Методическая разработка открытого занятия по классу скрипки

Ольга Смирнова
Методическая разработка открытого занятия по классу скрипки

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Киришская детская школа искусств»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ПО КЛАССУ СКРИПКИ

СМИРНОВОЙ Ольги Владимировны

г. Кириши

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Вводная часть (5 минут)

• организация урока

• прослушивание домашнего задания

• анализ ошибок и положительных моментов в исполнении

2. Основная часть (30 минут)

• прослушивание пьесы в записи – три разных

исполнителя

• сравнительный анализ прослушанных записей

• практическая работа над музыкальным произведением

3. Подведение итогов (5 минут)

• соединение поставленных задач

• понимание характера музыки

• задание на дом

Материально – техническое оснащение:

• Кабинет 16 кв. м.

Скрипки (2 шт.)

• Фортепиано

• Подставка для нот

• Ноутбук, колонки

• Флэшкарта, диски с записями скрипичной и ф-ной музыки

• Метроном

• Учебно – методическая литература

• Стол, стулья, зеркало в рост учащегося

Ход урока.

1.

• Организационный момент (2минуты).

Обучающаяся входит в класс, здоровается, достает дневник, ноты, инструмент. Настраивает инструмент.

• Прослушивание домашнего задания (2 минуты)

Прочитав домашнее задание, преподаватель просит ученицу исполнить «Прелюдию». Ученица исполняет пьесу наизусть.

• Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении (1 минута)

Преподаватель:

- Скажи, пожалуйста, как ты считаешь, всё ли

получилось у тебя из того, над чем мы работали ранее?

Ученица:

- Я стала увереннее играть наизусть. Ярче играю на

«верхах». Стараюсь играть «длинным» смычком.

Преподаватель:

- Мне нравится, что ты играешь уверенно, ярко. Хорошо контролируешь ведение смычка. Я считаю, что нам необходимо подумать о фразировке и оттенках во фразах. Я подготовила для тебя три записи этой «Прелюдии». Они отличаются друг от друга. Сегодняшняя тема урока «Стилистические особенности исполнения «Прелюдии» Крейслера. Значит, мы будем говорить о стиле, т. е. особенностях исполнения этой пьесы.

Прослушивание пьесы в записи (5 минут).

Звучат записи «Прелюдии» в исполнении: 1. Ицхак Перлман.

2. Н. Мильштейн. 3.Guido Rimonda and Orchestra Camerata.

Сравнительный анализ прослушанных записей (2 минуты).

Преподаватель:

- Скажи, пожалуйста, какое исполнение тебе понравилось больше?

Ученица:

- Первое. Оно яркое, ясное, оно понятно мне. Нравиться темп, оттенки.

Преподаватель:

- А что не понравилось в двух других исполнениях?

Ученица:

- Во втором было очень много ускорений в четвертях. А мне нравится более размеренное движение.

Третье не понравилось совсем – оркестр как-то замедлил движение, оттянул его

Преподаватель:

- Я специально дала тебе прослушать три разные трактовки одного и того же нотного текста. Каждый исполнитель имеет право создать свой образ – в силу своего темперамента, владения звуком, настроения. Ты удивлена, но настроение это эмоции с какими музыкант либо должен справиться, либо полностью реализовать их в своей игре. Многие произведения музыканты исполняют на протяжении всей своей жизни и в разные годы играют их по-разному. К сожалению, музыка – это временное искусство и исполнить пьесу два раза совершенно одинаково не удаётся, но всегда нужно стремиться показать слушателю красоту музыки, которую ты прочувствовал сам.

Практическая работа над музыкальным произведением (23 минуты).

Преподаватель:

- Прежде, чем мы приступим к работе над пьесой, давай вспомним о строении «Прелюдии» и я ещё раз напомню тебе о стилистике, т. е. стиле исполнения. И так, что такое стиль?

Жорж Бюффон (французский натуралист, математик и писатель) однажды сказал, что «Стиль это и есть сам человек». Я убеждена, что стиль в литературе – это автор, а в музыке это, в огромной степени, исполнитель. Как и в литературе, музыка требует декламации, иначе говоря, интерпретации, основанной на полном понимании произведения. Необходимо определить характер произведения – какой он: лирический, драматический, героический или патетический, весёлый или беззаботный – каждому эпитету свойственны разнообразные акценты, подчеркивания или деликатные прикосновения. Понять самому произведение и сделать его понятным публике – такова цель, к которой артист – исполнитель должен стремиться.

Невозможно рассматривать стиль как предмет исторической традиции. Красота, а не традиция служит критерием всякого стиля.

- Сегодня мы покажем работу над произведением австрийского скрипача и композитора Фрица Крейслера. Это «Прелюдия» из инструментальной пьесы «Прелюдия и Аллегро» в стиле Пуньяни».

- Татев, что такое «Прелюдия» ?

Ученица:

- Это инструментальная пьеса не имеющая строгой формы.

Преподаватель:

- Да. Это короткое муз. произведение не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда и название, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В целом «Прелюдии» похожи на импровизацию.

Преподаватель:

- Татев, давай начнём сейчас сначала. Я уже сказала, что мне очень нравиться. Что ты играешь

длинными смычками, единственное, что мне хотелось делать более четкой каждую ноту, это не акцент, а скорее артикуляция (в фонетике от латинского articulo – «расчленяю», «членораздельно»).

Преподаватель показывает, как сделать артикуляцию вначале каждой четверти. И просит играть сначала. Ученица играет 15 тактов. Учитель останавливает.

Преподаватель:

- Хорошо играешь. Уверенно. Хорошо контролируешь ведение смычка, но ещё постарайся, чтобы в конце смычок никогда не уходил к грифу – только параллельно подставке. Но что у тебя ещё не получается?

Ученица:

- Пока не совсем получается артикуляция. Особенно вверх смычком.

Преподаватель:

- «Прелюдия» Ф. Крейслера – целеустремлённое произведение, которое безостановочно идёт мерной поступью к своей цели. «Прелюдия» удаётся лишь тогда, когда исполнитель может донести до слушателя её возвышенную, торжественную, несуетную поступь. Татев я прошу тебя делать артикуляцию вначале каждой ноты. Ведь начало звучит, скорее всего, как колокола, а колоколов то как раз и маловато. Сыграй мне, пожалуйста, ещё раз сначала.

Ученица играет первую часть, первые 20 тактов пьесы.

Преподаватель:

- Хорошо. Так гораздо лучше. Старайся давать одинаковую атаку вверх вниз при движении смычка. А теперь давай подумаем, что можно сделать здесь во фразировке. Начиная с 3-го такта спускаясь мелодией вниз, чуть убирать звук – немного мягче, объединим фразочку по 2 такта, а вот начиная с 12 такта расширить, и тогда у нас получится развитие фразы. А то у нас получается как-то всё одинаково. Пожалуйста, сыграем ещё раз.

Ученица играет – теперь она хорошо понимает, как начать и как завершить фразу, ей нравиться, что пьеса начинает звучать по-новому.

Преподаватель:

- Давайте обратим внимание на 17-й такт это 6 тактов до смены размера. Здесь очень важно играть с роялем. Татев повернись, пожалуйста, в этом месте к Ларисе Петровне (концертмейстер, чтобы было легче исполнить эти четверти вместе. Играем с 15 такта.

Ученица играет, учитывая замечания преподавателя.

Преподаватель:

- Как ты считаешь, это исполнение стало лучше?

Ученица:

- Мне кажется что лучше. Мелодия звучит более выразительно, вот только на верхах – в 3-ей октаве мои ноты почему-то не звучат, вернее я не знаю, как их выделить.

Преподаватель:

- Играй каждую из этих нот как самую любимую, тогда у них появится необыкновенная выразительность и пронзительность звучания. И давайте сразу поговорим о замедлении, которое вы делаете в конце первой части «Прелюдии». Посмотри, пожалуйста, Татев, в ноты. Что там сказано про изменения в темпе? Есть ли там ritenuto ?

Ученица:

- Нет. Его нет ни в первой, ни в последней части.

