Конспект открытого занятия «Пернатые друзья»

Людмила Хакимова
Конспект открытого занятия «Пернатые друзья»

(НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ)

"ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ"

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

(художественное творчество (основная); чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, познание; труд; музыка)

Цель:

Помочь детям освоить новую технику изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Задачи:

- Способствовать созданию игровой ситуации для развития умений у детей передавать в рисунке доступными им средствами выразительности образ птички,

- содействовать умению сочетать «метод тычка» с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями;

- расширить представления о произведениях русских (советских) писателей и поэтов об окружающем нас живом мире (о птицах);

- уточнить представление о мелких зимующих птицах, их строении, внешних признаках;

- содействовать развитию творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники; совершенствованию умения изображать птиц, передавая характерные особенности строения их тела и окраски оперения; наблюдательности и образного восприятия мира;

- содействовать развитию чувства цвета; координации глаза и руки; умения владеть кистью руки, мелкой моторики руки для подготовки к последующему обучению письму; способности сосредоточиться;

- способствовать совершенствованию наблюдательности, эстетического восприятия, эстетических эмоций; логического мышления;

- воспитывать нравственные качества: внимание и любовь к близким, к окружающему, эмпатию, способность к сопереживанию изображаемым образам, желание помочь нуждающимся в защите; пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни;

- создать условия для стимулирования положительного эмоционального опыта;

- воспитывать желание рисовать; аккуратность при выполнении работы.

- приобщать детей к здоровому образу жизни через применение здоровьесберегающих технологий и системного чередования нагрузок и отдыха.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные:

Карточки с изображением снегиря, синицы, воробья.

Шапочка-ободок для героя (воробья).

Кормушки.

Разрезная картинка с изображением воробья.

Плоды и семена растений.

Столик.

Мольберт.

Раздаточные:

Карандаши восковые, фломастеры, подставки для карандашей, кисточки с жесткой щетиной, густая гуашь (черная, коричневая, красная, белая, желтая, синяя, салфетки, палитры (розетки для красок, баночки с водой, картонные силуэты птиц на каждого ребенка, листы бумаги, клеенки на стол.

Аудиозаписи:

Ноутбук.

Диск с музыкой и песнями о птицах.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Тараканище»; М Горький «Воробьишко», С. Маршак «Где обедал, воробей?», Е. Чарушин «Воробей».

Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина, фотографий с изображением зимующих птиц, наблюдение на прогулке за зимующими птицами.

Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.

Беседа на занятии по экологии о зимующих птицах (в частности: снегирях, синицах, воробьях, выделение особенностей цвета оперения каждого вида птиц, экспериментальная деятельность с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных, птиц.

Ход занятия:

I. Вводная часть (3-5 мин.)

(дети с воспитателем сидят на кубиках вокруг столика)

Воспитатель: «Вы любите отгадывать загадки? Хотите, я вам загадаю? Кто отгадает первым, тому я вручу картинку с секретом».

(дети отгадывают загадки, воспитатель раздает картинки-паззлы)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

Скорее подскажите нам,

Кто опасен паукам?

(Птица)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(Снегирь)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

По полям кочует, коноплю ворует.

(Воробей)

Воспитатель: «Картинки у нас не простые. Что можем сделать с ними?»

Дети: «Сложить паззл».

(дети на столе собирают паззлы)

Воспитатель: «Кто у нас получился?»

Дети: «Воробей».

II. Основная часть (10-12 мин.)+ физ. минутка (1-2 мин.)

Воспитатель: «А кто это - воробей?»

Дети: «Это – зимующая птица. Она живет рядом с человеком. Питается семенами и крошками».

(звучит музыка: голоса птиц (воробей)

Воспитатель: «Ребята, вы слышите! Что это за звук?»

Дети: «Это щебечут птицы».

(вбегает ребенок, одетый воробьем)

Воробей: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуй, воробей!»

Воспитатель: «Здравствуй, воробышек! Присаживайся с нами. Расскажи нам: где бывал, что видал? Где обедал, воробей?»

Воробей: (рассказывает стихотворение С. Маршака «Где обедал, воробей?»)

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Воспитатель: «А кто написал это стихотворение?»

(дети предлагают варианты ответов)

Воспитатель: «Это стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак, знаменитый детский поэт. Любят тебя, воробышек! Вот, стихи сочиняют и даже сказки, рассказы и песни!»

Воспитатель: «Ребята, какие рассказы, сказки, стихи вы еще читали о воробьях?»

Дети: «Воробьишко», «Краденое солнце», «Тараканище».

Воспитатель: «Воробышек, ты чего такой взъерошенный? Что с тобой? Как ты до нас долетел? Ведь на улице ветер, холод!»

Воробей: «Да, на улице очень холодно и голодно. А еще, (грустно) – была метель, и я растерял всех друзей. Наверное, их снегом занесло!»

Воспитатель: «Ребята, что же делать? Воробышек на улице замерзнет совсем!»

Дети: «Ему нужно помочь!»

Воспитатель: «А как мы можем помочь нашему гостю?»

Дети: «Его нужно взять с собой в группу погреться, покормить».

Воспитатель: «Правильно! У Алексея Яшина даже есть такое стихотворение:«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Воспитатель: «Давайте споем песенку и потанцуем с нашим гостем, чтобы ему стало теплее?»

(Физминутка под песню «Воробей – воробушек»)

(сл. Сафонова Б., муз. Глаголева А.)

Воробей, воробушек - мой хороший друг. (дети стоят вокруг воробья)

Улетают птички к солнышку на юг. (машут руками как крыльями)

Воробей, воробушек зёрнышко клюёт (показывают руками, как клюют птицы)

Воробей, воробушек в городе живёт. (изображают руками крышу дома)

Чик, чик, чик-чирик зернышко клюёт. (показывают руками, как клюют птицы)

Чик, чик, чик-чирик в городе живёт.

Воспитатель: «Согрелись? Молодцы!»

«А где же воробей будет обедать в детском саду? Стола, как у нас (людей) у него нет. Хотя нет, подождите:

Что за стол среди берез,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Дети: «Кормушка».

(воспитатель показывает картинку с изображенными на ней птицами возле кормушки)

Воспитатель: «Правильно! Ребята, а вы же сегодня участвуете в конкурсе кормушек! Давайте покажем нашему другу, какие у вас получились замечательные кормушки».

Дети: «Давайте!»

Воспитатель: «Нам, ребята, пора в группу! И ты, воробьишка, собирайся с нами!»

(все переходят в учебную зону, где располагается выставка кормушек)

Воспитатель: «Посмотри, воробьишка, какую замечательную столовую придумали ребята вместе со своими родителями! Правда?»

Воробей: «Очень хорошие кормушки, ребята, и моих пернатых друзей много войдет!»

Воспитатель: «Посмотрите, кто-то уже прилетел в нашу столовую! Кто это, ребята?»

(на кормушках прикреплены картинки с изображением синицы и снегиря)

Дети: «Синичка и снегирь».

Воспитатель: «Кого не хватает здесь?»

Воробей: (грустно) «Моих друзей, воробьев!»

Воспитатель: «Ребята, вы не видели их?»

(дети осматривают группу, «ищут» картинки с изображением воробьев)

(если дети не смогли найти картинки, то воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежат приготовленные силуэты птиц из картона)

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, а что это на столе лежит? На что это похоже?»

Дети: «На птичек похоже».

Воспитатель: «Давайте пройдем за столы и посмотрим!»

(все проходят и садятся вокруг стола с приготовленными красками, баночками, салфетками, карандашами, картонными силуэтами)

Воспитатель: «Очень похоже! Как вы думаете, ребята, кто это?»

Дети: «Воробьи!»

Воробей: «Да-да-да! Это мои друзья!»

Воспитатель: «Только они… белые… Что с ними случилось?»

Дети: «Наверное, их снегом занесло!»

Воспитатель: «Что же нам делать?»

Дети: «Их нужно раскрасить!»

Воспитатель: «А что раскрашивать? Здесь же ничего не нарисовано! Чего не хватает?»

Дети: «Нет головы, клюва, хвоста, глаза, крыльев».

Воспитатель: «Как же нам их нарисовать? Кто подскажет?».

(дети называют недостающие части тела птицы и фломастером (поочереди, передавая друг другу) дорисовывают их на картонном силуэте)

Дети: «У птички должна быть головка и клюв (рисует на шаблоне фломастером). Что еще?»

«Глазик (передает шаблон рядом сидящему ребенку, тот дорисовывает, хвостик (дорисовывает следующий ребенок, крыло (дорисовывают и возвращают воспитателю)».

Воспитатель: «Молодцы! Все сделали правильно! Есть и клювик, и крыло и хвостик!»

(выставляет на мольберт схему рисования птицы)

«Но чего-то всё равно не хватает!»

Дети: «Нужно раскрасить!»

Воспитатель: «А в какой цвет будем раскрашивать? Наверное, в желтый, или в красный!»

(дети предлагают свои варианты)

Дети: «Шапочку», крыло и хвостик - коричневым, грудку – серым цветом».

Воспитатель: «Правильно! Наверное, вы на прогулках очень хорошо наблюдали за птицами! Молодцы!».

(показывает картинку с изображением воробья и прикрепляет на мольберт).

В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а всё же птица.

Воспитатель: «В какой цвет раскрасить – знаем. Чем мы можем раскрасить наших воробышков?»

Дети: «Красками и кисточкой, а еще карандашами».

Воспитатель: «Вы все видели воробьев: чем покрыто тело птиц?»

Дети: «Перьями».

Воспитатель: «А какие у птиц перышки на ощупь?»

Дети: «Мягкие, пушистые, легкие».

(воспитатель показывает фотографию нахохлившегося воробья)

Воспитатель: «Правильно! Посмотрите! (показывает перо птицы, дает детям потрогать его руками) Оно очень мягкое, пушистое и состоит из множества волосков».

Воспитатель: «Как нам нарисовать такие пушистые перышки нашим птичкам? Когда мы лепили из пластилина животных, то, для показа шерстки и оперения в помощь нам были стеки, трубочки от коктейля, колпачки от фломастеров. А сейчас – только краски и кисточки, да еще жесткие такие! Проблема! Может кто-нибудь из вас подскажет нам?»

(воспитатель выслушивает все ответы)

Воспитатель: «Есть один очень интересный и необычный способ - «методом тычка». И нам как раз понадобится такая жесткая кисточка, а также краска, стоящая у нас на столе. Какая краска?»

Дети: «Гуашь».

III. Переход к практической части деятельности (1-2 мин.)

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: «Возьмите жесткую кисть, давайте с вами на ладошке попробуем сделать правильные «тычки». Кисточку мы держим прямо, вертикально и четкими отрывистыми движениями ставим «тычки».

(воспитатель показывает, дети повторяют движения)

Кисточку возьмем вот так:(рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кисти руки)

Гордо, словно королева (кисточку ставить вертикально)

Кисточка пошла «тычком»,

Застучала каблучком. (сделать несколько «тычков» без краски)

А потом по кругу ходит, как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем!

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: «раз-раз»…

Все получится у нас.

Воспитатель: «С кисточкой обращаться мы научились. Начнем раскрашивать наших воробышков?»

Дети: «Начнем!»

(воспитатель и дети берут силуэт птицы, кисточку и пододвигают к себе палитру с краской)

IV. Практическая часть (7-10 мин.)

Воспитатель: «С какого цвета начнем?»

(дети предлагают варианты; если назовут первой серую краску - проговорить способ ее получения)

Воспитатель: «Сначала наберем краску на кисточку, затем опуская сверху вниз кисточку на силуэт воробья, мы последовательными «тычками» наносим краску по контуру рисунка».

(воспитатель сопровождает свои действия показом, дети совершают аналогичные действия)

«Затем промоем кисть, обязательно осушим о тряпочку. Какая нам нужна краска? Наберем нужную нам краску и обведем птичку по контуру. Затем заполняем свободное пространство «тычками». На крылышках можно добавить светлых «тычков».

«Посмотрите, что у нас получается!»

(рассматривает вместе с детьми)

«Чего-то не хватает?»

Дети: «Не прорисованы глазки, клюв, крыло и лапки».

Воспитатель: «Что мы можем сделать?»

Дети: «Дорисовать карандашами, восковыми мелками»

(дорисовывают птице глаз, клюв, крыло)

Воспитатель: «Обратите внимание, что при таком использовании слой краски у нас получается тонким, и мы можем уже сейчас, не ожидая долго, когда просохнет, дорисовать недостающие детали тонкими линиями».

Воспитатель: «Закончили? Молодцы! Промойте кисточки и поставьте в стаканчики».

(дети наводят порядок на своем рабочем месте)

V. Заключительная часть (2-3 мин.)

Воспитатель: «Посмотрите, кто у нас получился?»

Дети: «Воробей».

Воспитатель: «Каким он у нас получился?»

Дети: «Пушистым».

Воспитатель: «Ну что, воробышек, твои пернатые друзья снова с тобой. Ты рад? Ведь всем нужны друзья, даже воробьям!»

(фоном звучит песня «Всем нужны друзья!»,

муз. З. Компанейца, сл. П. Синявского)

Воробей: «Я очень рад, а вы, ребята?»

Дети: «Мы тоже рады найти новых друзей».

Воспитатель: «Наши воробьи, наверное, проголодались? «Полетели» к нашим кормушкам!»

Дети: «Полетели!»

(дети и воспитатель перемещаются к столу с кормушками

и «усаживают» своих птичек на понравившуюся им кормушку)

Воспитатель: «Теперь нашим друзьям есть, где укрыться и где полакомиться! Посмотрите, ребята! У нас получилась целая выставка зимующих птиц. Молодцы, постарались! Все птички такие красивые, перышки пушистые! Вам нравится ваша работа?»

«А как у вас получились такие птички? Каким методом вы рисовали?»

Дети: «Методом тычка».

Воспитатель: «Надеюсь, ребята, вы никогда не будете забывать о своих друзьях в такое нелегкое для них время, и они вам отплатят своими веселыми песнями!»

«А метод, которому мы сегодня научились, в будущем поможет нам не раз. Дома вы можете нарисовать вместе с родителями «методом тычка» различных птиц и не только! А свои работы принести к нам в группу и мы устроим целую выставку!»

«Спасибо за работу!»

Литература:

- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 46с.

- Волина В. В. Загадки от А до Я. С. -Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.-352с.

- Голованова Э. Н. Птицы возле дома. Л. : Гидрометеоиздат, 1990,- 184с.

- Горький М. Воробьишко. – М., 1979.

- Кодиненко Г. Ф. 100 загадок от А до Я для детей 4-6 лет. М. : Айрис-пресс, 2009. – 112с.

- Маршак С. Я. Любимые стихи. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996. – 400с.

- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. (с интернет-ресурсов).

- Чуковский К. И. Любимые стихи. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 256с.

- Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для студентов пед. факультета по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – Барнаул, 2007.

Музыка (записи):

- Антонов Ю. Воробьиная дискотека.

- «Песня воробья» (музыкальная сказка "Краденое солнце", сл. К. И. Чуковского, исп. гр. «АукцЫон» и Леонид Федоров).

- «Всем нужны друзья» (исп. Большой детский хор, муз. З. Компанейца, сл. П. Синявского.

- «Воробей-воробушек» (сл. Геннадия Сафонова, муз. Алексея Глаголева,

(исп. «Театр-студия детской песни «Ладушки» г. Одинцово Московской области).

- Запись звуков природы: (голоса птиц: воробей домовый, воробей каменный, воробей полевой).

Конспект открытого занятия «Пернатые друзья»
Публикации по теме:

Планирование по ФГТ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФГТ День недели / дата / Тема Тема Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа Совместно-партнерская.

Всегда удачные рисункиВсегда удачные рисунки На мой взгляд, рисунки в технике тычка всегда получаются удачно. Это выигрышный вариант для выставок, подарков, плакатов. Предлагаю познакомиться.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Пернатые друзья»
Опубликовано: 4 января 2013 в 16:06
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...