Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: «Воздух, как его обнаружить» в старшей группе

Галина Мартышкина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: «Воздух, как его обнаружить» в старшей группе

Программное содержание:

1) Формировать представления детей о способах обнаружения воздуха. Закреплять знания о воздухе и его свойствах.

2) Развивать поисково- познавательный интерес у детей к деятельности экспериментирования, поисковую активность.

3) Продолжать формировать умения детей взаимодействовать друг с другом, свободно выражать свою индивидуальность в процессе работы. Закреплять умение детей анализировать, делать выводы.

4) Воспитывать самостоятельность и активность, не бояться ситуации пробовать.

Словарная работа: бесцветный, прозрачный, невидимый, «кипит», газообразный, лёгкий.

Демонстрационный материал: стакан, салфетка, пластилин, полиэтиленовый пакет, глубокий тазик.

Раздаточный материал: стакан, салфетка, пластилин, пакеты полиэтиленовые, губки, кусочки кирпича, глубокие тазики с водой, соломинки для коктейля, воздушные шары, полотенце для рук, технологические карты, значки на каждую подгруппу, кружочки из самоклейки.

Содержание:

Воспитатель: «Ребята, я знаю, что вы любите экспериментировать. Сегодня у вас есть такая возможность. Я сегодня получила вот эту посылку от профессора Всезнайкина из лаборатории. Давайте посмотрим, что же нам он прислал. Вместе с детьми открываем посылку, рассматриваем её содержимое, находим открытку и читаем загадку:

Есть невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит, торопится.

Что это такое? Что за невидимка?

Дети: Воздух. (если не угадали, воспитатель подсказывает).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где содержится воздух?

Дети: Везде, вокруг нас. (Принимаются все ответы детей).

Воспитатель: А что вы ещё знаете о воздухе? Какого он цвета?

Дети: Бесцветный, прозрачный…

Воспитатель: Имеет ли он запах?

Дети: Нет (кто-то может сказать есть)

Воспитатель: А чем он пахнет?

Дети: Принимаются все ответы детей

Воспитатель: А можно ли его потрогать руками, погладить?

Дети: Нет.

1 ОПЫТ

Воспитатель: Ребята, а вот профессор Всезнайкин прислал нам из лаборатории какие-то предметы и просит вас узнать, есть ли в них воздух. Давайте возьмём первый предмет (полиэтиленовый пакет). Скажите, есть ли воздух в пакете?

Дети: Нет, да.

Воспитатель: Подумайте и скажите, как же нам обнаружить воздух в пакете?

Дети: (предполагаемые ответы детей): Надо подуть в пакет и он надуется.

Воспитатель: Попробуем подуть. Что случилось? Что есть в пакете?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А откуда попал воздух в пакет?

Дети: Изо рта.

Воспитатель: А до того как вы надули, в пакете был воздух?

Дети: Нет, не было.

Воспитатель: А я знаю ещё один способ обнаружения воздуха без надувания. Хотите посмотреть?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Надо взять пакет, открывающуюся сторону завернуть и тихо-тихо скручивать пакет. Посмотрите, что мы получили?

Дети: Пакет вздулся.

Воспитатель: Был ли воздух в пакете?

Дети: Да, был.

Воспитатель: Значит, какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

2 ОПЫТ

Воспитатель: Ребята, а в этом предмете (стакане) есть воздух?

Дети: (предположения детей).

Воспитатель: Мы это сейчас проверим с помощью вот этой схемы (детям даётся алгоритм проведения опыта)

Порядок действий: 1) взять стакан и кусок пластилина;

2) приклеить пластилин ко дну стакана;

3) взять кусочек салфетки и приклеить к пластилину;

4) налить в тазик воды больше, чем высота стакана;

5) взять стакан, перевернуть и прямо опустить в тазик и

придержать.

Воспитатель: Как вы думаете, салфетка промокнет?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте проверим. Я погружаю свой стакан в воду. (Дети выполняют то же самое).

- Что вы чувствуете?

Дети: Стакан тяжело идёт на дно, ему что-то мешает, что-то отталкивает его

Воспитатель: Вода попала в стакан?

Дети: Да.

Воспитатель: Так что вы думаете, промокла салфетка или нет?

Дети: Да.

Воспитатель: Вытаскиваем. Почему салфетка сухая, ведь стакан был погружен в воду полностью?

Дети: Наверное, из-за воздуха.

Воспитатель: Да, конечно, когда мы опускали стакан в воду, в нем был воздух, он и помешал салфетке промокнуть.

Вывод: в стакане тоже был воздух, из-за которого салфетка осталась сухой. Он не пускал воду к салфетке.

3 ОПЫТ.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли в воде воздух?

Дети: (Предположения детей: нет, да).

Воспитатель: (заранее перед занятием наливаем в стакан воду):

- Давайте внимательно посмотрим на этот стакан с водой. Что вы видите?

Дети: На стенках пузырьки.

Воспитатель: Что это за пузырьки?

Дети: Воздух (могут быть и другие предположения, но принимаются все)

Воспитатель: Давайте тихонько стукнем по стакану, что стало с пузырьками?

Дети: поднялись вверх и лопнули.

Воспитатель: Да, воздух очень легкий, а я еще скажу, что воздух - это газ или газообразное вещество.

Воспитатель: Ребята, мы проделали 3 опыта с предметами профессора. Что вы узнали про воздух?

Вывод: воздух невидимый, легкий, газообразный.

Самостоятельно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Но у нас в посылке остались еще предметы, их обследовать вы будете самостоятельно. Но прежде чем начнем работать, я предлагаю вам разделиться по 3 человека (каждой тройке воспитатель даёт свой знак):

- По данным знакам каждый найдите свой стол.

Воспитатель: Возьмите предметы и начинайте их исследовать. (Дети самостоятельно ищут, где и в каких предметах есть воздух: соломинка, губка, кирпичик, резиновая пластинка, воздушный шарик, металлический ключик). Воспитатель: Ребята, прежде чем начнём работу, хочу напомнить о правилах работы за столами:

- вытирать тряпочками сильно мокрое место на столе, чтобы не намочить одежду;

- не разбрасывать предметы по всему столу, а класть на свои места: на поднос, в корзину и т. д;

- после работы оставлять порядок на столе.

Воспитатель: Ребята, профессор Всезнайкин приготовил для вас таблицу: на ней наклеены картинки с названиями предметов, которые вы исследовали. Каждый из вас возьмёт кружочек и наклеит напротив того предмета, в котором обнаружил воздух.

Анализ самостоятельно-исследовательской деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы сегодня в нашей лаборатории много поработали, потрудились и незря, потому что вы справились с нелёгкой задачей профессора. Вы узнали,в каких предметах был воздух, а каких нет? (если возникает спорная ситуация, то воспитатель вместе с детьми повторяет опыт с данным предметом).

Воспитатель: Ребята, расскажите профессору Всезнайкину, что нового вы узнали о воздухе, а я запишу и мы отправим ответ?

Дети: предполагаемые ответы

- воздух содержится во всех (не во всех)предложенных предметах;

- воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, газообразный;

- воздух находится повсюду;

- без воздуха невозможна жизнь;

- воздух содержится в лёгких человека;

- воздух лёгкий.

Публикации по теме:

Проектная деятельность по теме: «Этот удивительный воздух», в старшей группе Образовательная область-Познавательное развитие. Вид проекта-опытно-экспериментальный. Актуальность темы: "Детское экспериментирование претендует.

Содержание совместной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух. Какой он?» в средней группе Программное содержание: Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: «Воздух, как его обнаружить» в старшей группе
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 21:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...