Конспект открытого занятия по краеведению: «Экскурсия на Мамаев Курган»

Виктороия Суворова
Конспект открытого занятия по краеведению: «Экскурсия на Мамаев Курган»

Цель:

. Знакомство с памятником- ансамблем «Героям Сталинградской битвы: Мамаев Курган» в Волгограде.

Задачи:

. Совершить виртуальную экскурсию по основным памятникам ансамбля.

. Воспитывать патриотические чувства.

. Развивать речь, внимание, память, слуховое восприятие.

Материал:

. Открытки «Мамаев Курган»

. Презентация «Мамаев Курган»

. «Вечный огонь» из ватмана

. Переносная доска

. Цветы из гофрированной бумаги

. Проектор

. Указка

Предварительная работа:

. Рассматривание открыток «Мамаев Курган»

. Прослушивание песен военных лет

. Экскурсия к стенду, посвящённому второй мировой войне.

Ход:

Девочки стоят в кругу. В руках у них снежинки.

В.: Сегодня у нас открытое занятие. К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Д.: Здравствуйте.

В.: А начнём наше занятие с календаря природы.

1. Календарь природы. (1 Слайд)

(движения детей выполняются по тексту)

«Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.»

В.: Какое время года?

Д.: Зима.

В.: Какая погода на улице?

Д.: Морозно, холодно.

В.: Какой сейчас месяц?

Д.: Февраль.

В.: Какие праздники мы отмечаем в феврале?

Д.: День защитника Отечества и Победа в Сталинградской битве.

2. Работа по карте.

В.: В каком городе мы живём?

Д.: В городе Петров Вал (2слайд)

В.: Петров Вал находится на территории Волгоградской области.

В какой области мы живём?

Д.: Мы живём в Волгоградской области.

В.: Это карта Волгоградской области. (3слайд)

На карте отмечены города и деревни, которые находятся на территории нашей области.

Как называется наш областной центр?

Д.: Волгоград. (4слайд)

В. Правильно.

Девочки, а вы знаете наша область героическая!

Во время Великой Отечественной Войны, Волгоград назывался Сталинградом. Сталинград вошёл в мировую историю своей победой в одной из самых ожесточённых битв второй мировой войны. Эта битва получила название - Сталинградская битва.

3. Сообщение темы.

И сегодня мы отправимся в виртуальную экскурсию по памятнику Сталинградской битвы: Мамаеву Кургану.

4. Рассказ воспитателя.

В сентябре 1942 года местом самых ожесточённых боёв стала господствующая высота - Мамаев Курган. На военных картах она обозначена как высота 102,0 и имела важное стратегическое значение: с её вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория. Здесь 140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей Победы.

(Фрагмент песни «На Мамаевом кургане тишина»)

Волгоградцы вернули к жизни Мамаев Курган. Вынули из его израненной земли мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нём скверы и парки, укрыли зелёным ковром травы.

На Мамаевом Кургане сооружён грандиозный памятник - ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

5. Физминутка.

Девочки, встаньте возле своих стульчиков. Давайте почтём память защитников Сталинграда минутой молчания. Они отдали свои жизни за наше светлое будущее.

Мамаев курган является самым большим памятником в мире, посвященному событиям второй мировой войны. Монумент передаёт наиболее полно размах героизма советского народа, а также значения событий Сталинградской битвы.

В.: Садитесь по удобнее. Мы начинаем нашу экскурсию с лестницы, на которой написано: «За нашу Советскую Родину!»

1. «Лестница на Мамаев Курган» (5 слайд)

2. Если мы посмотрим на право, перед нами предстаёт вводная композиция-горельеф: «Память поколений» (6 слайд)

Она являет из себя каменную стену, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести героическим защитникам Сталинградской земли. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение.

3. Аллея пирамидальных тополей (7 слайд)

А теперь мы пройдём по аллее пирамендальных тополей, которая была посажена в честь защитников Сталинградской битвы.

3. Площадь "Стоять насмерть" (8 слайд)

Проходя, дальше мы попадаем на площадь "Стоять насмерть".

Площадь символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В её центре расположен бассейн со скульптурой солдата- высотой 16,5 м. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города.

4. Стены-руины (9 слайд)

Подымаясь, по лестнице обращаешь свой взор на стены – руины, которые находятся по бокам лестницы.

Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев: «Ни шагу назад, стоять насмерть!», правая — самой Сталинградской битве.

5. Площадь Героев (10 слайд)

Дальше, поподаешь на площадь героев. Площадь очень большая. Посреди площади находится бассейн, который в летнее время заполняется водой.

С левой стороны развернулось знамя с надписью: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они!"

Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев:

№1. Памятник «Выстояв, мы победим смерть»

№2. Памятник посвящён подвигу женщин- участниц войны.

№3. Памятник, отражающий героизм морских пехотинцев.

№4. Памятник посвящён командирам. Раненый командир до последнего руководит боем.

№5. Памятник, рассказывающий о знамени, подхваченном у смертельно раненного в бою знаменосца.

№6. Памятник «Защитникам Сталинграда». Уничтожают ещё не побеждённый, но получивший смертельную рану фашизм.

6. Зал Воинской славы (11слайд)

(Фрагмент записи «Грёз»)

С Площади героев, через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы.

В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы, а по стенам развешены каменные флаги, на которых золотом выбиты имена защитников Сталинграда. И около вечного огня стоит почётный караул.

7. Площадь Скорби (12слайд)

Подымаясь вверх по лестнице, оказываешься на площади скорби.

На площади — скульптура «Скорбь Матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей.

8. Главный монумент «Родина-мать зовет!» (13 слайд)

Всё вверх и вверх мы поднимаемся. И оказываемся на самой вершине высоты 102,0. И перед нашим взором главный монумент памятника Родина- Мать.

Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе.

(14 слайд)

Есть у Мамаева кургана свой праздник - День Победы- 2 февраля. Каким бы не выдался день 2 февраля, каждый год – с утра до вечера - идут на Мамаев курган люди. Несут цветы, венки, помнят, склоняют головы.

(15 слайд)

На Мамаевом кургане принимают присягу молодые солдаты. Сюда, тихо пройдя через весь курган, - от подножия до Вечного огня приносят счастливые невесты свадебные цветы. Они и их любимые низко кланяются своим ровесникам - солдатам Мамаева Кургана, жизнью своей, защитившись их счастье.

Всех героев не назвать поимённо, но их помнят.

И в память о защитниках Сталинграда давайте прикрепим цветы, которые у вас лежат на партах, к нашему «Вечному огню».

(В. Златоустовский «Вечный огонь»)

6. Итог:

В.: А какой битве мы говорили?

Д.: О Сталинградской битве.

В.: Где побывали?

Д.: На Мамаевом кургане.

В.: Что нового узнали о Мамаевом Кургане?

Д.: Эта главная высота Волгограда.

Там был бой. Сейчас там мемориальный музей. Там памятники защитникам Сталинграда: Стены - руины, Родина - Мать, Вечный огонь.

В.: «Мы хотим,чтобы птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы солнце землю грело,

Чтоб берёзка зеленела!

Чтоб у всех мечты сбывались,

Чтобы все вокруг смеялись,

Чтобы детям снились сны,

Чтобы не было войны!»

Люди должны жить в мире, согласии и любви.

На этом наше занятие окончено. Все молодцы, старались.

Конспект открытого занятия по краеведению: «Экскурсия на Мамаев Курган»
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Прогулка по городу».Дидактическая игра «Прогулка по городу». Для того,чтобы дети быстрее и легче запомнили достопримечательности своего города и их назначение я придумала вот такую игру. Сначала.

Посвящаю любимому городу-герою Волгограду!Посвящаю любимому городу-герою Волгограду! Я живу в великом городе на Волге, городе-герое Волгограде! Именно здесь, ровно 69 лет назад, с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года,произошло.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по краеведению: «Экскурсия на Мамаев Курган»
Опубликовано: 2 марта 2013 в 10:41
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...