Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы»

Юлия Николаевна Новикова
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы»

Конспект открытого занятия по развитию лексико – грамматического строя речи и развитию связной речи.

Тема. Перелётные птицы.

Цели:

- обогащение и расширение словарного запаса;

- закрепление в речи усвоенных ранее грамматических единиц.

Задачи:

- формировать у детей обобщающее понятие «перелётные птицы», закреплять сформированные ранее понятия «домашние птицы», «Зимующие птицы»;

- продолжать учить детей находить общее и различное между двумя объектами, сравнивая их между собой;

- закрепление умения изменять существительные по падежам (Р. п., Д. п.) и по числам (мн. ч., Р. п.);

- продолжать формировать умение детей образовывать притяжательные прилагательные;

- формировать у детей пространственную ориентацию, закреплять умение адекватно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами «за», «перед», «между»;

- продолжать учить детей составлять краткое описание объекта с выделением существенных признаков;

- развивать внимание, память, мышление.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто вспомнит, кто как голос подаёт:

Собака – лает

Лошадь – ржёт

Жук – жужжит

Змея – шипит

Петух – кукарекает

Лягушка – квакает

Кошка – мяукает

Утка – крякает

Корова – мычит

Лев – рычит

Ворона – каркает

2. Беседа.

- Ребята, как можно назвать одним словом тех, кто нарисован на картинках?

- Скажите, что общего у всех птиц, чем они похожи?

- А чем отличаются?

- А ещё чем?

- Правильно некоторые птицы живут рядом с домом, за ними ухаживает человек – это птицы домашние, а остальные птицы живут сами по себе. Они – дикие.

- Каких вы знаете домашних птиц? А диких?

(дети отвечают, ориентируясь на выставленные картинки)

3. Упражнение «Распредели птиц».

- Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

- Правильно, зимующие.

- А кто знает, как называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края?

- Конечно эти птицы называются перелётные.

(на наборном полотне – кормушка и картинка, изображающая тёплую южную страну)

Логопед указывает на птиц и по очереди спрашивает детей:

- Саша, кто это? (это воробей)

- Куда ты поставишь эту картинку? Почему? (на кормушку, потому что воробей – это зимующая птица) и т. д.

Для усложнения детям даётся несколько домашних птиц.

4. Упражнение «Один – много»

- Итак, здесь у нас с вами зимующие птицы, а здесь перелётные. Почему эти птицы называются «зимующие»? А почему эти птицы называются «перелётные»?

- Ребята, а птицы по одной улетают на юг, или их собирается много? А как мы говорим, когда летит много птиц?

- Стая. (повторить хором)

- Это один лебедь, а в стае много….

- Это одна ласточка, а в стае много….

Журавль - …

Аист - ….

Грач - ….

- А зимующие птицы собираются в стаи?

- Это одна ворона, а в стае много….

- Это один воробей, а в стае много….

Синица - ….

Голубь - ….

(все формы множественного числа дети повторяют хором)

5. Физкультминутка.

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся, кто-то по лесу крадётся.

Зайка путает следы – убегает от беды.

Прыгнул в бок – и оглянулся, и под кустиком свернулся,

Словно серенький клубок, чтоб никто найти не смог!

6. Игра «Скажи, где птица

Дети выходят в игровую зону и садятся полукругом.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Вы превратитесь в птиц.

Детям надевают шапочки с изображением воробья, грача, ласточки, журавля, лебедя, голубя. Каждого ребёнка спрашивают, в кого он превратился, остальные дети оценивают правильность выполнения.

- Здесь встанет журавль. Перед журавлём встанет грач. Между журавлём и грачом встанет голубь. За голубем встанет воробей. Слева от воробья встанет ласточка. Справа от грача встанет лебедь.

- Кто стоит между журавлём и грачом?

- Кто стоит слева от воробья? И т. д.

Вопросы играющим детям: - Воробей, ты где стоишь?

Облегчённый вариант: - За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь?

Затем дети меняются местами: наблюдающие становятся играющими.

7. Упражнение «Чьё перо?»

Шестеро детей в шапочках птиц. Остальным логопед раздаёт птичьи перья: лебединое, грачиное, ласточкино, голубиное, воронье, журавлиное.

- Ребята, я вам раздала пёрышки птиц, вы на них внимательно посмотрите и решите, кому отдадите их. Вопрос каждому ребёнку:

- Кому отдашь перо?. Значит это чьё перо?

Затем дети повторяют притяжательное прилагательное хором.

8. Упражнение «Отгадай птицу»

- Ребята, сейчас я загадаю птицу и расскажу про неё, а вы должны догадаться, какую птицу я загадала.

….

- А теперь вы сами будете загадывать друг другу такие загадки про птиц.

9. Итог занятия.

- О ком говорили?

- Что у всех птиц общего? Чем они различаются?

- Каких вы знаете перелётных птиц?

- Почему они называются «перелётные»?

- Каких знаете зимующих птиц?

- Почему они называются «зимующие»?

Публикации по теме:

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Творческий проект «В гостях у сказки» цели и задачи проекта ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 18:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Район «Птичий». Элементы весеннего оформления. Мастер-класс
Наступила весна. Вот уже на ветвях некоторых деревьев и кустарников появляются маленькие листочки. Прилетают птицы. Эти и другие приметы прихода весны...
Мое вдохновение — фотоотчет
Люблю цветы… Их столько самых разных… Гвоздики, розы, астры, васильки… Всем дарят нам они минутки счастья… Взглянул на них – и праздник для души. Галина...
Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников
Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Самостоятельная музыкально-игровая деятельность — одна из сложных форм музыкальной...
Фоамиран, что же это такое??
Фоамиран или пластичная замша является достаточно новым материалом, в состав которого входит венилацетат. Этот синтетический материал завозится в Россию...