Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы»

Юлия Николаевна Новикова
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы»

Конспект открытого занятия по развитию лексико – грамматического строя речи и развитию связной речи.

Тема. Перелётные птицы.

Цели:

- обогащение и расширение словарного запаса;

- закрепление в речи усвоенных ранее грамматических единиц.

Задачи:

- формировать у детей обобщающее понятие «перелётные птицы», закреплять сформированные ранее понятия «домашние птицы», «Зимующие птицы»;

- продолжать учить детей находить общее и различное между двумя объектами, сравнивая их между собой;

- закрепление умения изменять существительные по падежам (Р. п., Д. п.) и по числам (мн. ч., Р. п.);

- продолжать формировать умение детей образовывать притяжательные прилагательные;

- формировать у детей пространственную ориентацию, закреплять умение адекватно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами «за», «перед», «между»;

- продолжать учить детей составлять краткое описание объекта с выделением существенных признаков;

- развивать внимание, память, мышление.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто вспомнит, кто как голос подаёт:

Собака – лает

Лошадь – ржёт

Жук – жужжит

Змея – шипит

Петух – кукарекает

Лягушка – квакает

Кошка – мяукает

Утка – крякает

Корова – мычит

Лев – рычит

Ворона – каркает

2. Беседа.

- Ребята, как можно назвать одним словом тех, кто нарисован на картинках?

- Скажите, что общего у всех птиц, чем они похожи?

- А чем отличаются?

- А ещё чем?

- Правильно некоторые птицы живут рядом с домом, за ними ухаживает человек – это птицы домашние, а остальные птицы живут сами по себе. Они – дикие.

- Каких вы знаете домашних птиц? А диких?

(дети отвечают, ориентируясь на выставленные картинки)

3. Упражнение «Распредели птиц».

- Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

- Правильно, зимующие.

- А кто знает, как называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края?

- Конечно эти птицы называются перелётные.

(на наборном полотне – кормушка и картинка, изображающая тёплую южную страну)

Логопед указывает на птиц и по очереди спрашивает детей:

- Саша, кто это? (это воробей)

- Куда ты поставишь эту картинку? Почему? (на кормушку, потому что воробей – это зимующая птица) и т. д.

Для усложнения детям даётся несколько домашних птиц.

4. Упражнение «Один – много»

- Итак, здесь у нас с вами зимующие птицы, а здесь перелётные. Почему эти птицы называются «зимующие»? А почему эти птицы называются «перелётные»?

- Ребята, а птицы по одной улетают на юг, или их собирается много? А как мы говорим, когда летит много птиц?

- Стая. (повторить хором)

- Это один лебедь, а в стае много….

- Это одна ласточка, а в стае много….

Журавль - …

Аист - ….

Грач - ….

- А зимующие птицы собираются в стаи?

- Это одна ворона, а в стае много….

- Это один воробей, а в стае много….

Синица - ….

Голубь - ….

(все формы множественного числа дети повторяют хором)

5. Физкультминутка.

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся, кто-то по лесу крадётся.

Зайка путает следы – убегает от беды.

Прыгнул в бок – и оглянулся, и под кустиком свернулся,

Словно серенький клубок, чтоб никто найти не смог!

6. Игра «Скажи, где птица

Дети выходят в игровую зону и садятся полукругом.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Вы превратитесь в птиц.

Детям надевают шапочки с изображением воробья, грача, ласточки, журавля, лебедя, голубя. Каждого ребёнка спрашивают, в кого он превратился, остальные дети оценивают правильность выполнения.

- Здесь встанет журавль. Перед журавлём встанет грач. Между журавлём и грачом встанет голубь. За голубем встанет воробей. Слева от воробья встанет ласточка. Справа от грача встанет лебедь.

- Кто стоит между журавлём и грачом?

- Кто стоит слева от воробья? И т. д.

Вопросы играющим детям: - Воробей, ты где стоишь?

Облегчённый вариант: - За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь?

Затем дети меняются местами: наблюдающие становятся играющими.

7. Упражнение «Чьё перо?»

Шестеро детей в шапочках птиц. Остальным логопед раздаёт птичьи перья: лебединое, грачиное, ласточкино, голубиное, воронье, журавлиное.

- Ребята, я вам раздала пёрышки птиц, вы на них внимательно посмотрите и решите, кому отдадите их. Вопрос каждому ребёнку:

- Кому отдашь перо?. Значит это чьё перо?

Затем дети повторяют притяжательное прилагательное хором.

8. Упражнение «Отгадай птицу»

- Ребята, сейчас я загадаю птицу и расскажу про неё, а вы должны догадаться, какую птицу я загадала.

….

- А теперь вы сами будете загадывать друг другу такие загадки про птиц.

9. Итог занятия.

- О ком говорили?

- Что у всех птиц общего? Чем они различаются?

- Каких вы знаете перелётных птиц?

- Почему они называются «перелётные»?

- Каких знаете зимующих птиц?

- Почему они называются «зимующие»?

Публикации по теме:

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Творческий проект «В гостях у сказки» цели и задачи проекта ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 18:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...