Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. «Что умеют наши глаза и уши»

Инна Тищенко
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. «Что умеют наши глаза и уши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

«Что умеют наши глаза и уши»

Программные задачи:

Повышать уровень познавательной активности детей;

Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;

Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;

Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств;

Продолжать формировать интерес и бережное отношение к себе и окружающим людям, воспитывать любознательность, сообразительность, умение внимательно слушать;

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».

Методы и приемы:

Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра,логические рассуждения.

Оборудование:

Демонстрационное – презентация «Путешествие к себе. Что умеют наши глаза и уши», геометрические фигуры (квадрат, круг, ширма, шарфик, шумящие и гремящие предметы к игре «Определи по звуку», корзинка.

Раздаточное – сигнальные карточки, круги разного цвета, карточки к заданию «Что умеют наши глаза и уши», карандаши.

Ход:

1. Вводная часть:

Знакомство (дети стоят группой, к ним подходит воспитатель)

- Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут … А теперь ваша очередь представиться. Протяните мне свои ладошки и назовите каждый свое имя.

- Вот и познакомились.

- Ребята, вы любите путешествовать, узнавать что-то новое?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие к самому себе. Все что нам понадобиться в дороге, мы сложим в эту корзинку. Что же нам нужно? (Наши знания, умения и навыки, хорошее настроение, смелость, внимание, интерес, организованность, сообразительность, верные друзья).

- Скажите, вы хорошо знаете свое тело, свой организм?

- Давайте проверим. Сыграем в игру «Покажи что назову». Я называю – вы показываете.

Дидактическое упражнение «Покажи что назову» - закрепление знаний, расположений частей тела и органов.

Дети по- словесному указанию педагога показывают: туловище, голову, шею, ноги, руки, локти, подбородок, лоб, глаза, уши и т. д.

- Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Горшочек умен, семь дырочек в нем.

Одна говорит, две нюхают, две глядят и две слушают. (Голова человека)

- Скажите дети, для чего нужны человеку глаза?

- А уши?

- А что еще умеют делать глаза и уши?

- Это мы сможем с вами выяснить в нашей экспериментальной лаборатории.

- Разбейтесь на пары чтобы не потерять друг друга в пути и отправимся в нашу лабораторию. Проходите, присаживайтесь.

2. Основная часть:

Первый эксперимент – зачем человеку глаза?

- Давайте проверим, на самом ли деле глаза нужны нам для того, чтобы видеть все вокруг.

Воспитатель вызывает к себе одного ребенка, завязывает ему глаза и показывает предмет.

- Скажи, что я держу в руках? (ребенок не видит)

- А что я делаю?

- Сними шарфик и скажи, зачем человеку глаза.

Вывод: чтобы видеть и воспринимать окружающий мир. (схема на экране)

Второй эксперимент – наблюдение за движением глаз.

- Сейчас ко мне подойдут трое ребят, … .Они будут выполнять мои задания, а вы за ними будете наблюдать. Внимание! Голова должна быть неподвижна.

Задания:

- Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, сделайте круговые движения глазами.

- Наблюдатели. Что вы заметили? Что делали глаза? (глаза двигались) Дети садятся.

- А теперь ко мне подойдут,, …. Попробуйте сделать так, чтобы один глаз повернулся влево, а второй – направо. Наблюдатели, следите за своими товарищами.

- Получилось?

- Что можно сказать о движении обоих глаз?

Вывод: оба глаза двигаются вместе. (синхронно, в одном направлении, они помогают друг другу. (схема на экране)

Интересное: а вы знаете, что из-за больших размеров, глаза у совы не могут вращаться, зато она может поворачивать голову на 180 градусов, из-за подвижности шейных позвонков. А вот хамелеон, может видеть одновременно, что происходит вверху, внизу, справа и слева. Так как у этой амфибии глаза в отличии от наших, могут вращаться в разные стороны, независимо друг от друга. (Видео/картинка на экране)

Третий эксперимент – глаза умеют различать цвет, форму, расстояние до предмета.

- Проверим, могут ли наши глаза, определять форму. Как называется эта фигура? А эта? Ну как могут?

- Какого цвета круг? А квадрат? Так что еще могут определять глаза? (цвет)

- Скажите, какой предмет дальше от вас, тот, что у меня в руке или тот, что на доске?

Значит - глаза умеют определять расстояние до предмета? (да)

- Какая из этих палочек длиннее? Кто вам об этом сказал? Так что еще могут определять глаза? (размер)

- Подведем итог: что могут определять глаза? (цвет, размер, форму, расстояние до предмета) (схема на экране).

- Наши глаза, тесно связаны с работой нашего мозга. Все, что видят наши глаза, они передают по специальным дорожкам – зрительным нервам в мозг. А он, как компьютер, расшифровывает полученную информацию. Поэтому мы с вами не просто видим, но и понимает, что мы видим.

Четвертый эксперимент – глаза выражают настроение.

- Давайте проверим, могут ли глаза выражать наше настроение. Повернитесь друг к другу лицом. Внимательно смотрите друг на друга и делайте то, что я скажу.

Задание:

- Покажите, что вам очень весело, а теперь вам стало грустно. Теперь вы рассердились, удивились, а теперь испугались.

- Что же еще могут делать наши глаза? (глаза могут выражать настроение, показывать в каком мы настроении)

Схема на экране:

- Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним, что умеют делать наши глаза. (Видеть и воспринимать окружающий мир, вращаться, различать цвет, форму, размер и расстояние до предмета и выражать настроение)

Стихотворение:

Умеют они и грустить и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться;

Цветущей ромашке и мотылькам,

Белым корабликам – облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки –

Все замечают зоркие глазки.

- Молодцы! Чтобы глаза не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Раз - налево, два – направо

Три – наверх, четыре – вниз (Движения глазами, голова прямо)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Вращение глазами)

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцу глаз. (Смотреть то на палец, то вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз (Нажимать с 2-х сторон от переносицы)

Сил дадим им много – много

Чтоб усилить в тыщу раз.

3. Что умеют наши уши:

- Закройте глаза. Пусть отдохнут. (Воспитатель звонит в колокольчик)

- Что я делала?

- Как вы узнали, что я звонила в колокольчик? Ведь ваши глаза были закрыты. (Услышали) – Чем? (Ушами)

- Как вы думаете, для чего человеку слух?

- Давайте выясним, что еще могут наши уши.

Первый эксперимент – анализ слуховых раздражителей.

- Мы знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать.

Дидактическая игра «Определи по звуку»

(Воспитатель за ширмой производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями:

мнет (рвет бумагу, режет картон, переливает воду и т. д.)

Дети каждый раз определяют источник звука.

- Так что умеют делать наши уши? (различать разные звуки) (схема на экране)

Второй эксперимент – определение направления источника звука и его расположения, с помощью слухового анализатора.

- Сейчас выясним, могут ли наши уши выполнять какие -нибудь другие обязанности, кроме слушания звуков.

Игра в кругу:

- Становитесь в круг. Сейчас мы … завяжем глаза и поставим его в центр круга. Тот на кого я покажу, издаст какой-нибудь звук: закашляет, хлопнет в ладоши, замяукает, прокукарекает, а … покажет рукой в каком направлении раздался звук. (Игра провидится два, три раза с разными детьми)

- Ну что, можем мы с помощью ушей, определить направление, откуда раздался звук?

Вывод: уши могут определять направление, откуда раздался звук. (Схема на экране)

Третий эксперимент – умение различать голоса знакомых людей.

- Давайте поиграем еще в одну игру.

Игра «Эхо»:

… ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя «Ау»,

Ну-ка глазки закрывай

Не робей

Кто позвал тебя, узнай поскорей.

Правила игры:

- … становится в круг и закрывает глаза. Мы с вами идем по кругу и произносим слова. По окончанию текста, тот на кого я укажу, позовет его «Ау». … должен угадать, кто его позвал. (Игра повторяется два- три раза)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: уши умеют различать голоса знакомых нам людей. (Схема на экране)

- А вы знаете, что наши уши, постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Услышанные звуковые сигналы, передаются в специальный отдел мозга по нервам. Где и расшифровывается. Наш мозг запоминает все услышанные звуки и поэтому у нас есть слуховая память.

- Давайте еще раз посмотрим на экран и вспомни, что могут наши уши.

(Различают разные звуки. Определяют направление откуда раздался звук. Различают голоса разных людей. А еще помогают на разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать радио и телевизор. Они необходимы нам в общении. Уши, как и глаза помогают нам воспринимать окружающий мир).

- А вы знаете, что у некоторых насекомых, например: у кузнечиков и сверчков, «уши» расположены на голенях ног, а у саранчи и ночных бабочек – по бокам туловища. Некоторые бабочки воспринимают звуки крыльями. Гусеницы бабочек, воспринимают звук, с помощью волосков на теле. То есть они слышат «всем телом».

4. Работа с карточками (Закрепление материала).

(на столах лежат карточки с заданиями)

- Сейчас мы разделимся с вами на две команды: «Ушастиков» и «Глазастиков».

- Вы будете команда «Ушастики». Подойдите к столам и выделите на карточках те картинки, на которых изображено то, что могут наши уши. А вы «Глазастики» выделите то, что умеют делать глаза. (Самостоятельная работа детей)

- Готовы?

- А теперь давайте проверим правильность выполнения задания. Возьмите в руки сигнальные карты и если ваши ответы, совпадают с ответами на экране, покажите синий цвет, если нет – красный. (Схема на экране)

- Команда «Ушастики»! Внимание на экран.

- Молодцы «Ушастики», хорошо справились с заданием.

- Теперь очередь «Глазастиков».

- Отлично! Молодцы!

- Глаза и уши, одни из главных органов чувств, которые позволяют воспринимать все, что нас окружает. Чтобы наши глаза хорошо видели, а уши хорошо слышали, необходимо знать, что полезно, а что вредно для слуха и зрения. Давайте выясним это с помощью игры. Возьмите сигнальные карточки и присаживайтесь на места.

Игра «Полезно-вредно»:

- На экране будут появляться картинки. Вы внимательно на них посмотрите, подумаете и при помощи сигнальных карточек покажите, что полезно, а что вредно, для нашего слуха и зрения.

- Синий сигнал – полезно.

- Красный – вредно.

- Готовы?

Появляются сюжетные картинки:

1. Ребенок трет глаза грязными руками.

2. Ребенок моет глаза, уши.

3. Ребенок слушает громкую музыку в наушниках.

4. Ребенок сидит близко к экрану телевизора.

5. Ребенок лежа читает книгу.

6. Защита ушей от ветра и попадания воды.

7. Ребенок ковыряет в ушах посторонними предметами.

8. Ребенок делает гимнастику для глаз.

9. Ребенок правильно сидит за столом.

10. Полезные овощи и фрукты для зрения.

(После появления каждой картинки и ответа детей, идет короткое обсуждение)

- Молодцы ребята. Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что каждый из вас открыл, что-то новое для себя и вам было интересно.

- Подойдите пожалуйста к столам (на столах стоят тарелочки с кругами разных цветов) и выберите кружок того цвета, который больше всего подходит вашему настроению сейчас. (Дети выбирают цветные круги и показывают их).

- А вот мое настроение. Посмотрите на экран. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы много трудились, ну а после хорошей работы обязательно нужно хорошо подкрепиться. А есть нужно то, что полезно. (Корзина с фруктами)

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. «Что умеют наши глаза и уши»
Опубликовано: 21 января 2013 в 21:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...