Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»

Елена Зубарёва
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Русская матрёшка».

Цель: Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество».

Задачи:

Познание: Познакомить детей с историей возникновения русской матрёшки, с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана, развивать умение отличать различные виды росписи друг от друга, расширять кругозор детей и их логическое мышление.

Коммуникация: Расширять словарный запас детей, активизировать умение детей отвечать на вопросы, совершенствовать лексико-грамматический строй речи. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «роспись».

Художественное творчество: Развивать творческие способности детей при выполнении аппликации (в технике пластилинография,учить детей украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшки. Формировать эстетическое отношение к произведениям русского декоративно-прикладного искусства.

Музыка: развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений;

Социализация: Воспитывать уважительное отношение к мастерству русских мастеров и их таланту, прививать любовь к истокам русской народной культуры, дать детям возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям деревянные матрёшки, воспитывать в детях чувство взаимопомощи и стремление помочь друг другу.

Оборудование: Презентация «Матрёшка- русская красавица», деревянные куклы-матрёшки, звукозаписи песен о матрёшке, плоскостные заготовки матрёшек, пластилин для аппликации, стеки, салфетки.

Ход занятия:

(Дети входят в группу вместе с воспитателем.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости.

Здравствуйте, гости дорогие, званные и желанные!

Гости на пороге-хозяевам радость! Давайте, поприветствуем наших гостей!

Мы говорим всем: «Добрый день!»

Ведь нам здороваться не лень.

Пусть теплота улыбок наших

Наполнит радостью ваш день!

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»

Рано утром в детский сад домовёнок Кузя нам шкатулочку прислал.

Смотрите, вот такую (показывает шкатулку)

Вот шкатулочка чудесная! Что же в ней? Как интересно!

Для нас это будет огромный сюрприз!

Давайте посмотрим, а что же внутри?

Здесь диво дивное, чудесное да расписное.

А ну, отгадайте, что это такое? (загадка о матрёшке)

Алый, шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, упирается рука в деревянные бока, а внутри секреты есть: может три, а может шесть. Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)

Дети: Матрёшка! (воспитатель достаёт матрёшку из шкатулки, показывает детям)

Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка! Матрёшка-традиционный русский сувенир, который известен во всём мире. В ней, как в зеркале, отразилась история России. Матрёшка давно завоевала звание символа нашей страны, но не всем известна история возникновения этой милой русской красавицы. Давайте вспомним, как появилась матрёшка? (показ слайдов)

Прообразом русской матрёшки стала забавная фигурка японского мудреца Фукурума. Это лысоватый старичок, выточенный из дерева. Он отвечал за счастье, процветание и мудрость. Решили русские умельцы смастерить похожую куклу, но переодели её в русский сарафан, голову платочком прикрыли. Ребята, назовите, какой мастер выточил первую матрёшку?

Дети: Василий Звёздочкин, известный загорский мастер, а расписал игрушку художник Сергей Малютин.

Куколка вышла на славу: губки-бантиком, румянец на щёчках яблочками лёг, голову прикрыл яркий весёлый платочек. И так захотелось этой деревянной куколке дать русское имя. Только какое?

Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал.

Игрушка кукла расписная, а как назвать - её не знал. (Яковлева Наташа)

Красивая игрушка, похожа на Катюшку, а может на Танюшку? - ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка, и мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал. (Коблуков Артур)

С тех пор живёт матрёшка, как русский сувенир.

Шагая по планете, своей красой чудесной весь покорила мир!

Скажите, ребята, а почему куклу назвали Матрёшкой? Дети: В старину это имя было самым распространённым. Матрёшка-мать многочисленного семейства. Кукла матрёшка - символ материнской любви и заботы. Скажите, а как называли первую матрёшку?

Дети: Матрёшка с чёрным петушком. Она была одета в русский сарафан, кофточку, платочек, передник и в руках держала чёрного петушка. Эта милая куколка покорила всех вокруг и пришлась по душе и детям, и взрослым.

С тех пор в России начался массовый выпуск матрёшек.

Матрёшка- русская красавица! В нарядах чудных хороша.