Преподаватель:

- Да. В тексте нет замедления ни первый, ни второй раз, но второе окончание это окончание всей «Прелюдии» и там оно будет оправдано. Давайте сыграем с 15 такта и сразу соединим со средней частью, с размером 3/4.

Ученица играет, старательно выигрывая каждую ноту в верхнем регистре, и переходит к средней части Andante.

Преподаватель:

- Хорошо. Сейчас соединение частей прозвучало более логично, но скажи мне, пожалуйста, какие оттенки в начале Andante.

Ученица:

- forte-piano.

Преподаватель:

- А ты играешь таким же звуком, как и раньше. Как тебе поступить здесь? Ты помнишь, в этой части ты должна дать себе и слушателю отдохнуть?

Ученица:

- Я думаю, что уходя из ноты си в ми нужно убрать звук.

Преподаватель:

- Обязательно. И играй это более мечтательно. Пожалуйста, играем два такта до Andante.

Ученица играет, старательно убирая звук к концу лиги.

Преподаватель:

- Хорошо. Скажи, пожалуйста, какие ноты здесь главные?

Ученица:

- Это четверти с залигованой шестнадцатой.

Преподаватель:

- Правильно. И ты их не выдерживаешь. Играй их дольше, спокойнее, тебя никто не подгоняет. Играем это место как каденцию. Мы можем опять объединить по два такта. Вначале убираем звук, затем небольшой подъём – crescendo, когда пассаж идёт вверх. В 35-ом такте яркое си и от него с ускорением – accelerando идём на си малой октавы, и в этой ноте постарайся собрать всё внимание зала. Пусть все ждут вступления следующего такта. Играем.

Ученица играет, выполняя поставленные перед ней задачи.

Преподаватель:

- Теперь звучит гораздо интереснее. Получилось хорошее фермато, но откуда между 37 и 38 тактами появилась пауза, и ещё перенос смычка – они есть в тексте? И ещё - не забывай про артикуляцию, переходя в следующую часть. Иначе получиться размазано.

Ученица:

- Нет паузы и переноса смычка тоже нет. Я добавила это сама.

Преподаватель:

- Я поясню, почему этого не стоит делать. Пьеса продолжается, мы убираем звук на piano и остановка звука здесь будет выглядеть как внезапно закрытый рот у вокалиста во время пения. Поэтому ты тем же смычком (не меняя направления) продолжи вступление в следующую часть. И ещё пару моментов я хотела обговорить. Татев, что такое poco a poco?

Ученица:

- Это переводиться как моло по-малу или постепенно.

Преподаватель:

- Посмотри в текст. Даже там где пишется cresc. это всё ещё piano, такты 44, 49 - начинаем играть громче, но это далеко ещё не полный звук. А вот, пожалуй, такта с 53-го можно начать – тогда получится интересное развитие. И о последних двух тактах хотелось бы сказать. Четвертная нота си может быть слабее последней, заключительной ми?

Ученица:

- Я думаю, что нет. Это тоника и последний аккорд.

Преподаватель:

- Ты права. Последний звук не может быть слабее остальных. Постарайся прийти в заключительный аккорд с энергией, с характером. Давайте сыграем последние 5 тактов, там начинается ritenuto.

Ученица исполняет заключительную фразу «Прелюдии».

Подведение итогов. Домашнее задание (5 минут)

Преподаватель:

- Поставленная цель урока выполнена. Тебе удалось понять характер музыки, характер пьесы. Удалось посредством смычка и струн добиться плотного глубокого звука - услышать «колокола». Импровизация средней части тебе тоже во многом удалась, но дома необходимо поработать - пока нет свободы образа. Нужно просто «наиграть» пассажи - вслед за этим появиться свобода. Я советую тебе начинать домашнюю работу со средней части «Прелюдии». И помни - ты обязана донести до слушателя всю красоту исполняемой музыки, передать характер пьесы.

Публикации по теме:

Опыт работы по взаимодействию детского сада с выставочным залом. Обеспечению качества образования в нашем детском саду способствует не только реализация основного содержания дошкольного образования, но.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Научная лаборатория
  • Цифры
Автор публикации:
Методическая разработка открытого занятия по классу скрипки
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 14:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...