Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Парные согласные звуки». (методика Н. А. Зайцева)

Марина Долгих
Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Парные согласные звуки». (методика Н. А. Зайцева)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

Тема: «Парные согласные звуки».

Педагог: Долгих Марина Анатольевна

Форма:Занятие - игра.

Тип:Закрепление пройденного материала

Дата проведения: 28 ноября, среда, 12ч. 30 мин.

Продолжительность:30 минут

Возраст детей:7-ой год жизни /3-ий год обучения/

Количество детей:12 человек

Цель:Создать условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса детей к родному языку.

Задачи:

Образовательные:

o Организовать деятельность детей по закреплению знаний и умений, полученных по разделу: «Согласные звуки и буквы».

o Закреплять умения определять первый звук в словах и давать ему характеристику.

o Закреплять знания о парных согласных звуках, умения различать их на слух и обозначать буквами.

Развивающие:

o Развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

o Способствовать формированию навыка самоконтроля, самооценки;

Воспитательные:

o Создавать условия для формирования чувства взаимопомощи.

o Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Методы обучения:Наглядные, словесные, практические, метод проблемного изложения.

Методическое оснащение:

1. Кубики и таблицы Н. А. Зайцева.

2. Диск с попевками (Зайцева Н. А.)

3. Предметные картинки

4. складовые картинки (Зайцева Н. А.)

5. снежинки-открытки

6. Значки (бейджики) для жеребьёвки

Этапы:

I. Вводная часть – 2 мин.

II. Речевая разминка – 6 мин.

III. Закрепление пройденного материала – 20 мин.

IV. Заключительная часть –2 мин.

Предполагаемая результативность:

Активное, добровольное желание каждого ребенка принимать участие в деятельности на занятии.

Возникновение у детей потребности расширять свои знания и умения для продуктивного участия в играх, проводимых на занятии.

Ход занятия

I. Вводная часть

(2 мин.)

Звучит веселая музыка, дети входят в зал, их встречает педагог.

Педагог:Здравствуйте, девочки и мальчики! Я рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения.

Давайте поприветствуем друг друга!

Дети (вместе):«Всем, всем, добрый день!»

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости «пришли» буквы, им стало скучно сидеть на одном месте, и они решили с нами поиграть. Вы согласны поиграть с нашими гостями?

Дети (п. о.): Да! Согласны!

Педагог:Но прежде чем начать игру, нам нужно провести речевую разминку. А поможет нам в этом наш умный компьютер (таблицы).

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

Звуки точно произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

И поём - стараемся!

/Под сопровождение аудиозаписи дети поют, следят за умной указкой. Указку держат по очереди/.

II. Речевая разминка:

(6 мин.)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Парные согласные звуки». (методика Н. А. Зайцева)

Педагог:Ребята, а как же мы будем играть, если гости (буквы) не знают как нас зовут?

Дети (п. о.): Надо познакомиться!

Игровое упражнение «Давайте познакомимся»

(Детям предлагается «написать» свои имена по таблице, найти на карточках или составить из кубиков)

Педагог:Молодцы, теперь буквы знают, как вас зовут.

А сейчас, чтобы играть было интересней и веселей, я предлагаю разделиться на две команды. А помогут нам в этом значки (бейджики, которые приготовили для вас наши гости-буквы.

(дети тянут жребий – сами выбирают значок - бейджики)

Педагог:Догадались, какие звуки обозначаются этими цветами.

Дети (п. о.):Да! Серым цветом обозначаются звонкие (громкие) согласные звуки, а коричневым цветом - глухие (тихие) согласные звуки.

Педагог:Молодцы! У нас получилось две команды.

Команда – «Тихие» и команда – «Громкие».

Посмотрите, а вот и наши гости. Они ждут, когда мы начнем с ними играть.

/На столе лежат кубики Н. А. Зайцева/

III. Закрепление

(20-мин)

Игровое упражнение «Классификация 1» - «Раздели кубики»:

Педагог: Команда «Громкие» «перевозит» свои (железные) кубики на стол слева. А команда «Тихие» «перевозит» на стол справа свои (деревянные) кубики.

Педагог:Молодцы, «перевезли» все кубики! Проверьте, все ли кубики правильно нашли свои места на столиках.

/Дети проверяют, правильно ли выполнено задание. Делают вывод - слева оказались «железные кубики», а справа – «деревянные»/

Педагог:Дети, а вы загадки любите?

Дети (п. о.):Да!

Педагог: У меня, их много. А что нужно для того, чтобы отгадать загадку?

Дети (п. о.):Загадку нужно послушать, подумать и назвать отгадку.

Педагог:Правильно. Если отгадаете загадку – молодцы, если нет – отгадку прочитать придётся. Согласны?

Дети (п. о.):Согласны!

Игровое упражнение «Классификация 2» - «Загадки»:

Педагог: Я загадки загадаю,

Вам их надо отгадать,

Чтобы гостя нам узнать.

Букву первую отгадки

Всем на полочку подать.

(дети отгадывают загадки и выставляют парные согласные на полку, если дети затрудняются при отгадывании загадок, тогда педагог «пишет» слово-отгадку по таблице, дети читают).

Педагог:Кубики ставим так, чтобы парные (звонкие и глухие) согласные нашли друг друга.

Загадки

1. Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

(Дети ставят на полку кубик с буквой Б, проговаривая: «Слово блины начинается со звука /б/»).

2. Летом я летаю и мёд собираю

Но когда меня подразнишь – я кусаюсь.

(Пчела)

(Дети ставят на полку кубик с буквой П).

3. Ходит – бродит злой разбойник

Без дубинки и ножа.

Все в лесу его боятся,

Кроме дедушки ежа.

(Волк)

(Дети ставят на полку кубик с буквой В)

4. Без ветра увядает,

На ветру – расцветает.

(Флаг)

(Дети ставят на полку кубик с буквой Ф)

5. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть - но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб)

(Дети ставят на полку кубик с буквой Г)

6. С зайчиком мы вроде братья,

Удивляем сходством всех,

Но в отличие от брата

Не меняю пышный мех.

(Кролик)

(Дети ставят на полку кубик с буквой К)

7. Кто приходит, кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

(Дети ставят на полку кубик с буквой Д)

8. Она под осень увядает

И вновь весною оживает.

Иголками выходит к свету,

Растет, цветет себе все лето

Коровам без неё беда,

Она их главная еда.

(Трава)

(Дети ставят на полку кубик с буквой Т)

9. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

(Змея)

(Дети ставят на полку кубик с буквой З)

10. Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

(Стол)

(Дети ставят на полку кубик с буквой С)

Педагог:А теперь давайте проверим, правильно ли мы нашли «двоюродных» братцев (парные согласные «звонкие и глухие») по нашим таблицам.

(Команды проверяют правильность выполнения задания по таблице)

Педагог:Молодцы! Команды с заданием справились! Теперь нам известны буквы, которые пришли с нами поиграть. Назовите их.

Дети (п. о.):Это парные согласные Г-К, Т- Д, З-С, Б-П, В-Ф, Ж - Ш.

Педагог:Понравилось вам играть с буквами?

Дети (п. о.):Да!

Педагог:Тогда давайте подарим каждой букве подарок. А как вы думаете, какой подарок им может понравиться?

Дети (п. о.):Буквам можно подарить слова, которые начинаются с этих букв.

/Дети называют слова для букв. Б – П., Д – Т, З – С т. д. /

Педагог:Молодцы! А я приготовила картинки для наших гостей. Ой, а где же они? Остались одни гости - буквы.

Игровое упражнение: «Буква - картинка»

Педагог:Ветер сдул картинки с места,

Помогите вернуть их на место.

/Дети подходят к столу, на котором разложены предметные картинки.

Определяют первый звук в названиях картинок и ставят их к соответствующей букве/.

Педагог: Ты нашел картинке букву - сам

Самоконтроль проверь себя скорей.

Педагог:Вы себя проверили, а теперь давайте проверим все вместе. Правильно, все у нас получилось. А теперь назовите, какие картинки подарили букве Г-К, Д-Т т. д. и объясните почему.

Дети (п. о.):Букве Г подарили картинки, которые начинаются с согласного, твердого, звонкого звука /г/ - груша, гусь, горох т. д.

Букве К подарили картинки, которые начинаются с согласного твердого, звонкого звука /к/ - крокодил, конфеты т. д.

Педагог:Молодцы, вы какие! Быстро подарки раздали.

Буквы тоже приготовили для вас подарок. Экскурсию в зоопарк.

Кто скажет, что такое зоопарк?

Дети (п. о.):Зоопарк – это место, где звери живут в клетках. За ними ухаживают люди….

Педагог:Каких животных можно встретить в зоопарке?

Лисиц, медведя, обезьян, льва, тигра т. д.

Педагог:А как нужно вести себя в зоопарке?

Дети (п. о.):В зоопарке нельзя шуметь, бегать, трогать руками животных, близко подходить к животным….

Педагог:Правильно, молодцы! В нашем «Зоопарке» тоже существуют правила. О них вы узнаете чуть позже.

Игра - экскурсия «Зоопарк»

Педагог:У каждой команды свой зоопарк. Обратите внимание на табличку у входа.

/Коричневая и серая таблички/

Педагог:Каждый участник команды получает свою карточку-метку, на которой напечатано название животного, которого вам необходимо найти в зоопарке. После того, как животное найдено, вы кладете свою карточку – метку рядом с ним и возвращаетесь на свое место.

Правило: брать в руки и переворачивать карточки (это клетки с животными, которые лежат на столе нельзя! Пока все ребята из команды не вернуться из зоопарка.

Педагог:Правила всем понятны?

Дети (п. о.):Да!

Педагог:Тогда в путь.

/Команды получают карточки – метки и отправляются искать свой зоопарк и животное/.

Педагог:Все вернулись из зоопарка? Посмотрели на животных?

Да!

Педагог:Давайте посмотрим, в каком зоопарке побывали дети из «Тихой» команды, и каких животных они там увидели.

/Дети показывают свои карточки – метки и карточку с животным, при этом проверяют, правильно ли найдено животное/.

Педагог:А теперь дети из команды «Громких» покажут, каких животных увидели они.

/Дети показывают свои карточки – метки и карточку с животным, при этом проверяют, правильно ли найдено животное/.

IV. Заключительная часть:

(2 мин.)

Педагог:Ребята, у нас все получилось?

Дети (п. о.):Да!

Педагог:А кто же сегодня молодец?

Дети (п. о.):Я! Я! Я!

Педагог:Да, сегодня все постарались. Играли весело, дружно. Я думаю, что буквам понравилось с вами играть. А вам понравилось?

Дети (п. о.):Понравилось!

Педагог:Так значит мы все молодцы?

Вы согласны?

Дети (п. о.):Да!

Педагог:Тогда давайте похвалим друг друга и себя.

Дети (п. о.):Хором: «Мы сегодня молодцы!»

Педагог:Вы подарили буквам подарки,

А буквы дарят вам - медальки!

Детям раздаются медальки – снежинки.

Педагог:Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся:

Добрые слова не лень Говорить нам каждый день

Всем знакомым на прощанье

Говорим мы: «До свиданья!»

Публикации по теме:

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Парные согласные звуки». (методика Н. А. Зайцева)
Опубликовано: 23 января 2013 в 08:45
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Сюжетно-ролевая игра
Дорогие коллеги, я вновь хочу рассказать об очередном мероприятии, прошедшем в нашем комплексе. Это был смотр-конкурс атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Мы...