Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Лариса Цветкова
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

h4]Тема: «Путешествие в Звуколяндию».[/h4]

Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова

Задачи:

Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, качественно их характеризовать;

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный слог;

4. Продолжать учить детей составлять предложение и схему к нему.

Развивающие:

1. Развивать артикуляционные навыки, совершенствовать звуковую культуру речи детей;

2. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;

3. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе, в паре;

2. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

3. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;

Форма занятия: занятие-путешествие

Тип занятия: повторение и обобщение знаний

Формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Время: 30 мин (учебный час)

Структура учебного занятия

1. Вводная (организационная) часть (5мин.): (приветствие, готовность к занятию, настрой на работу)

-Ребятки, проверьте готовность к занятию и порядок у своей парты: у вас на столах должны быть в порядке пеналы, тетради, звуковые пеналы, «лодочки». (Дети проверяют порядок и наличие необходимого материала на рабочем месте).

- Дети, у меня есть новость для вас. Почтальон приходил сейчас. Он принес нам письмо. Посмотрите от кого! (показываю конверт с картинкой Звуковичка, дети узнают от кого).

-Подходите ко мне, прочитаем скорее его. Текст письма: «Здравствуйте, ребята. Когда я был у вас в гостях, мне было очень весело и интересно играть с вами в звуки и слова. А теперь я вас приглашаю к себе в гости в страну – Звуколяндию. Только вот случилась у нас беда: звуки из своих домиков убежали и не хотят возвращаться обратно. Приезжайте, помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места, а то не получается так ни одна звуковая игра! Только нужны будут ваши знания о звуках».

-Ну, что, дети, отправимся в путешествие, поможем звукам? (да)

-Для этого нам нужно будет вспомнить, какие бывают звуки. А еще мы закрепим умения слышать, находить и различать звуки в словах, выполнять звуковой разбор, записывать схему предложения.

2. Основная часть (23 мин):

-На чем обычно отправляются в путь? (одним словом -на транспорте)

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы отправимся:

-Загадка:

«маленькие домики по рельсам бегут,

мальчиков и девочек домики везут» (Поезд)

-Правильно, я буду вашим паровозиком, а первым вагончиком будет тот, кто вперед выделит 1 звук в слове поезд.

-Молодец! Вставай сразу за мной, а дальше все остальные.

-Чтобы дружными быть в пути и не растеряться, выделим последний звук в слове поезд. Молодцы! Дружно справились!

-Чтобы время не терять, мы будем ехать и язычок тренировать, повторяйте звуки поезда за мной (ту-ту. чух-чух. шшш).

- У нас на пути «звуковая река», потому что в ней плавают не рыбы, а слова. Чтобы реку нам объехать, надо выполнить задание.

1. «Звуковая река». Для этого вставайте по обе стороны реки и берите по картинке из воды. Кто по правую руку стоит от меня, выделяет первый звук в слове. Кто по левую руку – последний (слушаем ответы детей).

-Молодцы! Правильно выделили звуки, поэтому можем ехать дальше с картинками. (ту-ту. чух-чух. шшш).

-Мы приехали, вот и страна Звуколяндия (на доске плакат). Садитесь за парты, чтобы лучше разглядеть ее.

- Ой, укололась! Посмотрите, какие колючие кусты (нарисованы слева на изображении) не дают нам в страну войти. И не видно Звуковичка. Нужно сделать правильно разбор слова «кусты», и они не будут колючими. Но, чтобы правильно выполнить разбор, давайте сыграем в «Звуковой оркестр» и вспомним, какие бывают звуки. (гласные и согласные)

-Красными фишками мы обозначаем какие звуки? (гласные) (дирижируем). Как определить гласный звук? (поется без преград)

-Еще какие бывают звуки? (согласные). Как согласный определить? (не поется, есть преграды).

-Согласные звуки какими бывают? (твердыми- руки вверх и мягкими - приседаем, звонкими - хлопаем и глухими- рот закрываем ладошкой)

2.»Звуковой оркестр»

- У своих мест слушаем звуки и изображаем:

-н-к-л;-у-з –о-б-а

_Молодцы!

А вот и Звуковичок. Он услышал наш оркестр и узнал нас.

-Звуковичок тоже хвалит вас и говорит, что теперь мы выполним правильно разбор.

-Чтобы быстро фишки доставать, нужно пальчики размять!

Приготовим к работе пальчики - Физминутка для рук:

Утро настало - солнышко встало,

А, ну-ка, братец Федя, разбуди соседей:

Вставай, Большак. Вставай, Указка!

Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!

Вставай, Крошка-Митрошка!

Привет, ладошка!

Проверили посадку, подвинули «звуковые пеналы».

3. «Звуковой разбор»

Разбираем слово КУСТЫ (1 ребенок у доски на наборном полотне).

-Произнесем слово медленно. Напишем его в воздухе, сажая в «лодочки».

-Выделяем первый звук КККУСТЫ.

-Отвечаем по поднятой руке:, какой он? (согл., тв., гл – обозначим черной фишкой).

-Следующий какой? КУУУСТЫ? (гл. -красный).

- Выделяем следующий звук КУСССТЫ. (согл., тв., гл. -обозначим черной фишкой).

- Выделяем следующий звук КУСТТТЫ. (согл., тв., гл. -обозначим черной фишкой).

-Последний какой? КУСТЫЫЫ? (гл. -красный).

-Сколько гласных? Согласных? Всего звуков?

- Разделим слово на слоги. (2) Позовем слово – поставим ударение.

-Молодцы! Никто не укололся, значит все правильно разобрали. «Звуковые пеналы» убрали.

4.«Предложение». А теперь давайте запишем со словом КУСТЫ предложение. Послушайте:

-ВЫРОСЛИ КРАСИВЫЕ КУСТЫ. Повторите. Сосчитайте сколько слов. (3)

-Откройте тетради, запишем схему предложения.

-Раз - проверили посадку (кулачок между животом и партой, два - свели назад лопатки, 3 - наклон тетрадки. 4 – взяли в руки карандаш, показали мне как правильно держать, 5-начали задание выполнять (дети записывают в тетради, один у доски).

-Проверяем с доски.

5. «Лодочки». Дети, у вас на столах картинки. Покажите свое умение делить слова на слоги. Разделите слово с картинки на слоги. «Лодочками» на парте покажите сколько слогов. Проверьте друг у друга. Кто нашел ошибки? (взаимопроверка в парах).

Молодцы!

-Добрались до домиков звуков. Вокруг звуки гуляют, с нами не играют.

-Может им понравится наша физминутка:

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг.

Плечиками чик-чик.

Раз-туда. Два-сюда.

Повернись вокруг себя.

Раз – присели.

Два –привстали.

Сели-встали. Ванькой-Встанькой словно стали.

Ручки к телу все прижали и подскоки делать стали.

-Дети, не будем забывать, нам надо звуки выручать! Звуковичок говорит, что они просят, чтобы мы поиграли с ними в прятки, и тогда они побегут в свои дома.

6. Давайте сыграем в игру «Где спрятался звук» в кругу на ковре. Кому я мячик кидаю, тот место нужного звука в слове называет, а другие проверяют (в начале слова, в середине или в конце).

-утка (у)-луна (а)-компот (м)-лейка (л;)-лодка (о)-телефон (н)-рыба (ы)

-Молодцы! Посмотрите, справились с заданиями и звуки ушли в домики.

3. Подведение итогов (2мин):

- Звуковичок благодарит вас за то, что вы помогли ему вернуть все звуки по домикам и дарит «Звуковую шкатулку» с новыми играми. На следующем занятии он к нам прилетит и с ними познакомит.

-Дети, а почему звуки согласились идти домой? (потому что мы все задания выполнили).

-Да, вы справились со всеми заданиями и трудностями на пути. Закрепили знания о звуках.

- А теперь вставайте все за мной, отправляемся домой!

За старанье, за труды вам награды! (картинки).

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 11:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о Посткроссинге на МAAM «Сюрприз из Подольска»
Как же здорово получать сюрпризы! Чувствуешь себя ребенком! Вы спросите: о чем это она? А ответ прост: это Посткроссинг ворвался в очередной раз к...
Фотоотчет «Овеяна славой, родная Кубань».
Дорогие коллеги! Хочу представить Вам очередной фотоотчет. 20 февраля 2018 г, на базе МБДОУ "Детский сад1 Березка" посёлка Мостовского состоялся...
Наши подарки для пап к празднику «День защитника Отечества»
Уважаемые коллеги! В этом году наши дети старшей группы столько нового узнали о стародавних временах, о богатырях и витязях; прослушали былины, сказки,...
Фотоотчёт о развлечении для детей «Встреча с матушкой Весной». Часть первая
Насыщенная масленичная неделя в нашем саду завершилась весёлым праздничным развлечением "Встреча с матушкой Весной". Где роль матушки Весны досталась мне....
Снежные постройки-2018
Снежные постройки для развития двигательной активности детей 2018 Физическое воспитание детей - одна из главных задач развития детей. Известно, что на...