Хранит секрет и улыбается, любовью озаряя нам, сердца.

Громко хлопайте в ладошки! В гости к нам спешат матрёшки! (Выходят девочки-матрёшки)

Девочки: Мы красавицы-подружки

Мы девчонки-хохотушки.

Знамениты на весь мир.

Для детей мы все-игрушки, а для взрослых сувенир! (Танец матрёшек под музыку.)

Вы матрёшки просто диво! Танцевали так красиво! Матрёшка стала символом русского народного искусства и сейчас существует огромное количество центров по изготовлению и росписи матрёшек. И наши гостьи расскажут нам о себе.

1)Загорская матрёшка:

Я-из Сергиева Посада! Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий, русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор, знаменит платочек мой разноцветною каймой.

2)Семёновская матрёшка:

Я из тихого зелёного городка Семёнова в гости к вам сейчас пришла.

Букет цветов садовых: жёлтых, розовых, бордовых вам в подарок принесла!

Сарафан мой украшают яркие букетики, по кайме платочка - маленькие цветики.

Мы с подружками моими всех на свете краше: расписные, яркие сарафаны наши.

3)Полхов-Майданская матрёшка:

А я, подружки, из Полхов-Майдана, могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками

и ягодами разными, спелыми и красными.

Посмотрите, на мои кудри с завитушками, в нашем милом городке я живу с подружками.

Вместе с нашими матрёшками потанцуем мы немножко.

(Физкультминутка под песню «Кукла-Матрёшка)

Матрёшка-чудесная, яркая и красивая игрушка. Суть нашей русской матрёшки-дружба и любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в каждый дом, дарит всем радость, напоминает о широте русской души. Русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Давайте и мы с вами сегодня своими руками создадим красивых и неповторимых матрёшек и подарим их своим родным и друзьям.

Предлагаю вам, ребята, в мастерскую я пройти.

Всё для вас уже готово, сможете здесь всё найти.

Мастера, скорей за дело: украшать матрёшек смело!

Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор! (пальчиковая гимнастика)

Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять: указательный и средний,

безымянный и последний поздоровались с большим, чтоб работать от души.

А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко, кулачки разжали, сжали

кулачки разжали, сжали-вот и пальчики размяли.

А сейчас нам, мастера, за работу всем пора! Руки поработают - будет красота! (Хлопают в ладоши)

(Дети украшают фигуры плоскостных матрёшек узорами из цветов в технике пластилинографии.) Что такое пластилинография?

Дети: Это рисунки при помощи пластилина. Мы делим пластилин на несколько частей при помощи стеки. Из получившихся частей катаем шарики и делаем серединку цветка. Из пластилина другого цвета делаем лепесточки, раскладываем их вокруг серединки цветка и расплющиваем до блинчика. Вот и готов цветочек. Таким способом мы делаем несколько цветов и составляем узор из цветов.

Ребята, посмотрите, какие красивые матрёшки у нас с вами получились! (развешивает на доску матрёшек.)

Ах, матрёшечки- матрёшки, хороши, не рассказать!

Очень любят с вами дети петь, играть и танцевать.

Щёчки яркие, платочек, по подолу цветики.

Весело кружатся в танце яркие букетики.

Мы с вами, как настоящие мастера создали своих неповторимых и чудесных матрёшек.

Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.

Наша русская матрёшка не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском весь находится секрет!

Итог занятия: Занимались сегодня на славу, пели песни мы здесь от души.

Расскажите мне, ребята, что узнали о матрёшках? Чем они так хороши?

О чём расскажите сегодня дома? Что такое матрёшка? Что было самым интересным? Какие виды матрёшек вы можете назвать?

Домовёнок Кузя вам угощение прислал. Всем вам спасибо говорю и матрёшечек дарю.

(раздаёт угощение детям.)

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Панно «Полевые цветы» (бисероплетение). Панно «День и ночь» (солома)Панно «Полевые цветы» (бисероплетение). Панно «День и ночь» (солома) Панно "Полевые цветы" Панно "День и ночь" Диплом II степени за творческую работу в конкурсе "Обыкновенное чудо" в рамках III Открытого.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 17:32
+24
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...