Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Состав речи»

Лариса Леонова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Состав речи»

Подготовил: воспитатель подготовительной группы

Леонова Лариса Николаевна

Программное содержание.

1. Закрепить знание детей о составе нашей речи: звук, слог, слово, предложение.

2. Упражнять: выделять и характеризовать звуки (согласный – твердый, мягкий, звонкий, глухой; гласный, составлять схемы слов, делить слова на слоги, ставить ударение, составлять предложения разные по интонации.

3. Развивать грамотную речи.

Активизация словаря: учить употреблять в речи слова – определения.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: картина, карточки со словами и схемами слов, схемы предложений.

Раздаточный: карточки схем звуков, карточки с изображением различных предметов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

• Дети садятся на свои места и проверяют под руководством воспитателя готовность к занятию наличие у каждого раздаточного материала. (Карточки схем звуков, карточки с изображением различных предметов).

• Объявление темы занятия.

- Воспитатель: сегодня ребята у нас с вами итоговое занятие на тему: «Состав нашей речи».

2. Звуки.

• Беседа.

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков).

- На какие две группы делятся звуки в нашей речи? (Гласные и согласные).

- Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает преграду).

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произношении которых воздух не встречает препятствие).

-Назовите согласные звуки.

- Назовите твердые согласные звуки.

- Назовите мягкие согласные звуки.

- Назовите шипящие согласные звуки.

- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

- Назовите звонкие согласные звуки.

- Назовите глухие согласные звуки.

- Назовите гласные звуки.

- Назовите гласные звуки, которые служат для придания твердости согласным звукам.

- Назовите гласные звуки, которые служат для придания мягкости согласным звукам.

- Назовите двойные гласные.

- В каких случаях йодированные звуки в словах обозначают два звука, а в каких один?

• Практическая работа.

- Воспитатель называет твердые, мягкие согласные и гласные звуки, а дети поднимают соответствующую карточку [а] – красная карточка

[б] – синяя карточка

[б'] – зеленая карточка

[йо] - зелено-красная карточка

- Воспитатель дает задание для детей составить самостоятельно схему имя своей мамы.

- Воспитатель дает задание взять карточку с изображением предмета и выбрать схему к этому слову, заранее подготовленную воспитателем.

(Работа проходит по группам мальчики и девочки. Одна группа выбирает схемы, которая лежат на отдельном столе, а другая группа проверяет и исправляет ошибки, если такие имеются. После схемы и карточки с изображением дети забирают на свои места).

3. Физкультминутка.

- А теперь ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

4. Буквы.

• Беседа.

- Чем на письме обозначаются звуки? (Звуки на письме обозначаются буквами).

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим).

- Что такое алфавит? (Алфавит это порядок букв).

• Чтение стихотворения.

Есть страна, её на карте

Не смогли нарисовать:

В ученической тетради

Будем мы её искать.

Букволандией зовется,

Дружно буквы в ней живут,

Между ними связь не рвется

Королеву «И» зовут.

Мы язык свой очень любим

И писать красиво будем!

Все готовы потрудиться,

Чтоб секретам научиться.

• Практическая работа.

- Воспитатель показывает указкой букву, а ребенок по просьбе воспитателя называет.

- На доске карточки со словами. Задание прочитать слова и если карточка с изображением предмета соответствует слову и прикрепить карточку со схемой вверху слова.

5. Слоги и слова.

• Беседа.

- Что мы в нашей речи составляем из звуков? (Из звуков в нашей речи мы составляем слоги).

- Как узнать, сколько в слове слогов, не деля его на слоги? (Сколько гласных звуков, столько и слогов).

- Какие бывают слоги? (Слоги бывают ударные и безударные).

- Что мы складываем из слогов? (Из слогов мы составляем слова).

• Практическая работа.

- Дети делят слова, которые расположены на доске на слоги и ставят ударения.

(Воспитатель вызывает ребенка, которой делит слово на слоги и ставит ударение, а воспитатель раздвигает карточку в заранее подготовленном разрезе и ставит ударение маркером).

6. Физкультминутка.

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо…

Получается на славу.

Молодцы!

Влево – вправо, влево – вправо…

7. Предложение.

• Беседа.

- Что в нашей речи мы составляем из слов? (Из слов мы составляем предложения).

(Воспитатель на доске вывешивает картину)

- Что изображено на картине?

- В какое время года это происходит?

- Что делают дети?

• Практическая работа.

(Воспитатель вывешивает плакат со схемой трех предложений с разными знаками препинаний на конце, пример).

___ ___ !

___ ___ __ ___?

___ __ ___.

- Что обозначают эти схемы?

- Сколько слов в первом предложении? Во втором? В третьем?

- Какой знак стоит в конце первого предложения? Второго предложения? Третьего предложения?

- Почему одни слова в предложении обозначаются длинной схемой, а некоторые короткой? (слова и предлоги).

Задание: составить предложения по схемам.

Вариант:

Наступило лето!

Дети играли на лугу?

Мальчикам и девочкам весело.

8. Рассказ.

• Беседа.

-Что у нас получилось из предложений? (Из предложений мы составили текст или рассказ).

9. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу.

- Из чего же состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков, слогов, слов, предложений, текста).

- Молодцы ребята всем за работу ставлю отлично.

Публикации по теме:

Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т»Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т» Непосредственная образовательная область «Коммуникация» Подготовка к обучению грамоты. Тема: «Звук [т] и[т’], буква Т» Доминирующая область:.

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Состав речи»
Опубликовано: 13 января 2014 в 15:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...