Получи документы

Конспект открытого занятия по развитию речи «Беседа об осени»

Наталья Червинская
Конспект открытого занятия по развитию речи «Беседа об осени»

Конспект открытого занятия по развитию речи (старшая группа)

«Беседа об осени»

Цель:

Закрепить знания детей об осенних приметах

Программные задачи:

• Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

• Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

• Воспитывать бережное отношение к растениям и животнМатериал к занятию :

• Карточки с явлением природы по временам года;

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Беседа об осени“» размещена в разделах

Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру;

• Цветок «Годовик»

Предварительная работа:

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

• Экскурсия в лес

• Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина

Ход занятия:

Воспитатель: - «Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся»

Дети здороваются и садятся на свои места.

Воспитатель: - «Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение А. Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: - «Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?»

Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени».

Воспитатель: - «Почему это стихотворение грустное?»

Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

Воспитатель: - «Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы».

Дети выходят к доске и называют явления природы

Воспитатель: - «Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы» (весенние, летние, осенние). Вызванные дети выполняют задания

Воспитатель: - «Сколько месяцев в году?»

Ответы детей (в году 12 месяцев).

Воспитатель: - «Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?»

Ответы детей (К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: - «Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?»

Ответы детей (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей)

Воспитатель: - «А почему златоцветом?»

Ответы детей (листья на деревьях жёлтые)

Воспитатель: - «А почему рябинником и птичьей стаей?»

Ответы детей

Воспитатель: - «Как готовятся к зиме звери?»

Ответы детей (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище).

Воспитатель: - «Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?»

Ответы детей ( С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают).

Воспитатель: - «Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь».

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся (прыжок на месте)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель: - «Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?»

Ответы детей (Листопадом).

Воспитатель: - «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?»

Ответы детей (Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит).

Воспитатель: - «Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы».

«Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме»,

«Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду»,

«Паутина стелется по растениям – к теплу»,

«Гром в сентябре предвещает теплую погоду»,

«Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».

Воспитатель: - «Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?»

Ответы детей (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше).

Воспитатель: - «Какие улетают чуть позже?»

Ответы детей (Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды).

Воспитатель: - «Какие птицы улетают последними?»

Ответы детей (Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает).

Воспитатель: - «Какие птицы летят в одиночку?»

Ответы детей (Сокол и кукушка).

Воспитатель: - «Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?»

Ответы детей (Журавли летят клином).

Воспитатель: - «Утки как летят?»

Ответы детей (Утки летят правым фронтом).

Воспитатель: - «Как летят гуси?»

Ответы детей (Гуси летят косяком).

Воспитатель: - «Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?»

Ответы детей (Перелетными птицами).

Воспитатель: - «А птиц, которые зимуют у нас?»

Ответы детей (Зимующие птицы).

Воспитатель: - «В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?»

Ответы детей (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).

Воспитатель: - «Ребята, а чем занимаются люди в октябре?»

Ответы детей (Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту).

Воспитатель: - «Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».

Воспитатель: - «Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?»

Ответы детей («Ворота зимы», «предзимник»)

Воспитатель: - «Чем занимаются лесные жители в ноябре?»

Ответы детей (Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал).

Воспитатель: - «Какие работы у людей в ноябре?»

Ответы детей (Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки).

Воспитатель: - «Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?»

Ответы детей (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре).

Воспитатель: - «Молодцы ребята».

Воспитатель: - «Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму».

Итог занятия. Повторение.

Публикации по теме:

«Вот и осень наступила».«Вот и осень наступила».   Изменения в интерьере не только помогают детям чувствовать себя комфортно,но и способствуют познавательному развитию детей,.

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Осень».Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Осень». Тема: «Осень».                Дидактическая игра «Приметы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи «Беседа об осени»
Опубликовано: 10 марта 2012 в 14:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД