Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси» (3 фото)

Наталья Матусяк
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»

подготовила Матусяк Н. И., воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №13" г. Сергиев Посад Московская область

Цель: приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.

Программные задачи:

Образовательные задачи: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития и историей появления самовара; продолжать учить детей отгадывать загадки; закрепить у детей знания русских народных игр; формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова; совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей; учить завязывать узелок.

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе „Традиции чаепития на Руси“» размещена в разделах

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, активность, инициативность, фантазию, самостоятельность, умение сосредоточиться, эстетический вкус, мышление, связную речь, расширять словарный запас, память; развивать общую и мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре.

Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник.

Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, фотографии с изображениями самоваров, фарфоровый заварник, грелка для заварника, кусковой сахар, мед, варенье, баранки; для продуктивной деятельности детей: черный ароматный чай (или травы) – несколько видов и кусок ткани (марли) и нить для каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы о традиции чаепития на Руси, чтение Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар", разучивание пословиц и поговорок о чае, стихотворение «Раз прислал мне барин чаю…», разучивание стихотворений, песен-потешек и русских народных хороводных игр.

Ход занятия

Организационный блок.

Воспитатель с детьми заходят в группу, становятся полукругом. (Воспитатель в русском сарафане). Звучит игра на балалайке.

- Здравствуйте, гости дорогие:

Гости званые и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге – хозяйке радость!

- Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

Воспитатель: Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.

- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Показываю иллюстрации чаепития в России.

- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).

-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.

Веселые истории.

-Давайте и мы с вами сядем и поговорим. Ребята, какие вы знаете веселые истории про чай?

1 реб. Как заваривал один мужик чай своему барину, посолил, поперчил…

(ребенок рассказываетстихотворение)

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чая я в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались

Сам он важно озверел,

И, отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом то догадался,

Что забыл я посолить.

2 реб. Мужчину, который торговал чаем, называли чайником, а женщину – чайницей.

3 реб. Я знаю потешку про «чайничек с крышечкой».

- Давайте поиграем в эту игру-потешку. Она очень веселая! (Нужно руками показывать чайничек, крышечку, шышечку, дырочку и пар)

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шышечкой.

Шышечка с дырочкой.

С дырочки пар идет.

Пар идет с дырочки.

Дырочка с шышечки.

Шышечка с крышечки.

Крышечка с чайничка.

- А теперь давайте чуть-чуть побыстрее, только нужно быть внимательными!

- Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)

- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.

Слова Движения

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Дети садятся на стульчики.

Загадки из волшебного сундучка.

- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!

Достаю сундучок.

- Это сундучок. В нем что-то есть.

Достаю конверт с надписью «Загадки»

- Да здесь загадки для вас!

1. Белый камешек растает,

Чай мой сладким сразу станет.

(Сахар)

2. Кольцо не простое,

Кольцо золотое

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье. (баранка)

3. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит… (Самовар)

- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).

- Почему самовар так назвали?

- А что он варит? (воду)

- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.

- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.

Дети рассматривают изображения разных самоваров.

Формы самовара.

- Ребята, рассмотрите самовары. Какой формы этот самовар?

На проекторе появляется фотография с 3-мя «формами» самоваров: самовар-«яйцо», самовар-«желудь», самовар-«арбуз».

-Скажите, ребята, какой из этих самоваров можно назвать самовар-«яйцо»? самовар-«желудь»? самовар-«арбуз»?

- Молодцы, ребята!

- Обратите внимание, как украшали самовары, расписывали их.

Показываю на проекторе.

-Роспись на самоварах в виде кустов и плодов считалась пожеланием благополучия и добра.

Работа по образованию прилагательных.

-Давайте расскажем гостям, какой чай у нас получится:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)

-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)

-С веточками малины? (ответы детей.)

-С листьями клубники? (Ответы детей.)

-С веточками вишни? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)

-Цедру лимона? (Ответы детей.)

-Кусочки персика? (Ответы детей.)

-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)

Физминутка.

- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе) .

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками).

- А теперь я приглашаю наши чашки-блюдца на мою волшебную кухню. Будем делать с вами чайные пакетики.

Продуктивная деятельность. «Чайные мешочки»

- На столах в тарелочках лежит заварка для чая - сушеная травка: мята, душица, иван-чай. А еще есть на каждого из вас кусочек ткани с веревочкой.

Показываю: Нужно на серединку марли положить разные травы и завязать мешочек. Старайтесь класть травку на середину марли.

- Молодцы, ребята. У нас получились чайные мешочки, которые можно заваривать в кипятке.

Подбор прилагательных.

- Давайте как можно больше подберем слов о том, какой мы пьем чай!

Дети: Вкусный, Ароматный, Крепкий, Душистый, Терпкий, Сладкий, С лимоном, Черный, Зеленый.

-Давайте подарим эти чайные мешочки нашим гостям!

Стихи про чай.

- А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

Итог занятия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Из чего любили пить чай?

- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)

- Понравилось ли вам наше занятие?

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
Фото «Традиции чаепития на Руси»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе - фото
Публикации по теме:

Фотоотчет открытого занятия «Православные традиции на Руси»Фотоотчет открытого занятия «Православные традиции на Руси» Под музыку дети в русских народных костюмах входят парами. Приветствие хозяюшки с поклоном к детям и гостям. Рассказ воспитателя о.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От Древней Руси до наших времен» Цель:формирование представлений об истории, духовных и культурных ценностях русского народа. Задачи: Воспитательные: Воспитывать уважение.

Конспект ООД «Традиции чаепития в разных странах» Цель: Познакомить детей с историей и традициями чаепития в разных странах. Задачи: Дать элементарные представления о чае, как напитке;.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшей группы «Врачи — наши помощники»Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшей группы «Врачи — наши помощники» «Врачи наши помощники" Цель: Познание. Закреплять представление детей о труде врача. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Геометрические фигуры» в старшей группе ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ Рыгун Елена Владимировна. Непосредственно - образовательная деятельность: «Путешествие в страну Геометрию».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Волшебное путешествие» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Конспект открытого занятия для МО по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе «Путешествие по математическим островам» Цель: формирование.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание: Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; продолжать знакомить с образованием.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «тайны песка»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «тайны песка» Конспект интегрированного занятия «Тайны песка»Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы. Задачи: 1. Через игры и опыты.

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию «Зимующие птицы нашего города» Программное содержание: Обобщать знания детей о зимующих птицах нашего города; Расширять представления о многообразии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 22:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД