МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Ольга Кочанова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

Формировать представление детей о свойствах бумаги : гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая, горит.

Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;

Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему „Свойства бумаги“» размещена в разделах

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;

• Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение.

• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, спички, 3 специальные железные тарелки, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя, металлические колпачки

Ход занятия:

Орг. момент:

-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.

-На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)

Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка.

П. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка.

-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? (Все время спрашивает почему, не знает ничего)

П. -А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?

П. -Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

-Ну что поможем, ребята Почемучке? (ответы детей)

П. -Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.

-Ну что ж загадывай нам свои загадки.

1. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной… (картон)

2. Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой (бумаги)

3. Знают взрослые и дети

Вытираем рот… (салфеткой)

-Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

П. -Ну вот, и вы так говорите!

-Как?

П. -Ну, что все это - бумага. Но ведь это не правильно!

-Почему же не правильно?

П. -Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она - не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!

-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? (дети высказывают свою точку зрения)

П. -Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага.

-Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.

П. -Ну и как вы это узнаете?

-Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.

П. -А как вы узнаете, какие у них свойства?

-Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)

-А где их проводят? (В лаборатории)

- Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

П. -Конечно! Пойдемте быстрее!

- Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.

-В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.

-Молодцы! И так отправляемся в путь.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

До доски мы добежим

Стоп. Немножко отдохнем

Дальше мы пешком пойдем.

Основной этап:

Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

-Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно.

-Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета).

Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая?

Свойство №1- мягкость.

-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? (Мы ее можем согнуть, свернуть).

- Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.

-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.

-Получится у нас сделать это? (Нет)

-Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)

- Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след).

- А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)

-Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.

-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.

Дети самостоятельно выполняют работу.

-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).

-А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон- тверже).

Свойство №2 – прочность.

-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?

-Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)

-Если бумага легко рвется, значит она какая?

-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).

-Что скажете? Какой вывод сделаете?

-Что легче рвется: картон или салфетка?

Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее).

-А как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).

Свойство №3 – водопроницаемость.

-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. (По мере намокания она тонет).

-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.

Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.

- Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).

-А картон? (Картон впитал воду медленней)

-Как вы думаете почему? (Картон - плотней, салфетка - тоньше).

Свойство №4 – горение.

-Следующий опыт мы проведем в секретной лаборатории. А поскольку вы немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

На столе – спички, листы картона, бумаги и салфеток на определенных металлических тарелках, металлические колпачки, емкости с водой.

-Этот опыт огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и делайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно вести себя во время работы с огнем. (Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь).

-А для чего нужна вода в емкостях (Она может потушить огонь).

-Молодцы! Итак, приступаем.

Воспитатель сначала поджигает обычную бумагу, затем салфетку и картон. Дети наблюдают.

-Что вы увидели? (Бумага хорошо горит, но салфетка сгорает быстрее, а картон – медленнее).

-Какой сделаем вывод из проведенного опыта? (Бумага горит.) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Почему салфетка сгорает быстрей картона? (Тоньше, мягче)

-Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу.

Заключительный этап:

Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.

-Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.

-Первая картинка-схема что обозначает? (Что бумага мнется).

-Картон и салфетка помялись? (Да).

-Вторая схема, о чем нам говорит? (Бумага рвется- непрочная).

-Картон и салфетка рвутся (да).

-Что мы можем сказать по третьей схеме? (Бумага впитывает воду)

-Картон и салфетка впитали воду? (Да).

-Что означает четвертая схема? (Бумага горит)

-А картон и салфетка сгорели? (Да)

-Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? (Одинаковые)

-Какой вывод мы с вами сделаем? (Что это все бумага).

П. -Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по-разному называются?

-Детки, расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка. (Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания).

П. -А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.

-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз.

Прощаются с Почемучкой.

Итог занятия :

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

-Кто приходил к нам в гости?

-Что нового узнали?

–Помогли ли мы Почемучке?

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе ДОУ «Свойства стекла» Программное содержание:1. Продолжать знакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи;помочь выявить свойства стекла (прозрачное,.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Свойства воды»Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Свойства воды» Тема: «Свойства воды» Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах (запах, цвет). Задачи: - образовательные: 1. Познакомить детей.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства» Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства» Программное содержание:.

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?» План работы с детьми: 1. Знакомство детей со строением птицы (чем отличаются птицы от животных? Перья, клюв, 2 лапки, крылья, летают). 2.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие»,.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Транспорт» Тема: «Транспорт. Помощь доктору Машинковой» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать детей знакомить с различными видами транспорта 2. Упражнять.

Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром. Коллекционер бумаги Цель: расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР на тему «Рыбы» Цель: расширение представлений о рыбах, их характерном строении, местах обитания. Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о рыбах.

«Свойства воздуха». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Знакомство со свойствами воздуха. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Программные задачи: продолжать знакомить.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные. Кошка и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»
Опубликовано: 25 октября 2016 в 19:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД