: Осенняя рапсодия.

Муз. рук. Молодцы! Ответьте, пожалуйста, с музыкой какого композитора мы сегодня познакомились поподробнее?

Дети: Мы слушали фортепьянные миниатюры из детского альбома «Бирюльки» композитора С. М. Майкапара.

Муз. рук. Ребята, что нового о музыке вы узнали сегодня?

Дети: Музыка может выражать определенные чувства, настроения, а может даже что-то изображать (шум дождя, цокот копыт, другой музыкальный инструмент и т. д.)

Муз. рук. А какие новые музыкальные термины вы услышали, узнали?

Дети: Рапсодия, дирижер, консерватория, симфонический оркестр, регистр, фортепьяно, рояль, группа струнно-смычковых инструментов, группа деревянных духовых инструментов, вальсовый ход, балансе и т. д…

Муз. рук. Я надеюсь, что все эти знания обязательно пригодятся вам в нашей с вами совместной музыкальной деятельности, да и в дальнейшем – в жизни.

Муз. рук. Пришло время попрощаться. Становитесь врассыпную, – заключительный поклон.

/Дети выполняют заключительный поклон «Вальс», музыка И. Козловского/

Звучит «Менуэт», музыка С. Майкапара – дети, двигаясь спокойным, мягким шагом с носка, покидают зал.

Литература:

1. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей» I, II части, издательство «Владос». 1997г.

2. С. М. Майкапар «Музыкальный слух». Челябинск MPI 2005 г.

3. Журнал «Колокольчик» № 44/2010 г. – загадки и стихи.

4. Журнал «Музыкальный руководитель» № 6/2010г. – стихи.

5. Ю. Вайнкоп, И. Гусин «Краткий биографический словарь композиторов», Ленинград «Музыка», 1984 г.

Музыкальный материал:

1. Вход – «Менуэт» из детского альбома «Бирюльки», 1-я часть, с. 14;

2. Поклон-приветствие «Вальс», музыка И. Козловского (Г. Франио «Поурочный план по ритмике» Москва 1993 г.);

3. «Мотылек» музыка С. М. Майкапара (диск «Музыка для малышей», трек №13, подборка С. Коротаевой.)

4. «Мотылек», «Бирюльки», часть № 1., с. 15.

5. «Мотылек» (оркестровое исполнение, диск С. Коротаевой.)

6. «Осенью», музыка С. Майкапара, «Бирюльки» 1-я часть, с. 6.

7. «Вальс», музыка С. Майкапара, 1-я часть, с. 7.

8. Распевки: № 8. «Осень», музыка Н. Соколовой, № 9. «В октябре», музыка и слова Н. Френкель, № 11. «Дождик», музыка Н. Френкель. (Журнал «Музыкальный руководитель» № 8/2007 г, стр. 41.)

9. Песня «Кружит вальсок». Музыка и слова Г. Вихаревой; (Сборник «Осенние картинки», изд. «Музыкальная палитра», СПб 2009 г.);

10. Музыкально-ритмическая игра «Детская пьеса», автор Т. Ф. Коренева (Сборник «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва, издательство «Владос», 2001 г., 1-я часть, с. 11)

11. «Музыкальная шкатулочка», музыка С. Майкапара («Бирюльки», часть 2., с. 3.)

12. Песня-танец «Кружит вальсок», музыка и слова Г. Ф. Вихаревой

осенними веточками);

13. Заключительный поклон – «Вальс», музыка И. Козловского;

14. Выход из зала – «Менуэт», музыка С. Майкапара.

Конспект открытого занятия по освоению образовательной области «Музыка» для подготовительной группы «Осенняя рапсодия»
Публикации по теме:

«Пётр Ильич Чайковский — детям». Авторский проект Проект «Пётр Ильич Чайковский - детям» (методическая разработка проекта по знакомству с творчеством П. И. Чайковского. Возраст участников.

Анкета для родителей воспитанников ДОУ Автор - составитель музыкальный руководитель Папкова М. В., МАДОУ д. с. № 2, г. Наро-Фоминск (Опрос проводится в старшей и подготовительной.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по освоению образовательной области «Музыка» для подготовительной группы «Осенняя рапсодия»
Опубликовано: 11 июня 2013 в 14:18
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...