Получи документы

Конспект открытого занятия по предмету «Абвгдейка». «Звук «Ц». Твёрдые — мягкие согласные звуки».

Елена Шуршина
Конспект открытого занятия по предмету «Абвгдейка». «Звук «Ц». Твёрдые — мягкие согласные звуки».

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста "Грамотейка".

«Звук «Ц». Твёрдые – мягкие согласные звуки».

Цели.

• Закрепить знания о гласных (долгих) и согласных (коротких) звуках, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуках.

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук»«буква».

Публикация «Конспект открытого занятия по предмету „Абвгдейка“, „Звук „Ц“, Твёрдые — мягкие согласные звуки“,» размещена в разделах

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «слово».

• Отработать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове.

• Познакомить с новой буквой «Ц».

• Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.

• Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; иллюстрации с изображением зайца цыпленка, лисицы, цапли, скворца, сахарницы, гусеницы, буквы «Ц».

Игрушки: клоун, заяц.

• Шляпа фокусника.

• Доска, мел (синий, красный, зеленый, белый)

Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет «От слова к звуку»

• Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

1. Аспект восприятия и передачи информации:

словесные: беседа, рассказ,

наглядные: демонстрация, иллюстрация,

практические: упражнения.

2. Аспект мышления:

• репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.

3. Аспект управления:

• работа под руководством педагога,

самостоятельная работа: творческая работа.

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности.

интереса к учению: творческие задания, загадки,

долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля.

устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за детьми,

практический: проверка умений и навыков.

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю.

• метод личного примера,

• убеждения, инструктаж.

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности.

• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются короткие звуки от долгих, звук от буквы, звук от слова, а также познакомимся с новой буквой, обязательно поработаем в тетради «От слова к звуку».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных (коротких) и согласных (долгих) звуков, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуков.

Педагог: Ребята, а любите ли Вы сюрпризы? Я хочу сегодня пригласить Вас на цирковое представление.

Слайд №1 –цирк.

На арене цирка выступают дрессированные животные! Кого здесь только нет! Бегемоты и крокодилы, львы и медведи, павлины и страусы. Все издают разные звуки : кто-то рычит: «р-р-р», а кто-то издает такой звук : «ы-ы-ы» или «г-г-г». Мы с вами знаем, что звуки бывают короткие и долгие. Какие звуки мы называем долгими, а какие короткими? (ответы детей)

Педагог: Верно, долгие звуки мы можем петь и тянуть, преграда им никакая не мешает. Короткие звуки мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Долгие звуки мы называем гласными, а короткие - согласными.

Гласные тянуться в песенке звонкой, Согласные, согласны

Могут заплакать и закричать, Шелестеть,шипеть, скрипеть,

Могут в кроватке боюкать ребенка, Даже фыркать и шипеть,

Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.

Педагог: Каждому из Вас я буду называть звук, а Вы попробуйте определить, какой это звук – долгий или короткий, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос: полный ответ учащегося ( например: «твёрдый короткий звук»).

Педагог: Молодцы, ребята.

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог: Ребята, мы с вами знаем, что нас окружают не только звуки, но и буквы. Скажите, пожалуйста, чем буква отличается от звука (ответы детей).

Педагог: Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

На доске написаны буквы: А, С, О, З, И, У, Ы, Э.

Педагог:Але-ап! (педагог демонстрирует шляпу фокусника)

У меня в руках шляпа самого настоящего фокусника и в ней лежат различные звуки. Звук долгий - это круг красного цвета, звук короткий твердый – круг синего цвета, короткий мягкий звук – круг зеленого цвета. Я предлагаю Вам определить, какие звуки прячутся в наших буквах. Под буквами Вы будите выкладывать круги, проговаривая какие звуки «живут» в этих буквах.

Дети называют буквы и определяют какие в ней «живут» звуки.

Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем. И проведем настоящую цирковую разминку.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята-акробаты. (шаги на месте)

Раз-прыжок, два-хлопок, (прыжок,хлопок)

Можем прыгать весь урок. (прыжки на месте)

Педагог: Молодцы. Присаживайтесь.

Дифференциация понятий «звук» - «слово»

Педагог: Мы с вами вспомнили, чем звуки отличаются от букв. Но звуки дружат друг с другом и складываются в слова. Чем же отличаются звуки от слов? (ответы детей)

Педагог: Правильно. Звуки мы с вами только слышим и произносим. Звуки не обозначают никаких предметов, а вот слова, мы можем увидеть и написать. Слова обозначают разные предметы, явления. Скажите мне, пожалуйста, а «заяц» - это слово или звук? (ответы детей)

Педагог показывает игрушку кошку.

Педагог: Почему это слово? (ответы детей)

Педагог: Правильно, зайца мы можем увидеть, потрогать. Заяц - это дикое животное. Сегодня на слайдах мы с Вами видели много других диких животных, которые с удовольствием показывали нам чудесные трюки. Но кроме животных, фокусников и акробатов, в цирке немало других артистов и мне кажется кому-то не терпится выступить!

Педагог загадывает загадку.

В цирке он смешнее всех

У него - большой успех,

Только вспомнить остается,

Весельчак тот как зовется.

(Клоун)

Педагог демонстрирует игрушку клоуна.

Педагог голосом клоуна: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Меня зовут клоун «Цыц». Всем на удивленье начну я представленье!

Педагог: Здравствуй, клоун! Какое смешное у тебя имя! Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна? Ответы детей.

Педагог: Правильно: «Цыц»! Действительно, очень странное имя: «Цыц». Какой звук повторяется в имени клоуна?

Ответы детей.

Педагог: Давайте все вместе произнесем этот звук : «ц-ц-ц». Скажите, этот звук долгий или короткий? Ответы детей.

Педагог: Правильно, короткий, и всегда твердый как камень: «ц-ц-ц». А кружочком какого цвета мы будем его обозначать?

Ответы детей.

Педагог: Твердый короткий звук мы с вами обозначим кружочком синего цвета. Ребята, клоун «Цыц» говорит, что в цирковом представлении сегодня примут участие только дрессированные животные.

Отработка навыка слогоделения. Определение местоположения звука в слове.

Педагог: А сейчас закройте, пожалуйста, глазки.

Педагог вывешивает картинки со звуком «Ц» : заяц, цыпленок, лисица, цапля.

Педагог: Открывайте глазки! Давайте поприветствуем артистов!

Аплодисменты.

Педагог: Ребята, кто же примет участие в представлении? Необходимо назвать слово, в названии которого есть звук «Ц». Кто нашел такое слово, поднимите руку.

Ребенок называет слово со звуком «Ц». Педагог прохлопывает это слово.

Педагог: Давайте все вместе прохлопаем это слово. Сколько раз мы прохлопали? (ответы детей) Правильно. Это слово – длинное или короткое? (ответы детей).

Педагог: А сейчас ты будешь фокусником и будешь заколдовывать это слово. В какую фигуру мы заколдовываем слова?

Ответы детей.

Педагог пишет слово на доске, ребенок «заколдовывает» его в прямоугольник и делит на части в зависимости от количества слогов.

Педагог: Ребята, а где спрятался звук «Ц» в этом слове: в начале, в середине, в конце слова? Давайте еще раз произнесем это слово. (Все произносят слово с выделением звука «Ц»)

Педагог: А кружком какого цвета мы обозначим звук «Ц»?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, в каких еще словах спрятался звук «Ц»?

Ответы детей.

Педагог: Где спрятался звук «Ц» : в начале, в середине, в конце слова?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Ребята, а сейчас клоун «Цыц» обьявляет антракт - перерыв циркового представления.

Педагог благодарит детей за работу, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Перемена.

Знакомство с буквой «Ц».

Педагог: Наше представление продолжается. Клоун «Цыц» хотел бы познакомить Вас с еще одной артисткой цирка.

Педагог читает стихотворение про букву Ц.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Выставляется изображение буквы Ц

Педагог: Это буква «Цэ». Ребята, а на что она похожа?

Ответы детей.

Педагог: В букве «Цэ» живет звук «Ц». Давайте назовем слова с буквой «Цэ».

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! А сейчас мы чудеса покажем Клоуну «Цыц» как работаем в тетради.

Работа в тетради.

Педагог: Сегодня мы поучимся писать букву «Ц» в тетрадках в клеточку. Вначале посмотрите, я на доске покажу как она пишется (педагог показывает образец написание буквы). Доставайте и открывайте свои тетрадки в клеточку, из пенала достанем простой карандаш.

Педагог проходит и прописывает всем детям образец написания буквы в тетрадках. Дети самостоятельно прописывают по одной строчке букву «Ц».

Педагог: Молодцы! Мы выполнили с Вами задание и теперь можем убрать тетрадки в папки, а карандаши в пеналы.

Педагог: Ребята, среди артистов цирка был цыпленок. Его зовут «Цып». Он совсем не давно выступает в цирке. Клоун «Цыц» хотел бы Вам рассказать историю, которая произошла с цыпленком, когда тот был совсем маленьким.

Педагог рассказывает рассказ А. Максакова «Цыпленок Цып».

У мамы курицы было 13 цыплят. Самого маленького звали «Цып». «Цып» был любопытным цыпленком. Однажды, собирая цветы, «Цып» увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела «Цыпа» домой и больше никуда не отпускала.

Педагог: Вот такая история, но потом цыпленок подрос, стал послушным и стал выступать в цирке. Вы все внимательно слушали историю «Цыпа»?

Педагог задает вопросы по тексту.

Педагог:

Сколько цыплят было у мамы-курицы?

Как звали самого маленького цыпленка?

Что увидел «Цып», когда собирал цветы?

Куда чуть не упал цыпленок?

Как мама-курица наказала «Цыпа»?

Ответы детей.

Педагог: А Вы слушаетесь своих мам?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! А сейчас давайте отдохнем! Всем животным в цирке необходима постоянная тренировка, чтобы выполнять сложные трюки. Вот и цыпленок «Цып» хочет пригласить Вас на зарядку.

Физкультминутка.

Раз-два-шли цыплята (шаги на месте,

Три-четыре-шли домой (прыжки на месте).

Вслед за ними плелся пятый (хлопают в ладоши,

Впереди бежал шестой (топают ногами).

Педагог: Молодцы! Присаживайтесь! Здорово потренировались, размяли наши ножки, а теперь дадим работу рукам. Достанем тетрадь «От слова к звуку». Находим страницу 24. (Педагог пишет на доске число 24).

Педагог: Поставьте пальчик на цифру 2 в красном квадратике. (Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру).

Педагог: Хорошо! Пальчики можно убрать. Ребята, клоун «Цыц» любит сочинять стихи, но сегодня нужна Ваша помощь, что-то у него не получается, а у Вас есть картинки-подсказки.

Педагог читает предложения.

*Зиме конец летит (скворец).

Педагог: Какой звук стоит в конце слова «скворец»? Какой это звук? (Короткий твердый) Обозначаем кружком синего цвета, поэтому возьмем синий карандаш и обведем картинку-подсказку в кружок.

На доске педагог показывает, как это нужно сделать.

Аналогичная работа проводится с двумя предложениями, картинки обводятся синим карандашом.

*По ветке ползет (гусеница).

*Сахар кладут в (сахарницу).

Педагог: Молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол)

III. Заключение

Педагог подводит итоги занятия.

Педагог: Сегодня у нас с Вами получилось очень необычное занятие. Мы не только вспомнили, чем отличаются долгие звуки от коротких, буквы от звуков, познакомились с новой буквой «Ц», узнали много слов, в которых есть эта буква. Мы помогали Клоуну сочинять стихи, познакомились с дрессированными животными, и даже поработали фокусниками.

Наше занятие подошло к концу. До свидания!

Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.

Публикации по теме:

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по предмету «Абвгдейка». «Звук «Ц». Твёрдые — мягкие согласные звуки».
Опубликовано: 28 января 2013 в 16:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД