МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»

Екатерина Корабельщикова
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1371 «Крылатское»

Конспект

Образовательной ситуации по развитию речи

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Составила воспитатель

подготовительной группы №14

Корабельщикова

Екатерина Владимировна

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие по крестьянской избе“» размещена в разделах

Москва 2018 г.

Образовательная ситуация

по развитию речи

в подготовительной группе

«Путешествие по крестьянской избе»

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- приобщить детей к истокам русской народной культуры;

- продолжать знакомить детей с особенностями повседневного быта,

русской избой - жилищем крестьянской семьи.

- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, скороговорками, новыми словами (крыльцо, сени, горница, «красный угол», самовар, чаепитие)

Развивающие :

Развивать познавательный интерес детей; монологическую речь; коммуникативные умения при помощи сюжетно-ролевой игры «Встреча гостей» и народных игр.

Воспитательные:

Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям.

Словарная работа: Изба, крыльцо, сени, горница, чаепитие, самовар.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание поговорок,пословиц,скороговорок, загадок, стихотворений о предметах старинной утвари и предметах быта в русской избе.

-1-

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация: «Путешествие по крестьянской избе»

Ход образовательной ситуации:

1. Организационный момент:

Педагог:

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

- Прошу проходите в избу, будьте как дома, присаживайтесь.

Пословица: Сядем рядком, да поговорим ладком.

(Что она означает эта пословица? Ответы детей).

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека есть дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

- Где мы себя чувствуем лучше дома или в гостях (Ответы детей)

- Как вы думаете почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

(Что означает эта пословица? Ответы детей).

В старину люди строили себе жилище, в них можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей и погреться у огня.

- Из чего люди раньше могли построить себе дом? (Ответы детей)

- Из какого дерева?

-2-

Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосны и ели, а нижние бревна старались класть из лиственницы и дуба.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно хорошо и тепло в нем зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Хотели бы попасть в то время, когда нас с вами еще не было, а жили наши прабабушки, прадедушки, т. е. наши предки?

(На экране слайд с изображением русского быта)

Педагог: У меня есть зеркальце, которое поможет нам оказаться в прошлом и увидеть как жили наши предки.

«Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду расскажи,

Как жилось всем людям

В пошлом веке покажи…»

(музыкальное сопровождение)

II. Основная часть образовательной ситуации

Педагог:

Дом был и родовое гнездо, и жилище, и крепость крестьянина.

Пословицы про дом:

Дом мой – моя крепость. (Что означает эта пословица? Ответы детей)

-3-

Презентация: «Путешествие по русской избе»

Слайд 1.

Милости прошу в нашу избу.

Слайд 2

Вот вход в избу. Крыльцо- это «распахнутые руки» дома. Оно связывает дом с улицей, соседями.

Пословица:

Жить в соседях- быть в беседах. (Что означает эта пословица?. Ответы детей)

Теплыми летними вечерами собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

Слайд 3

Входя в избу каждый должен был наклонится, а то и шишку можно было набить. Дверь в избу была низкая, а порог, наоборот, высокий, чтобы меньше выходило тепло на улицу.

Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха.

С порогом было связано множество примет:

1. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало, немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом.

2. Нельзя было здороваться и прощаться, а также разговаривать друг с другом через порог.

3. Чужой, входя в избу, должен был встать у порога, пока хозяева не пригласят его войти и сесть.

Слайд 4

Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли теплый воздух дома от холода улицы. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в помещение, которое называлось сени.

Сени – помещение в избе, между крыльцом и горницей.

В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

Ребенок:

Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Пройдя крылечко расписное,

Мы входим в сени. Здесь темно,

И пахнет медом и травою!

Светёлка слева - тут тепло.

Слайд 5

В избе была одна комната. Стояли лавки, скамьи, на которых спали, деревянный стол и табуретки, сундуки для хранения вещей. Все эти вещи украшали резьбой по дереву и расписывали красками.

Горница – так называли комнату в избе.

Педагог:

А что, дети, самое главное в избе. Вы узнаете, отгадав загадку.

Чего из угла в угол не переставишь? (печь)

Слайд 6

Основное пространство избы занимала печь

Ребенок :

Вот печь! Полдома занимает!

Такую где теперь найдёшь?

Чугун со щами вынимают -

За Уши впрямь не оторвёшь!

А на печи ещё лежанка:

Болеешь - вот, погрей бока.

Полати, лавка и чуланчик -

Зимой держали здесь телка

-5-

Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись.

С печью были связаны весь быт и жизнь крестьянина.

Слайд 7

Профессия человека, который умел класть печь называется (печник).

(Ответы детей) Эта профессия дожила и до наших дней.

Педагог:

А кто из вас больше пословиц про печку знает?

(Ответы детей)

- Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.

- Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

- Что есть в печи, все на стол мечи.

- Гости на печь глядят, видно, каши хотят.

- Около печи нельзя не нагреться.

- Словно с печи свалился.

(Что означают эти пословицы? Ответы детей)

Слайд 8

Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.

- Вспомните сказки в которых говорится про чудесные печки.

(просмотр отрывков из мультфильмов и ответы детей)

- она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей,

- везет Емелю к царю.

Слайд 9

Печь делила избу на три части:

Слайд 11

- женская часть избы. Здесь командовала хозяйка. Все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка, висела люлька с ребенком.

-6-

Слайд 12

- мужская часть избы. Задний угол исстари был мужским. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. В этой части дома в ящике хранили инструменты.

Слайд 13

- «красный угол». Как вы думаете почему он так назывался? (Ответы детей)

То, есть «красивый». Здесь стояли стол, скамейки. Здесь принимали гостей.

Педагог:

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

- Что есть в печи- все на стол мечи.

-Не красна изба углами, а красна она пирогами.

- Умей в гости звать, умей и угощать.

(Что означают эти пословицы? Ответы детей)

Физкультминутка

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. (идём, руки на поясе)

Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)

Упираемся о пол (наклон)

Прямо дверь (поклон)

Над ней подкова (на носочки, руки вверх)

Чтоб семья была здорова.

Педагог:

А теперь давайте пройдем в избу и познакомимся с бытом крестьянской семьи и поиграем в игру: «Встреча гостей».

Дети осматривают экспозицию музея.

Их встречают две хозяйки избы в народных костюмах

Каравайщийца. 1 хозяйка избы

(девочка в народном костюме с караваем в руках) :

- Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

-7-

Дорогих гостей встречаем

Пышным, круглым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Хозяйка избы 1 и Хозяйка избы 2 приглашают всех детей за стол накрытый для чаепития.

2 Хозяйка избы

(девочка в русском народном костюме).

- По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом-солью.

Преподаватель:

Главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай.

Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, поэтому каравай- это круглый хлеб.

Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и земля круглая!

Поэтому и хлеб символ жизни – был круглый. Ну а женщины, которые преподносили каравай, назывались каравайщицами.

Относились к ним с почтением и величали честнохваленой каравайщицей.

Встречайте нашу каравайщицу и приготовьтесь ответить на вопросы.

Каравайщица. Хозяйка избы 1

(девочка в русском народном костюме, в руках карточки с ответами на загадки)

- Что я положила в тесто, чтобы получить хороший каравай?

- Думайте и отвечайте. (после ответов детей показывает картинки с правильными ответами)

- Я положила то, что в воде родиться, а воды не боится. (Соль)

Также я положила:

- Не солено, не варено, а едят. (Молоко)

-8-

- В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)

- Бел, как снег, а в чести у всех. (Сахар)

- А что я забыла назвать? (Муку)

Педагог:

- Дети вы знаете пословицы про хлеб?

Без соли, без хлеба – не будет обеда.

Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается.

Живот без хлеба не проживет.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

(Что означают эти пословицы? Ответы детей)

Хозяйка избы 1 .Каравайщица.

Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!

Хозяйка разламывает каравай на куски

(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

Педагог:

Гостям-то, известно дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка избы 2

В тесноте да не в обиде.

Хозяйка избы 2

Как для вас, мои друзья, наварила, напекла:

Девяноста два блина, два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найдете едаков.

Хозяйку потешьте – кашу поешьте.

Дети пробуют каравай.

-9-

Педагог:

Эй, друзья! Хватит молча жевать.

Пора загадку мою отгадать:

Стоит толстячок, подперевши бочок.

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

(Ответы детей)

Педагог:

Любили на Руси мастеровые люди показать мастерство, деловитость. Например, самовар. Каждый старался краше других сделать свой самовар. Самовар – желудь, самовар – шар, самовар – петух. А в 18 веке на Руси были изготовлены самовары для каши и щей.

Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол-литра воды, а большой 37 литров.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Педагог:

- Дети вы знаете пословицы про чай?

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – забудешь тоску.

От чая лихо не бывает.

Чаем на Руси никто не подавился.

(Ответы детей. Обсуждение с детьми смысла пословиц)

Игра «“Вкусные слова”

Дети сидят за столом, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени говорит:

«Я люблю пить чай с (называет кондитерское изделие) и предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает».

Затем кладет воображаемый предмет на свою ладошку и говорит:

«Я люблю пить чай с ….(называет кондитерское изделие) и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т. д.

-10-

Педагог:

- Еще холодными вечерами собиралась молодежь, пила чай из самовара, вместе пели, танцевали, играли в русские народные игры, да упражнялись в красноречии.

Педагог:

Ну- ка кто из вас скороговорки говорить горазд?

Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:

1. На гармошке громко заиграл Еремка.

2. Прохор и Пахом ехали верхом.

Играли в словесные игры:

Игра “Узнай меня”

Педагог раздает детям предметные картинки (предметы быта в русской избе).

Дети должны по очереди указать признаки предмета;

дать его описание: цвет, форма, из какого материала сделан;

его предназначение. При этом не называть сам предмет.

Остальные дети угадывают о каком предмете шла речь.

Водили хороводы:

Хороводная игра «Клубочек».

Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доли- доли- доли,

Нитка дали- дали- дали.

/Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. -11-

А потом на этих же словах участники игры раскручиваются.

Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» /руки опускаются и расцепляются

Играли в русские народные игры.

Игра: «Золотые ворота»

Педагог:

Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.

Педагог:

- А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.

Игра «Добовлялки».

Дети становятся в круг, педагог начинает пословицу и кидает мяч. Ребенок должен продолжить пословицу и вернуть мяч обратно.

1. Кашу маслом- (не испортишь).

2. Слышал звон - (да не знаешь где он).

3. Поспешишь - (людей насмешишь).

4. Без труда- (не вытянешь рыбку из пруда)

5. Делу время- (потехе час) .

5 Смех без причины – (признак дурачины)

III Заключительная часть.

Педагог:

Как называется помещение в русской избе между крыльцом и горницей (сени)

Горница –это ….? (комната в избе)

Ребята, назовите то, что было самым главным в избе (печь)

Педагог: А почему печь была самым главным предметом в избе?

(Печь обогревала, на ней готовили обед, сушили одежду.)

Педагог: На какие части делила печь горницу в старину?

(женская часть, мужская часть и «красный» угол)

Педагог: А для чего нужен был самовар (для нагрева воды)

Ребята, что мы используем

вместо самовара в наши дни (Чайник.)

Как можно назвать эти предметы одним словом?

(это предметы русского быта.)

- -12-

Литература:

1) Князева О. Л. «Как жили люди на Руси» (занятия по программе : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры)

Издательство «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 1998 год

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Большое транспортное путешествие»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Большое транспортное путешествие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Крыловский район. ЗАНЯТИЕ.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в сказку» в старшей логопедической группе Цель: Развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок. Задачи: Коррекционно-образовательные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Цель: закрепить знания детей о сказках и сказочных героях. Задачи: - уточнить и обогатить знания детей о сказках; - воспитывать интерес.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие» КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие». Конспект занятия подготовила: Воспитатель.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие» КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие». Конспект занятия подготовила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие колобка» Программное содержание: ·Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам» «Путешествие по сказкам». Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения к сказкам. Задачи: 1. Учить узнавать детей знакомые.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Королевство Книг» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в весенний лес» Конспект открытого занятие в старшей группе по развитию речи «Путешествие по весеннему лесу» Программное содержание: Упражнять и закреплять.

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в страну сказок» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Детский сад №2 «Светлячок» села Бада. Конспект открытого занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 16:06
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД