Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим (экология). Тема: «Кто как зимует».

елена курентеева
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим (экология). Тема: «Кто как зимует».

Конспект открытого занятия

по ознакомлению с окружающим (экология)

Тема: «Кто как зимует».

в старшей группе

1. Программное содержание:

Расширять и углублять представление о зимовке зверей,птиц, рыб, насекомых: медведь и ёж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Закрепить знания о диких и домашних животных. Продолжать знакомство со свойствами воды.

2. Предшествующая работа:

Беседа о диких и домашних животных, рассматривание картин с животными, птицами, насекомыми, рыбами; чтение художественной литературы о лесных жителях; знакомство со свойствами воды:наблюдение за таяньем сосульки; наблюдения во время прогулок.

3. Подготовка к занятию:

Продумываю методику проведения занятия: вопросы, приёмы, готовлю оборудование.

4. Оборудование: карточки с изображением домашних и диких животных, картины о диких и домашних животных, птицах, насекомых; сосулька или кусочек льда.

Ход занятия.

1. часть.

Дети проходят садятся за столы.

Вступительное слово воспитателя.

Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, спрятались под ним плоды и семена, ещё недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. И ещё труднее стало животным и птицам в поисках пищи. В такие суровые зимы выживают только сильнейшие из животных и птиц.

Воспитатель: -Ребята,а сейчас послушаем отрывок из стихотворения Н. Грибачёва «Зима».

(в исполнение детей)

«Ну, морозы, ну морозы,

Нос наружу –ой,ой,ой!

Даже белые берёзы,

В серой корке ледяной

Даже белки непоседки

В ожидание тепла,

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной дымью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю,голодаю,

Не дожить мне до весны!»

2. Беседа с детьми.

Воспитатель: -Ребята,как вы думаете боятся ли лесные жители –звери зимы?

(нет, не бояться звери зимы).

Воспитатель:- А как же звери могут выжить в такое трудное, холодное, время года? Что их спасает?

(От любой стужи их спасает пушистая и тёплая шерсть).

Воспитатель: -Правильно, ребята! А от хищников, как звери спасаются (Звери поменяли окраску своей шубки и им легче будет спрятаться от своих врагов).

Воспитатель: -Ребята, а какие звери меняют окраску своей шубки? Давайте послушаем загадки об этих животных, отгадав их, мы получим правильный ответ.

«На гору бегом, «Не мышь, не птица,

А с горы кувырком».(заяц) В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт».(белка).

Воспитатель: -А чем же питаются зимой заяц с белкой?

(Заяц питается ветками деревьев и гложет кору, а белочка питается своими запасами, которые собрала летом, осенью).

Воспитатель: -Давайте, ребята, послушаем ещё одну загадку.

«Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

Всех курей пересчитала,

И с собой унесла».(лиса).

Воспитатель: -А как же, лиса находит себе корм?

(Лиса- хищница, она не питается ветками деревьев, а питается в основном мышами).

Воспитатель: -Ребята, почему медведь и барсук к зиме накапливают жир (Потому что, они зиму проводят в спячке и живут за счёт жира).

Воспитатель: -А про каких лесных жителей мы с вами забыли, послушаем о них загадки и получим ответ на этот вопрос?

«Идёт иглы на себе несёт

Чуть кто подойдёт

Свернётся в клубок

Ни головы, ни ног».(ёж)

«Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого встретить довелось,

Знаете, это…. (лось).

Воспитатель: -А как проводят зиму ёж, лось?Как они спасаются от холода?

(Лось не проводит зиму в спячке, питается он корой деревьев, ветками, а ёж проводит всю зиму в спячке).

Воспитатель: -Ребята, мы с вами поговорили о том, как животные переносят зиму, а теперь давайте поговорим о жизни птиц зимой.

-Давайте сначала вспомним зимующих птиц?

(синички, воробьи, снегири, голуби, сороки, вороны, дятлы).

-Птицы в это время года приближаются к человеку, синички питаются личинками насекомых, снегири- ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крохи на земле.

-А как проводят зиму лягушки, рыбы (рыбы зимой опускаются на дно рек, озёр и там спят, и лягушки тоже спят всю зиму).

Воспитатель: -А где проводят зиму насекомые (насекомые прячутся под кору деревьев, под листву, бабочки спят).

Воспитатель: -Но зверям и птицам не редко бывает голодно. Кто же им поможет?

-Давайте послушаем продолжение стихотворения Н. Грибачёва «Зима».

«И сказал Серёжа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой ёлки

на пеньке фанерный лист.

А на лист- зёрна,

А на лист -пшена,

Конопли две горсти-

Собирайтесь гости!»

Воспитатель:- А как мы, ребята, можем помочь животным, птицам, рыбам (мы тоже можем подкармливать зверей, птицам делать кормушки).

3. Обобщение ответов детей.

Воспитатель:- Да,ребята, звери не боятся зимы. От лютой стужи их спасает пушистая, тёплая шерсть. У зайца, белки меняется окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу зимой ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые, с удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего ни ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семечками кустов, деревьев; снегири -ягодами рябины; воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле. Рыбы опустились на дно рек, озёр и там спят. Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать:в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. Делают кормушки для птиц. Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям,рыбам и птицам.

4. Музыкальная пауза.

Воспитатель:- Ребята, давайте немного отдохнём от нашей беседы и споём песенку. «Приходи зима» слова и музыка Э. Большаковой.

1. Идёт зима- красавица,

Ёе давно мы ждём

Она морозцем славится,

Заснеженным шитьём.

Припев: Ах, зимушка- метелица

Скорей стучи в окно,

Пусть снег позёмкой стелется,

Не мёрзнем всё равно.

2. Мы сядем в сани быстрые,

Мороз не страшен нам,

А солнце брызнет искрами,

По пашням и полям.

2 часть.

Воспитатель: -Ребята, о каких животных мы с вами говорили (Мы говорили о диких животных).

- А какие ещё бывают животные? (домашние животные).

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Зоологическое лото».

(На столах у детей картинки с изображением животных:домашних и диких. На мольберт вешается картина с изображением леса. Дети показывают,ту картинку с животным, которая соответствует картине, далее картина с изображением леса меняется на картину с изображением «домашнего двора».)

Воспитатель:- Дети! Вы хорошо знаете животных. Молодцы!

-Ребята, сегодня по дороге на работу я достала из почтового ящика детского сада вот это письмо (показывает детям).Его нам прислал мой знакомый лесник. Вот что он в нём рассказал: «Было раннее утро. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие- большие, прозрачные, как стекло; до обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник…кап-кап-кап…поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись? Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Просит помощи у вас.

-Расскажите, что это за капельки? Откуда они появились? Увидит ли он снова сосульки вечером (Сосульки начали таять от тепла солнечных лучей, образовалась вода, которая и стала стекать капельками с крыш. А сосульки появятся вечером, потому что, солнышко спрячется и вода начнёт опять замерзать и появятся сосульки).

3 часть.

Опыт. Воспитатель показывает детям опыт. Берёт сосульку или кусочек льда, предлагает детям понаблюдать, что с ним (ней) будет происходить. Спрашивает детей: «Что происходит с сосулькой?»(она начинает таять).

-А почему (потому что мы её занесли в тепло).

-Значит, что можно сказать про сосульку и лёд?

(это твёрдая вода).

Воспитатель предлагает детям написать ответ леснику.

6. Итог.

Воспитатель:- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятие? Чем занимались?

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим. Как животные готовятся к зиме Занятие по ознакомлению с окружающим. Разработала:Косолапова Ольга Александровна Тема : «Как животные готовятся к зиме». Место проведения.

Природная тропа в здании детского садаПриродная тропа в здании детского сада Остановка "Кактусарий" Рукотворный мир (кактусы, сделанные приемом "модульное оригами" и кактусы-живая природа)Дети стоят за бортиком,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим (экология). Тема: «Кто как зимует».
Опубликовано: 5 октября 2012 в 21:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...