Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [с]» (подготовительная к школе группа)

Наталия Зарапина
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [с]» (подготовительная к школе группа)

Тема: «Звук [ с ]».

Задачи:

• Познакомить детей со звуком [ c ];

• Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука [ c ];

• Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;

• Выделение звука [ c ] в звуковом ряду, в словах;

• Определение положения звука [ c ] в слове (в начале, в середине, в конце);

• Подбор слов на заданный звук [ c ] или к готовой схеме;

• Изменение слов путём замены одних звуков другими, с помощью перестановки звуков;

• Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, работа в парах.

Оборудование: звуковые картинки, буквы, мяч, рабочие тетради.

Ход занятия.

1. Приветствие (Кивок головой гостям).

• Какое занятие сейчас будет? (обучение грамоте).

• Что изучаем на обучении грамоте? (звуки, буквы, читаем слоги, штрихуем буквы).

• Какие герои нам помогают в этом? (ёжик, лисёнок, мудрая сова).

2. Повторение изученного материала (на доске буквы Тэ и Дэ)

• Какие звуки обозначаются буквой Тэ? (Дэ?).

Т Д

[ т ] [ т, ] [ д ] [ д, ]

• Чем отличаются звуки? [ т ] и [ д ]? (произносим хором).

[ т ] и [ т, ] ?

[ т, ] и [ д, ] ?

[ д, ] и [ д ] ?

• Назовите слова со звуками [ т ], [ д ], [ т, ], [ д, ]? (трактор, тапочки, дом, дудочка, тесто, телевизор, диск, дятел).

• Кто живёт в домиках звука [ д ], (Даша).

[ д, ] (Дятел). (звуковые картинки).

3. Рассказ по картине (общая увеличенная картина).

Даша посоветовала своим гостям сходить в парк. Там сегодня проводятся соревнования воздухоплавателей. Сама же Даша осталась дома, чтобы помочь своему соседу – Дятлу выдолбить дупло.

Приближаясь к парку, игрушки услышали свист: «С – С – С». Когда они проходили мимо склада, свист повторился. И тут наши друзья увидели насос. «Эй! - окликнул их насос. – Не хотите ли принять учассстие в сссоревновании?» «Конечно, хотим, - с радостью ответил Ёжик. – А что для этого нужно сделать?» Оказалось, что совсем немного. Сначала выбираешь для себя воздушный шарик, даёшь его надуть насосу, а потом с этим шариком спрыгиваешь с горки. Тот, кто дольше всех продержится в воздухе, будет победителем соревнований.

Мудрой Сове достался шарик в виде сосиски, Ёжику – шарик с солнышком. Лисёнок же хотел подобрать себе самый большой шар. Но Мудрая Сова не разрешила этого делать. «На большом шаре ты можешь улететь далеко – далеко, откуда вряд ли можно вернуться», - объяснила она непонятливому Лисёнку. Пришлось ему выбрать себе маленький шарик, но зато красивый – со слонёнком.

Крепко придерживая свои шары за верёвочку, наши путешественники направились к горке, а потом втроём с неё спрыгнули и лихо пролетели в воздухе. И пусть в соревновании они не выиграли, зато получили огромное удовольствие. В конце все воздухоплаватели отпустили свои шары. Насос с гордостью любовался этим зрелищем. Ведь это он надул все эти шарики, летящие высоко в небе!

• Что общего в словах: сосиска, солнышко, слон? ([ c ]).

• Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить?

звуке [ c ]).

4. На столе уже лежат звуковые картинки гласных звуков и звука[ c ].

• Картинка, где изображено, как свистит насос, обозначает звук [ c ].

Прикрепляю на доске.

• Покажите звук [ c ].

На столе.

• Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ c ].

• Что делают ваши губки и язычок во время произнесения этого звука?

Губки улыбаются, язык упирается в нижние зубки, воздух проходит сквозь зубки.

Откройте тетради. Найдите и покажите на картине хозяина звука [ c ].

Одного ребёнка вызываю к доске.

• Расскажите, какой он?

Согласный, глухой, твёрдый.

• Как вы догадались?

Он носит шляпку, обут в синие башмачки.

• Назовите ещё слова со звуком [ c ] на картине.

Физкультминутка.

Мы подуем высоко. – С – С – С.

Встали на носочки, руки вверх.

Мы подуем низко. – С – С – С.

Приседают.

Мы подуем далеко. – С – С – С.

Наклоняются вперёд, вытянув руки.

Мы подуем близко. – С – С – С.

Стоят прямо, ладошки подносят ко рту.

• Выложите слоги: СА – АС - ОС – СО - СУ – УС - ЭС - СЭ – СЫ – ЫС – ИС.

5. Отгадайте загадки.

1) У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком,

По ночам она летает,

Отдыхает только днём.

Сова.

2) Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничкам.

Кисточка.

3) Ходит – бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл – там пыли нет,

Пыль и сор – его обед.

Пылесос.

4) Он и жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Песок.

• Назовите отгадки со звуком [ c ].

Дети называют слово.

• Давайте произнесём вместе это слово.

• Где находится звук [ c ]?

Вначале, в середине, в конце.

• В каком слове два звука [ c ]?

Пылесос.

6. Работа в тетради (стр. 27, №3).

• Подберите слова к схемам.

• В первой схеме какой звук спрятался?

• Где он находится?

Вначале.

• Назовите слова к этой схеме.

Слон, солнце, склад, сосиска.

• Во второй схеме где находится звук [ c ]?

В середине.

• Назовите слова.

Насос, носок, сосиска.

• В третьей схеме где находится звук [ c ]?

В конце.

• Подберите слова.

Рис, нос, Ирис.

Закройте тетради.

7. Игра с мячом: «Есть звук [ c ] или нет».

Правила игры:

• Встаньте в кружок.

• Я называю слово, если в слове есть звук [ c ] – мяч ловим, если нет – отбрасываем.

• Готовы?

Сова, мел, карандаши, солнце, колесо, пыль, окно, сумка, пол, сосулька, шар.

Молодцы!

8. Работа в группах. Игра: «Угадай словечко».

• А теперь предлагаю вам игру по сложнее. Называется она …

• Разделимся на две группы.

На двух мольбертах звуковые картинки со словами.

Задание:

1. Я на ушко говорю вам слово, которое вы выкладываете с помощью звуковых картинок на мольберте.

2. Задание первой группе – слово сон.

3. Задание второй группе – слово нос.

Взаимопроверка.

• А теперь проверьте друг друга.

• Какое слово получилось у первой команды? А у второй?

• Прочитайте. Чем похожи эти слова?

Одинаковые звуки.

• Чем отличаются?

Звук [ c ] поменялся местами.

• Садитесь на свои места.

9. Итог.

• Что вы узнали о звуке [ c ]?

Согласный, глухой, твёрдый.

• В названии каких молочных и мясных продуктах слышится звук [ c ]?

Масло, сыр, сало, мясо, сосиски, сардельки, сливки.

• Что бывает зимой со звуком [ c ]?

Снег.

• В какие игры вы играли?

10. Саморефлексия.

• Оцените себя. Легко ли вам было, всё понятно, на все задания отвечали.

• Покажите свою работу на занятии.

- отлично – встаём, поднимаем руки вверх.

- хорошо – встаём.

Называю имена детей, которые работали отлично и хорошо.

Занятие закончено. Все молодцы! Спасибо!

Публикации по теме:

Многофункциональное логопедическое пособие «Логодиск»Многофункциональное логопедическое пособие «Логодиск» Цели игры: • Развитие фонематического слуха. • Закрепление звукопроизношения. • Дифференциация звуков. • Выделение звука на фоне слова.

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [с]» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 19:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...