Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Весна пришла» в средней группе

Зиятдинова Люция Рафкатовна
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Весна пришла» в средней группе

Ход занятия:

Вводная часть

(дети сидят полукругом на стульях)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Далеко ушла метель,

С крыши капает капель,

Солнце крепче припекает,

Под окном сугробы тают,

Небо чище, даль ясна –

Значит, на дворе…

Дети: Весна!

Воспитатель: Верно. Загадка о весне. А какое время года сейчас?

Дети: Тоже весна!

(Стук в дверь, появляется кукла Незнайка с сосулькой в руках). (Все действия и слова от имени Незнайки осуществляет воспитатель)

Незнайка: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!

Дети: Здравствуй!

Незнайка: Иду я, иду – и вдруг вижу – лежит на земле вот такой леденец (показывает сосульку). Думаю, дай возьму его с собой, всех ребят угощу в детском саду.

Воспитатель: Да ты что, Незнайка, это же не леденец! А что это, ребята?

Дети: Сосулька.

Воспитатель: А разве можно есть сосульки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, нельзя, Незнайка, есть сосульки. Вон она какая… (воспитатель трогает сосульку). Ребята, сами потрогайте ее. Только очень аккуратно – она острая. Ею пораниться можно.

(Дети трогают сосульку).

Воспитатель: Какая сосулька?

Дети: Холодная… мокрая… ледяная… острая…

(Воспитатель кладет сосульку в поддон с маленьким отверстием, отверстие которого закрыто).

Воспитатель: А почему нельзя есть сосульки?

Дети: Заболеть можно.

Сосулька острая – пораниться можно.

Грязная.

Незнайка: Теперь я понял, что сосульки есть нельзя. Спасибо, вам.

Я же к вам не просто так шел – я кое-что спросить хотел. Вот все говорят: «Весна пришла, весна пришла Откуда же они знают, что весна пришла…

Воспитатель: Незнайка, каждое время года отличается друг от друга погодой и изменениями в природе. Сегодня на занятии мы с ребятами будем говорить о весне. Если хочешь знать об этом времени года - оставайся с нами.

Незнайка: Здорово! Ну, конечно, я останусь!

Воспитатель: Замечательно!

Основная часть

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, что происходит с началом весны в природе. Помните мы на прогулке наблюдали за солнцем, за снегом, за деревьями, за сосульками?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня на столе лежат картинки с признаками разных времен года. Нужно из них выбрать те, на которых изображены признаки весны. А помогут мне в этом… (Вызывает несколько детей I подгруппы, в которую входят дети со средним уровнем развития).

А остальные дети будут проверять правильно ли они выполнили задание.

(Воспитатель уточняет у вызванных детей, правильно ли они поняли задание)

Воспитатель: Какие картинки вы должны отобрать?

Дети: Где нарисована весна.

(Названные воспитателем дети отбирают картинки с весенними признаками). (Каждый ребенок демонстрируют картинку, которую выбрал и называет признак весны, изображенный на рисунке).

(Дети II подгруппы, с более высоким уровнем развития, проверяют правильность выполнения задания детьми I подгруппы, исправляют их ошибки).

(Если все дети затрудняются в выборе картинки, воспитатель задает наводящие вопросы, которыми помогают сделать детям правильный выбор).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь давайте поиграем в игру «Весенняя цепочка». Из тех картинок с признаками весны мы будем строить весеннюю цепочку, в которой покажем Незнайке, как связаны между собой весенние явления.

Весной светит яркое солнышко. (Воспитатель называет имя ребенка, в руках у которого картинка «светит солнце», вставай вот сюда – твоя картинка будет первым звеном в нашей цепочке. (Ребенок, в руках у которого картинка «светит солнце» встает первым звеном).

Что первым делом происходит весной, когда начинает припекать солнце? Кто должен встать со своей картинкой следом за … (Воспитатель называет имя ребенка, в руках у которого картинка «светит солнце»? (Ребенок, у которого в руках картинка «тает снег» встает в цепочке вторым звеном)

(Дети выстраиваются в нужной последовательности: «светит теплое солнце» - «тает снег» - «тают сосульки» - «появляются лужи» - «бегут ручьи» - «распускаются почки»).

(Если дети I подгруппы (со средним уровнем развития) затрудняются в выполнении задания, им помогают дети II подгруппы (с более высоким уровнем развития).

(Если все дети затрудняются в выполнении задания, воспитатель задает наводящие вопросы, которыми помогают сделать детям правильный выбор).

Незнайка: Молодцы! Теперь я понял, как появляются звонкие весенние ручейки.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Ручеек». Ребята, встаньте друг за другом.

Физминутка «Ручеек» (дети II подгруппы встают. Все дети встают в колонну по одному и бегут «змейкой»)

Ручеек, ручеек,

Ты, как ниточка, идешь.

Под тобой блестит песок.

Весел ты, хоть неглубок.

Неширок ты, ручеек,

Неглубок ты, ну так что ж!

Ручеек, ручеек,

Ты бежишь и ты поешь!

Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места.

(Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, послушайте небольшой рассказ.

Весенний ручей бежал по поляне среди мокрого снега и радостно звенел:

— Буль-буль-буль! Смотрите, какой я сильный, я пробил себе дорогу в снегу.

— Чего радуешься, глупый? — забулькало болото на краю поляны. — Ты родился из талого снега. Когда весь снег растает, ты исчезнешь.

— Ну и что! — засмеялся ручей. — Я полон живой весенней воды. Я напою этой водой землю, и она зазеленеет. Я напою деревья и кусты, и из почек вылезут листочки. Я несу жизнь!

Как вы думаете, почему ручеек считает, что в нем живая вода?

Дети: Потому что он поливает землю и помогает расти растениям.

Воспитатель: Верно. Ручейки впитываются в землю, и земля покрывается зеленой травкой, а на деревьях и кустах появляются маленькие нежные листочки, как на этой веточке. (Показывает детям веточку с молодыми листиками). Эту березовую веточку я принесла с улицы. Она стояла в вазе с водой у нас в группе.

(Дети рассматривают веточку березы).

Как вы думаете, почему на нашей ветке листочки уже распустились, а на улице деревья еще без листьев?

Дети: Потому что на улице еще холодно, а у нас в группе тепло.

Воспитатель: Правильно. Для роста растениям необходима теплая земля. На улице холодно, земля еще не прогретая - деревья спят. Теплое весеннее солнце растопит снег, лед и сосульки, прогреет землю, даст деревьям свет, ручейки польют их, и деревья проснуться.

Ребята, давайте сегодня на прогулке сгребем снег к деревьям, чтобы земля накопила побольше воды. Поможем нашим деревьям, позаботимся о них?

Дети: Да.

(Воспитатель незаметно открывает отверстие в поддоне, где лежала сосулька). (Слышаться звук капели)

Воспитатель: Ребята, слышите… Как будто бы что-то капает… Кап-кап-кап…Что это может быть?

Дети: 1. Вода капает.

2. Кто-то плачет.

3. Сосулька тает.

Незнайка: Это же моя сосулька! А где же она? И почему на полу столько воды… Куда же подевалась моя сосулька?.

Воспитатель: Ребята, куда делась сосулька, которую принес Незнайка?

Дети: Сосулька растаяла.

Незнайка: Почему так получилось?

Дети: Потому что у нас в группе тепло.

Воспитатель: Незнайка, ребята правы - мы же только сейчас об этом говорили, что снег, лед и сосульки таят от тепла. Посмотри, какая вода от сосульки грязная, а ты хотел ее съесть.

Незнайка: Я понял, сосульки есть нельзя.

Когда капала сосулька, мы все слышали звук капели. Ребята, звук падающих капелек тающего снега называют «капель». В народе говорят, что капель – это музыка весны.

Дети, давайте поиграем в игру «Капель».

(Дети встают и вместе с воспитателем хором повторяют слова)

Физминутка «Капель»

Звонко капают капели

Возле нашего окна, (Взмахивают кистями рук)

Птицы весело запели:

Чив-чив-чив-пришла весна! (Махают руками)

Ребятки, садитесь на свои места.

(Дети садятся)

(Слышатся пение птиц)

Воспитатель: Ребята, что вы слышите?

Дети: (отвечают с места)

1. Птицы поют

2. Воробей чирикает

3. Голоса птиц

4. Крик птиц.

Воспитатель: Это птицы поют. Они весне радуются. Повсюду слышны трели, песни, чириканья, мелодичный свист. Как вы думаете, о чем поют и чему радуются птички?

Дети: 1. Они рады солнцу.

2. Птицы рады теплу.

3. Птицы рады, что растает снег и будет много еды.

Воспитатель: Да, верно. Птицы радуются теплу и солнечным лучам. Как радуются воробьи весне? Вспомните, мы с вами наблюдали на прогулке.

Дети: Звонко чирикают, весело подпрыгивают, купаются в лужах.

Воспитатель: Правильно. Вороны тоже радуются наступлению весны: распускают хвосты, подергивают крыльями и хрипло орут. Голубиные воркования доносится со всех концов городских дворов весной. Все радуются весне!

Но в начале весны погода еще холодная, снег не растаял, и птицы не могут найти себе корм. В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду о них нужно заботиться. Что мы для этого делаем?

Дети: Насыпаем крошек в кормушку.

Даем семечки, сало.

Воспитатель: Да, Незнайка, мы каждый день, выходя на прогулку, берем с собой хлебные крошки и подкармливаем птиц, потому что птицы – наши друзья и красота природы.

Заключительная часть

Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось наше занятие о весне?

Незнайка: Да, теперь понял по каким признакам люди определяют, что пришла весна. Только я не знаю, что весной – хорошо, а что плохо.

Воспитатель: Ребята, что хорошего в том, что приходит весна?

Дети: Светит солнце, поют птицы, звенит капель, распускаются листочки, появляется травка.

Воспитатель: А что плохо?

Дети: Кругом лужи, грязный снег, можно промочить ноги.

Воспитатель: Ребята, а еще нельзя ходить весной под крышами домов. Это опасно – с крыш могут упасть сосульки. И по лужам не надо ходить – и тогда весна будет приносить только радость!

На дворе стоит весна!

После зимней лютой стужи,

Просыпается от сна

Вся природа. Даже лужи

Не покроет лед за ночь,

Гонит солнце зиму прочь!

Набухают соком почки,

И зеленые листочки

Скоро в струях ветерка

Заиграют! А пока

Цвета солнца у реки

Появились огоньки!

Все! Закончились морозы!

Распускаются мимозы!

Незнайка: Ребята, вы много хорошего знаете о весне. Теперь я знаю, что пришла весна. Спасибо вам. До свидания.

Дети: До свидания!

Воспитатель: До свидания!

Воспитатель:Вы все сегодня хорошо занимались. И поэтому весна приготовила вам подарки. (Воспитатель раздает детям календарики с изображением весенних примет.) Понравились вам подарки?

Дети: Да! Спасибо!

Воспитатель: На прогулке мы с вами понаблюдаем, как природа оживает от зимнего сна, как появляются на деревьях первые листочки и трава.

Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по теме «Ранняя весна» в средней группе.Конспект НОД по теме «Ранняя весна» в средней группе. Цели: 1. Расширять и углублять знания о весне, сезонных изменениях в природе. 2. Учить детей правильно употреблять в речи простые предлоги.

«К нам весна шагает!». В начале весны солнце раньше встает, дольше светит; все короче становится ночь, все длиннее - день. К нам весна шагает Быстрыми шагами,.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Весна пришла» в средней группе
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 19:39
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...