Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в зимнюю сказку».

Татьяна Валерьевна Олемская
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в зимнюю сказку».

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в зимнюю сказку».

Задачи.

Познакомить детей (на уровне языкового чутья) со способами образования притяжательных прилагательных в русском языке (следы лисы – лисьи, следы белки – беличьи и т. д.).

Упражнять детей в подборе однокоренных слов (снег, снежок, снежный и т. д.).

Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли (снежинки танцуют, словно балеринки).

Побуждать использовать в речи малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки и т. д.) , художественное слово.

Совершенствовать просодическую сторону речи: темп, силу голоса, ритм.

Закреплять умение осознанного построения текста описательного типа. Формировать умение составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе высказывания.

Развивать речевое дыхание (дифференцированное дыхание).

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Упражнять детей в способах релаксации.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Воспитывать любовь к зимней природе, к родному языку.

Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Предварительная работа.

Игры и упражнения: «Скажи, какой (какая, какое, какие?», «Живые слова», «О чём можно так сказать, «Скажи по-другому», «Загадка», «Кто внимательный», «Чьи хвосты»?

Этюды: «Я – листочек», «Я – снежинка», «Я – снег», «Я – дерево», «Я – ёлка», «Я – осень», «Я – зима», «Я – ветер».

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа.

Дидактическая игра (нетрадиционная) «Зимние наряды».

Чтение стихотворения о зиме.

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме.

Оборудование.

1. Диск с музыкой А. Вивальди «Времена года. Зима».

2. Стрелки с символами-заданиями.

3. Декорации: волшебный лес (несколько ёлочек, пенёк).

4. Снежинки на ниточках.

5. Следы белки, лисы, волка, зайца (из самоклеющейся бумаги) под ёлками.

6. Снежный ком для игры.

7. Большой конверт с письмом и заданием (игры «Собери снежные комья», «Найди слово»).

8. Пуховый белый платок со снежинками; 4 снежинки разной величины с заданиями.

9. Карточки с ритмическим рисунком.

10. Образные картинки с изображением зимы.

11. Полотно для картинок.

Ход занятия.

Под аудиозапись тихой музыки дети заходят в комнату.

Дети, сегодня в нашей волшебной комнате нас ждут чудеса. Я – хозяюшка этой комнаты – приглашаю вас в мир чудес. Добро пожаловать! А вот и чудеса! (Показать на стрелочки на полу). Что здесь написано? (Рассмотреть стрелки с изображениями символов, прокомментировать условия-задания).

Направо пойдёшь – в волшебный лес попадёшь.

В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь.

Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь.

Письмо найдёшь – пуховый платок возьмёшь.

Готовы отправиться в волшебный лес за сказкой? (Ответы детей)

Направо пойдёшь – в волшебный лес попадёшь.

Разве не чудо – этот волшебный зимний лес? Вот зима – кругом бело, много снега намело… Так хочется полюбоваться снегом белым! Так прекрасен снег, что даже не знаю, как выразить свои чувства словами. Может вы, дети, подскажете? (Ответы детей: ни в сказке сказать, ни пером описать; ни в сказке сказать, ни словом описать). А как можно сказать, если хочется смотреть на эту красоту всё время? (Ответы детей: смотреть не отрывая глаз; не оторвать взгляд; не сводить глаз; глядеть во все глаза). А как можно сказать, если невозможно остановить взгляд на чём-то одном? (Ответы детей: глаза разбегаются).

А ведь на самом деле глаза разбегаются. Посмотрите, какие красивые снежинки – одна другой краше! Ветер дует слабо – легко, медленно кружатся снежинки. Сильнее подул – быстрее закружились снежинки. (Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом; вдох ртом, выдох ртом).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

Дети, скажите, на что похож снег? С чем его можно сравнить? (Ответы детей: с белыми мухами, с белыми мошками, белой мошкарой, с одуванчиковыми «парашютиками», с белыми бабочками, с лебединым пухом и пёрышками, белоснежными хлопьями, мягкой манной кашей, яблоневыми лепестками, балеринками в серебристых платьях).

Снежок плавно кружится в воздухе, а наша дорога идёт дальше в волшебный лес. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В волшебном лесу и снежок волшебный. В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь.

Снежок рассказы стал писать

Совсем не так, как мы.

Он пишет грамотно всегда

Про разные следы.

Вот здесь лиса сейчас прошла,

Вот заяц проскакал,

Под ёлкой белочка была,

Волк под гору бежал.

Как много следов! Это чьи следы? Не знаете? Следы лисы. А как сказать одним словом? Чьи следы? Лисьи. А как сказать о следах зайца? Белки? Волка? (Ответы детей: заячьи, волчьи, беличьи). Дети, а как называют лису? (Ответы детей: хитрая плутовка, лисица - разбойница, кумушка - лиса, лиса – всему свету краса, Лиса Патрикеевна, рыжая разбойница). А как волка называют? (Волчище – серый хвостище, волк – зубами щёлк, серый разбойник). Дети, а что про зайца говорят? (Ответы детей: косой, трусишка зайка серенький, заяц – длинные уши, короткий хвост, комочек пуха, длинноухий, скачет белый воротник). А как белку называют? (Ответы детей: рыжий циркач, быстра, как мяч, острозубая рыжуля, любопытная, как Варвара, рыжий мячик резвится на снегу).

Ребята, давайте поторопимся. Долго ли, коротко ли, а поторопиться надо. Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь. Где же оно? (Дети ищут письмо).

Давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю сказки, волшебство и хочу порадовать вас чудесами. Соберите снежные комья – и вы узнаете, кто написал это письмо. В голубых пуговицах я спрятал слово. Прочитайте его в направлении от большой буквы к маленькой».

(Дети выкладывают снеговика и читают слово «снег»).

А вы помните, дети, как мы ждали снег? Что говорили?

Падай, падай,

Снег, снег!

Радуй, радуй

Всех, всех!

Падай, падай

На село,

На гусиное

Крыло.

Поле белым

Укрывай –

Будет летом

Каравай!

А почему так говорят: «Поле белым укрывай – будет летом каравай!»? (Ответы детей). Речь красна с пословицей, красна речь поговоркою. Давайте вспомним пословицы, поговорки о зиме, снеге. (Ответы детей: лето – припасиха, зима – поедиха; лето – припасиха, зима – подбериха; зимой снега не выпросишь).

Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Оказывается, письмо от снеговика. А вы помните, как можно снеговика назвать? (Ответы детей: страж порядка). Почему? (Ответы детей). Молодцы, дети, задание снеговика выполнили, слово нашли. Всё-то вы знаете, а что же дальше? (Ответы детей).Верно: письмо найдёшь – пуховый платок возьмёшь. Где же пуховый платок? (Дети находят платок на пеньке).

Кто-то потерял платок. (Как бы невзначай развернуть его: платок разворачивается, из него сыплются снежинки). Я думаю, что это не простой платок. Это платок Зимушки. Она машет им, и землю укрывает белый пушистый снег. Вот какие чудеса! Очень их Зимушка-зима любит. И играть любит. Снежинки не простые – волшебные, на них игры зимние. (Взять самую большую снежинку и прочитать задание-загадку).

Белое покрывало всю землю укрывало. Что это? (Ответы детей: снег). Какие ещё вы знаете загадки про снег? (Ответы детей: Скатерть бела весь свет одела. Скатерть бела весь мир одела. Белая лебедь на яйцах сидит. Белый лебедь на гнезде сидит).

У слова снег есть слова – родственники. Становитесь в круг. Я буду бросать вам снежный ком, а вы называйте слова. (Ответы детей: снегопад, снегоход, снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка, снежки, снежный, заснеженный). (Взять снежинку поменьше и прочитать задание).

Красна речь слушаньем. О чём можно так сказать?

1. Они падают на землю, «как будто с яблонь лепестки». (О снежинках).

2. «… Белизной разольются

И укроют пушистою шубкой поля». (О снеге).

3. «… Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волшебными коврами

Среди полей, вокруг холмов». (О зиме).

4. Кто это «Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям – пушистые шапки,

Ёлочкам – варежки вяжет на лапки»? (Зима).

Дети, а как ещё можно сказать о зиме красивыми словами? (Ответы детей: белая лебедушка, зима - мастерица, зима - рукодельница, невидимка, снежная царица, волшебница - зима, белокурая красавица, чародейка - зима, седая хозяйка, зима - Белоснежка и т. д.)

(Взять самую маленькую снежинку и прочитать задание).

Последняя игра Зимушки.

Почему так говорят?

1. Саночки – самокаточки. (Ответы детей: «Сани сами катят, сами ехать хотят!»).

2. Снегурки режут лёд. (Ответы детей: снегурки – это коньки, лезвия у них острые, как нож).

Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, леденьё пришло… А старик у ворот тепло уволок, кто такой, дети? (Ответы: мороз).

На морозе мёрзнут звери, птицы, люди. Как говорят, если очень сильно замёрз? (Ответы: до костей промёрз, зуб на зуб не попадает). Кто сильнее замёрз? Покажите! А теперь стряхните холод! (Изометрическое упражнение).

Физминутка.

Чтобы согреться, нужно двигаться. Можно хлопать и топтать. (Выполнить ритмическое упражнение 2 раза с использованием карточек с ритмическим рисунком).

Мы замёрзли с вами! Да-да-да!

И стучим зубами. Да-да-да!

Хлопаем руками. Да-да-да!

Топаем ногами. Да-да-да!

Можно кататься на санках с горы, играть в снежки, кататься на лыжах, на коньках. (Пальчиковая гимнастика).

Мороз не велик, да стоять не велит. Отправляемся на каток. Вот вам по паре коньков, наденьте, крепко зашнуруйте. А теперь кто куда – скользите, наслаждайтесь танцами на льду!

Фигуристами мы станем.

На коньках скользим по льду.

Класс высокий всем покажем

И подпрыгнем на бегу.

Как волчок кружиться будем,

Ласточкой парить легко.

Острые, стальные кони

Понесут нас далеко.

Дети выполняют движения под музыку А. Вивальди «Времена года. Зима».

Молодцы, вы очень хорошие фигуристы!

Ну, что, дети, согрелись? Приглашаю вас в свою избу сказок. У каждого из вас есть картинки. Рассмотрите их и расскажите, как нарядила зима всё вокруг.

Пришла зимушка – зима, а вместе с ней белая снежная сказка. В сказке много чудес, превращений. Замело землю снегом… (Дети рассматривают индивидуальные картинки. Ответы детей: пушистый белый ковёр лежал на земле; снег покрыл землю, словно белое покрывало; мохнатые белые шапки нахлобучили деревья; белыми платками покрылись крыши домов; белые косынки повязали зелёные ёлочки и надели белоснежные пушистые варежки; молочно-белые парчовые сапожки обули кусты; в узорчатую кружевную шаль укуталась ёлочка; снежинки кружатся в танце, словно балеринки, лыжи, словно вездеходы несутся через сугробы; снегурки режут лёд и слышится звонкое пение льдинок; снежки, словно мячики прыгают и летают и т. д.).

В процессе рассматривания поместить картинки на панно.

Дети, посмотрите, какая красивая картина получилась. Как хочется услышать рассказ по этой картине о зиме! Как будем описывать? Давайте подумаем, что надо сказать вначале? (Ответы: назвать, что описываем, объект речи). В какой последовательности будем рассказывать? О чём надо сказать в конце? (Ответы: своё отношение к зиме, картине зимы).

Ребята, кто хочет порадовать хозяюшку своим рассказом, используя красивые слова, которые сейчас мы с вами придумывали? Рассмотрите картину внимательно (2-3 детей рассматривают картину, составляют описательные рассказы).

Ребята, вам понравились рассказы? Мне тоже очень понравились рассказы, придуманные вами. Они были похожи на зимние сказки. Вы, как художники, нарисовали зимние картины, но только нарисовали их словами. И я записала ваши сказки на диктофон, чтобы отослать их зиме в подарок. Вы очень порадовали меня, я хочу вас обнять и пригласить на чаепитие. Ведь я – хозяюшка этой волшебной комнаты. Приглашаю вас попить чайку и отведать моего хрустящего печеньица – печенья вкусного, аппетитного, ароматного. Милости прошу.

Занятие заканчивается чаепитием. После чего пожелать детям весёлой прогулки.

Литература.

Г. Ванюхина, «Речецветик»; Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Старсо, 1993.

Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова, «Времена года». – М.: Просвещение, 2006. – (Серия «Дошкольный мир»).

Публикации по теме:

Музыкальные следыМузыкальные следы .

Наблюдения зимой «Следы на снегу»Наблюдения зимой «Следы на снегу» Выпал долгожданный снег! И на нём сразу же появились чьи-то следы. Их очень много! В нашем садике около 300 детишек и каждого привёл один.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в зимнюю сказку».
Опубликовано: 13 января 2013 в 23:01
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...