Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Состав речи»

Лариса Леонова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Состав речи»

Подготовил: воспитатель подготовительной группы

Леонова Лариса Николаевна

Программное содержание.

1. Закрепить знание детей о составе нашей речи: звук, слог, слово, предложение.

2. Упражнять: выделять и характеризовать звуки (согласный – твердый, мягкий, звонкий, глухой; гласный, составлять схемы слов, делить слова на слоги, ставить ударение, составлять предложения разные по интонации.

3. Развивать грамотную речи.

Активизация словаря: учить употреблять в речи слова – определения.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: картина, карточки со словами и схемами слов, схемы предложений.

Раздаточный: карточки схем звуков, карточки с изображением различных предметов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

• Дети садятся на свои места и проверяют под руководством воспитателя готовность к занятию наличие у каждого раздаточного материала. (Карточки схем звуков, карточки с изображением различных предметов).

• Объявление темы занятия.

- Воспитатель: сегодня ребята у нас с вами итоговое занятие на тему: «Состав нашей речи».

2. Звуки.

• Беседа.

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков).

- На какие две группы делятся звуки в нашей речи? (Гласные и согласные).

- Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает преграду).

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произношении которых воздух не встречает препятствие).

-Назовите согласные звуки.

- Назовите твердые согласные звуки.

- Назовите мягкие согласные звуки.

- Назовите шипящие согласные звуки.

- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

- Назовите звонкие согласные звуки.

- Назовите глухие согласные звуки.

- Назовите гласные звуки.

- Назовите гласные звуки, которые служат для придания твердости согласным звукам.

- Назовите гласные звуки, которые служат для придания мягкости согласным звукам.

- Назовите двойные гласные.

- В каких случаях йодированные звуки в словах обозначают два звука, а в каких один?

• Практическая работа.

- Воспитатель называет твердые, мягкие согласные и гласные звуки, а дети поднимают соответствующую карточку [а] – красная карточка

[б] – синяя карточка

[б'] – зеленая карточка

[йо] - зелено-красная карточка

- Воспитатель дает задание для детей составить самостоятельно схему имя своей мамы.

- Воспитатель дает задание взять карточку с изображением предмета и выбрать схему к этому слову, заранее подготовленную воспитателем.

(Работа проходит по группам мальчики и девочки. Одна группа выбирает схемы, которая лежат на отдельном столе, а другая группа проверяет и исправляет ошибки, если такие имеются. После схемы и карточки с изображением дети забирают на свои места).

3. Физкультминутка.

- А теперь ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

4. Буквы.

• Беседа.

- Чем на письме обозначаются звуки? (Звуки на письме обозначаются буквами).

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим).

- Что такое алфавит? (Алфавит это порядок букв).

• Чтение стихотворения.

Есть страна, её на карте

Не смогли нарисовать:

В ученической тетради

Будем мы её искать.

Букволандией зовется,

Дружно буквы в ней живут,

Между ними связь не рвется

Королеву «И» зовут.

Мы язык свой очень любим

И писать красиво будем!

Все готовы потрудиться,

Чтоб секретам научиться.

• Практическая работа.

- Воспитатель показывает указкой букву, а ребенок по просьбе воспитателя называет.

- На доске карточки со словами. Задание прочитать слова и если карточка с изображением предмета соответствует слову и прикрепить карточку со схемой вверху слова.

5. Слоги и слова.

• Беседа.

- Что мы в нашей речи составляем из звуков? (Из звуков в нашей речи мы составляем слоги).

- Как узнать, сколько в слове слогов, не деля его на слоги? (Сколько гласных звуков, столько и слогов).

- Какие бывают слоги? (Слоги бывают ударные и безударные).

- Что мы складываем из слогов? (Из слогов мы составляем слова).

• Практическая работа.

- Дети делят слова, которые расположены на доске на слоги и ставят ударения.

(Воспитатель вызывает ребенка, которой делит слово на слоги и ставит ударение, а воспитатель раздвигает карточку в заранее подготовленном разрезе и ставит ударение маркером).

6. Физкультминутка.

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо…

Получается на славу.

Молодцы!

Влево – вправо, влево – вправо…

7. Предложение.

• Беседа.

- Что в нашей речи мы составляем из слов? (Из слов мы составляем предложения).

(Воспитатель на доске вывешивает картину)

- Что изображено на картине?

- В какое время года это происходит?

- Что делают дети?

• Практическая работа.

(Воспитатель вывешивает плакат со схемой трех предложений с разными знаками препинаний на конце, пример).

___ ___ !

___ ___ __ ___?

___ __ ___.

- Что обозначают эти схемы?

- Сколько слов в первом предложении? Во втором? В третьем?

- Какой знак стоит в конце первого предложения? Второго предложения? Третьего предложения?

- Почему одни слова в предложении обозначаются длинной схемой, а некоторые короткой? (слова и предлоги).

Задание: составить предложения по схемам.

Вариант:

Наступило лето!

Дети играли на лугу?

Мальчикам и девочкам весело.

8. Рассказ.

• Беседа.

-Что у нас получилось из предложений? (Из предложений мы составили текст или рассказ).

9. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу.

- Из чего же состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков, слогов, слов, предложений, текста).

- Молодцы ребята всем за работу ставлю отлично.

Публикации по теме:

Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т»Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т» Непосредственная образовательная область «Коммуникация» Подготовка к обучению грамоты. Тема: «Звук [т] и[т’], буква Т» Доминирующая область:.

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Состав речи»
Опубликовано: 13 января 2014 в 15:03
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...