Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Колокольная история»

Елена Никитина
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Колокольная история»

Конспект открытого занятия

по духовно-нравственному воспитанию

детей в старшей группе

на тему : «Колокольная история»

Воспитатель МБДОУ №16

ст. Луковской

Никитина Елена Николаевна

РСО-Алания

Моздокский район

2013-2014 уч. год.

Публикация «Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Колокольная история“» размещена в разделах

Цель:

1. Приобщение к истокам русской народной культуры.

2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

3. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.

4. Формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи.

1. Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

2. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

4. Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.

5. Развивать способность логически связывать переход одного качества в другое.

6. Расширять словарный запас и знание об окружающем мире как премудро устроенном Богом.

Предварительная работа.

•Лепка колокольчиков из пластилина.

•Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.

• Выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).

•Заучивание стихотворений А. С. Пушкина,

Материал к занятию.

• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

•Музыкальный центр, диск с записью колокольных звонов.

•Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).

•Заготовки колокольчиков, салфетки.

Ход занятия.

1 слайд.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель заносит в группу игрушку котенка, который поет песенку приветствия из мультфильма «Чучело- мяучело» -Здравствуй, детство! Котенок приносит шкатулку, из которой воспитатель достает книгу. Воспитатель обращает внимание детей на «книгу».

В этой книге на вопрос

Ты найдешь ответ,

Интереснее её

В целом мире нет!

В этой книге есть «Правила для детей», давайте с вами их повторим.

Если хочешь добрым быть, никогда нельзя … грубить.

Если ночью злое сниться, надо сразу же … молиться.

Если страшно, попроси «Матерь Божья… помоги!»

Перед делом говори: «Господи, … благослови!»

Ангел – вестник божий, нам с тобою он … поможет.

Ангел желает детям доброго пути, дружного путешествия.

Воспитатель предлагает взяться детям за руки, и сказать слова:

Господи, благослови,

Добрый Ангел, помоги!

Воспитатель : - Но в шкатулке есть еще что-то. Отгадайте 2 загадки и узнаете:

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром (Колокол).

2 слайд.

Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей (Колокольчик).

3 слайд.

Воспитатель достает из шкатулки колокольчик.

-Послушайте такое стихотворение:

«Дин дон! Дин – дон! –

Раздается в поле звон.

«Дин – дон! Дин – дон!

Как красив и нежен он!»

- Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

-Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола? (В церкви, храме).

4 слайд.

-Посмотрите на экран, что означает эта картинка?

5 слайд. (В древние времена на Руси не было ни радио,ни телевидения. Но случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар,-и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.)

-Правильно, вот посмотрите, как священник использовал такое било.

6 слайд.

-А из чего сделано металлическое било?

7 слайд. (Металлическое било- это металлическая доска. Ее вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии).

8 слайд. -Ребята, а какое било громче (металлическое).

9 слайд.

Воспитатель.

–А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками.

10 слайд. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

11 слайд.

Так появился колокол (картинка, который вешали на перекладину на столбе.

12 слайд. Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме?

-А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол.

13 слайд. Из каких частей состоит колокол? (За «уши» колокол подвешивают на перекладину,есть «язык», «плечи», «тулово», верхний и нижний «пояс».)

Игра «Составь колокол».

Слайд 9.

Воспитатель раздает детям разрезные карточки колокола, на доске еще раз показывает как составить колокол, вместе с детьми проговаривает названия его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое.

Музыкальная игра с колокольчиком.

В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.

Воспитатель.

-Ребята, мы узнали, как появился колокол. В наше время у колоколов есть свое место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где они находятся. Где же колокольне).

14 слайд.

-Теперь обратите внимание, что колокольня намного выше, чем сама церковь.

15 слайд. Как вы думаете, почему? (Чтобы звон колоколов был далеко слышен).

-Я приготовила вам сюрприз. Теперь и нас с вами в группе есть своя маленькая колокольня. (показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку).

Ребята, а как вы думаете, когда звонят в колокола? Колокольных звонов очень много, а какие знаете вы (Набат, красный, благовест).

16 слайд.

-Символом тревоги считается -набат.

Прослушайте его.

17 слайд.

-Радостные события- звучит красный звон.

Предлагаю прослушать.

18 слайд.

-Православные праздники -звучит благовест.

Включается аудиозапись.

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

19 слайд.

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь,одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх,вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз,два, три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

На свадьбе будем мы гулять!

(Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперед.)

20 слайд.

- Играть на колоколе непросто, кто же эту работу выполняет? (звонарь).

21 слайд.

-Найдите мне среди этих профессий, профессию звонаря.

Игра на колокольчиках.

22 слайд.

- Каждый колокол также как и человек имеет свой голос, а колокольчик? Возьмите колокольчик за ушко и позвоните, так чтобы язычок ударялся о тело колокольчика.

Воспитатель дает каждому ребенку колокольчик, предлагает послушать, как они звучать по одному

-Как называется такой звон (перезвон).

-Теперь позвоните все вместе, что у нас теперь получилось? (трезвон).

Звони, звонарь!

Ещё ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?.

Работа за столами.

Воспитатель. Посмотрите на экран, какие бывают сувенирные колокольчики.

23 слайд.

- Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает.

- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. – Какой цветок похож на церковный колокол?

– Какую музыку можно услышать утром, вечером и в праздники? (Пение колоколов)

– Из чего человек сделал поющий колокол?

– В каком доме он разместил церковный колокол? Чем этот дом отличается от обычного дома?

– Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?

– Как называется человек, умело звонящий в колокол?

-Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты сочиняли стихи.

Ребенок читает стихотворение.

Этот дом – не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это православный храм!

– Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что у вас хорошее настроение. Возьмите колокольчики и сейчас мы с вами передадим свое настроение колокольной песенкой всем присутствующим.

Дети поют песенку «Колокольчик маленький».

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Колокольная история»
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 18:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД