Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: «Воздух, как его обнаружить» в старшей группе

Галина Мартышкина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: «Воздух, как его обнаружить» в старшей группе

Программное содержание:

1) Формировать представления детей о способах обнаружения воздуха. Закреплять знания о воздухе и его свойствах.

2) Развивать поисково- познавательный интерес у детей к деятельности экспериментирования, поисковую активность.

3) Продолжать формировать умения детей взаимодействовать друг с другом, свободно выражать свою индивидуальность в процессе работы. Закреплять умение детей анализировать, делать выводы.

4) Воспитывать самостоятельность и активность, не бояться ситуации пробовать.

Словарная работа: бесцветный, прозрачный, невидимый, «кипит», газообразный, лёгкий.

Демонстрационный материал: стакан, салфетка, пластилин, полиэтиленовый пакет, глубокий тазик.

Раздаточный материал: стакан, салфетка, пластилин, пакеты полиэтиленовые, губки, кусочки кирпича, глубокие тазики с водой, соломинки для коктейля, воздушные шары, полотенце для рук, технологические карты, значки на каждую подгруппу, кружочки из самоклейки.

Содержание:

Воспитатель: «Ребята, я знаю, что вы любите экспериментировать. Сегодня у вас есть такая возможность. Я сегодня получила вот эту посылку от профессора Всезнайкина из лаборатории. Давайте посмотрим, что же нам он прислал. Вместе с детьми открываем посылку, рассматриваем её содержимое, находим открытку и читаем загадку:

Есть невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит, торопится.

Что это такое? Что за невидимка?

Дети: Воздух. (если не угадали, воспитатель подсказывает).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где содержится воздух?

Дети: Везде, вокруг нас. (Принимаются все ответы детей).

Воспитатель: А что вы ещё знаете о воздухе? Какого он цвета?

Дети: Бесцветный, прозрачный…

Воспитатель: Имеет ли он запах?

Дети: Нет (кто-то может сказать есть)

Воспитатель: А чем он пахнет?

Дети: Принимаются все ответы детей

Воспитатель: А можно ли его потрогать руками, погладить?

Дети: Нет.

1 ОПЫТ

Воспитатель: Ребята, а вот профессор Всезнайкин прислал нам из лаборатории какие-то предметы и просит вас узнать, есть ли в них воздух. Давайте возьмём первый предмет (полиэтиленовый пакет). Скажите, есть ли воздух в пакете?

Дети: Нет, да.

Воспитатель: Подумайте и скажите, как же нам обнаружить воздух в пакете?

Дети: (предполагаемые ответы детей): Надо подуть в пакет и он надуется.

Воспитатель: Попробуем подуть. Что случилось? Что есть в пакете?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А откуда попал воздух в пакет?

Дети: Изо рта.

Воспитатель: А до того как вы надули, в пакете был воздух?

Дети: Нет, не было.

Воспитатель: А я знаю ещё один способ обнаружения воздуха без надувания. Хотите посмотреть?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Надо взять пакет, открывающуюся сторону завернуть и тихо-тихо скручивать пакет. Посмотрите, что мы получили?

Дети: Пакет вздулся.

Воспитатель: Был ли воздух в пакете?

Дети: Да, был.

Воспитатель: Значит, какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

2 ОПЫТ

Воспитатель: Ребята, а в этом предмете (стакане) есть воздух?

Дети: (предположения детей).

Воспитатель: Мы это сейчас проверим с помощью вот этой схемы (детям даётся алгоритм проведения опыта)

Порядок действий: 1) взять стакан и кусок пластилина;

2) приклеить пластилин ко дну стакана;

3) взять кусочек салфетки и приклеить к пластилину;

4) налить в тазик воды больше, чем высота стакана;

5) взять стакан, перевернуть и прямо опустить в тазик и

придержать.

Воспитатель: Как вы думаете, салфетка промокнет?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте проверим. Я погружаю свой стакан в воду. (Дети выполняют то же самое).

- Что вы чувствуете?

Дети: Стакан тяжело идёт на дно, ему что-то мешает, что-то отталкивает его

Воспитатель: Вода попала в стакан?

Дети: Да.

Воспитатель: Так что вы думаете, промокла салфетка или нет?

Дети: Да.

Воспитатель: Вытаскиваем. Почему салфетка сухая, ведь стакан был погружен в воду полностью?

Дети: Наверное, из-за воздуха.

Воспитатель: Да, конечно, когда мы опускали стакан в воду, в нем был воздух, он и помешал салфетке промокнуть.

Вывод: в стакане тоже был воздух, из-за которого салфетка осталась сухой. Он не пускал воду к салфетке.

3 ОПЫТ.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли в воде воздух?

Дети: (Предположения детей: нет, да).

Воспитатель: (заранее перед занятием наливаем в стакан воду):

- Давайте внимательно посмотрим на этот стакан с водой. Что вы видите?

Дети: На стенках пузырьки.

Воспитатель: Что это за пузырьки?

Дети: Воздух (могут быть и другие предположения, но принимаются все)

Воспитатель: Давайте тихонько стукнем по стакану, что стало с пузырьками?

Дети: поднялись вверх и лопнули.

Воспитатель: Да, воздух очень легкий, а я еще скажу, что воздух - это газ или газообразное вещество.

Воспитатель: Ребята, мы проделали 3 опыта с предметами профессора. Что вы узнали про воздух?

Вывод: воздух невидимый, легкий, газообразный.

Самостоятельно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Но у нас в посылке остались еще предметы, их обследовать вы будете самостоятельно. Но прежде чем начнем работать, я предлагаю вам разделиться по 3 человека (каждой тройке воспитатель даёт свой знак):

- По данным знакам каждый найдите свой стол.

Воспитатель: Возьмите предметы и начинайте их исследовать. (Дети самостоятельно ищут, где и в каких предметах есть воздух: соломинка, губка, кирпичик, резиновая пластинка, воздушный шарик, металлический ключик). Воспитатель: Ребята, прежде чем начнём работу, хочу напомнить о правилах работы за столами:

- вытирать тряпочками сильно мокрое место на столе, чтобы не намочить одежду;

- не разбрасывать предметы по всему столу, а класть на свои места: на поднос, в корзину и т. д;

- после работы оставлять порядок на столе.

Воспитатель: Ребята, профессор Всезнайкин приготовил для вас таблицу: на ней наклеены картинки с названиями предметов, которые вы исследовали. Каждый из вас возьмёт кружочек и наклеит напротив того предмета, в котором обнаружил воздух.

Анализ самостоятельно-исследовательской деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы сегодня в нашей лаборатории много поработали, потрудились и незря, потому что вы справились с нелёгкой задачей профессора. Вы узнали,в каких предметах был воздух, а каких нет? (если возникает спорная ситуация, то воспитатель вместе с детьми повторяет опыт с данным предметом).

Воспитатель: Ребята, расскажите профессору Всезнайкину, что нового вы узнали о воздухе, а я запишу и мы отправим ответ?

Дети: предполагаемые ответы

- воздух содержится во всех (не во всех)предложенных предметах;

- воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, газообразный;

- воздух находится повсюду;

- без воздуха невозможна жизнь;

- воздух содержится в лёгких человека;

- воздух лёгкий.

Публикации по теме:

Проектная деятельность по теме: «Этот удивительный воздух», в старшей группе Образовательная область-Познавательное развитие. Вид проекта-опытно-экспериментальный. Актуальность темы: "Детское экспериментирование претендует.

Содержание совместной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух. Какой он?» в средней группе Программное содержание: Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей на тему: «Воздух, как его обнаружить» в старшей группе
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 21:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Цветик — семицветик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется...
Конкурс «Лучшая дорожка здоровья»
В нашем ДОУ 30 июня 2017 прошёл конкурс на лучшую «Дорожку здоровья». Разработано положение которое определяет порядок организации и проведения...
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет.
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет. В нашем любимом городе Козловка на набережной реки Волга прошла легкоатлетическая эстафета на призы районной газеты...
Коллаж «Лето, лето яркого цвета!»
Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку! Желаю вам приятного летнего настроения! Лето! Замечательная пора для игр, наблюдений, исследований,...
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...