Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе. «В мастерской Марьи-искусницы»

Марина Ивакаева
Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе. «В мастерской Марьи-искусницы»

Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок о трудолюбии и лени, хороводных игр "Ленок", "Челнок"

Задачи:

1. Закрепление навыков художественного ручного ткачества.

2. Развивать умение применять знания о композиции, цветовых сочетаниях, выполняя творческое задание.

3. Развитие самостоятельности при выборе материала для работы.

4. Обогащать речь детей образными выражениями, поговорками.

5. Развитие эстетического вкуса, мелкой моторики рук.

6. Приобщение детей к истокам народной культуры, фольклору. Воспитатание трудолюбия, уважения к предметам народного искусства.

Содержание занятия:

Дети отправились со вторым воспитателем в сказочный лес, заблудились и набрели на домик Марьи-искусницы.

Марья: Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать. Кто вы такие?

Дети: мы ребята из д/с "Катюша" Находится он в г. Таганроге. А вас как зовут?

Марья: Меня зовут Марья-искусница. А это мой друг и помощник Петушок. Что с вами случилось, как вы сюда попали?

Дети: заблудились.

Марья : Вот оно что, ну проходите, на моё житьё-бытьё посмотрите. (обзор комнаты). Ой, заболталась я с вами, а меня работа ждет. Я ведь мастерица, не привыкла я лениться.

Дети: да и мы работать рады и не требуем награды, а работаем все вместе. Ведь дружба и братство дороже любого богатства.

Марья: тогда ваше место здесь, в моей мастерской. Только лентяй волшебником не станет. А я вам сейчас свое волшебство покажу.

"Земле русской поклонись, за работу ты возьмись. Дом родной, сады и пашни на рисунке появись" (открывается выставка работ народного ткачества)

Дети: мы дело своё тоже знаем, работать умеем.

Марья: Ну что же беру вас к себе в ученики. Ко мне ведь приходят те кому помощь моя нужна, да волшебство моё. Вот опять кто-то идет.

Входит Принцесса.

Принцесса: Марья, Марья помоги, заморские женихи просят им ковер представить, чтоб моё уменье славить, только я боюсь работы, не хватало мне заботы.

Дети: эх ты, без дела жить, только небо коптить.

Марья: Про кого так говорят? (ответы детей) Какие еще поговорки про лень и лентяев вы знаете?

Марья: вот поет нам Петушок, начинается урок.

Что нам нужно для работы, ребята? (нити, челноки, станки, клубки, ножницы)

Какими качествами должен обладать человек, который за ткачество берется? (трудолюбие, ловкость, внимательность и т. п.)

Молодцы! Можно и за работу приниматься. Только вот беда - нити волшебные у меня закончились. Что делать? не знаю!

Дети: Эй, работнички, идите лен сеять!

Песня "Ленок" (в хороводе)

Дети ходят по кругу и движениями показывают то, о чем поётся в песне:

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Белый, славный кужелёк*.

Уродись наш ленок,

Тонок, долог и высок.

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!

Мы леночек рвали, жали,

Обрезали, в поле стлали,

Во снопочки собирали.

А сушили приговаривали,

Лапоточками приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

Тонок, долог и высок.

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!

Вот удался, удался ленок,

И мы пряли, пряли ленок,

Белый, славный кужелёк,

Вышивали дивный платок!

Марья: спасибо, работнички, порадовали вы меня. Но без рамы нить не натянуть, вдоль пролегает ее путь. Для чего нужна рама? (чтобы сплести основу) Как натягивается нить? (вертикально, цепляясь за зубчики)Послушайте загадку:

Вдоль по речке по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Что это? (челнок) Для чего он нужен? (он помогает проводить нить) В каком направлении работаем? (или справа налево, или слева направо, горизонтально вплетая)

Марья: Ну, а теперь и за работу можно приниматься. И ты, Принцесса, с нами садись и у ребят поучись. (Дети садятся за столы к своим станочкам и начинают плести)

Петушок кукарекает

Марья: потрудились вы на славу, жалко короток денёк, чтобы лучше продолжалось, отдохнём-ка мы часок, позже до конца все справим, аккуратно все оставим. Ведь работа хороша, если вложена душа. А сейчас игра зовёт, собирайтесь в хоровод.

Игра " Челнок"

Участники игры встают двумя шеренгами. Ребята одной шеренги поднимают руки и образуют "воротца". Запевают песню:

Бежит маленький бесок,

Суётся в частый лесок,

В кусточек ныряет,

Хвосточек теряет.

Во время исполнения песни ребята второй шеренги проходят под "воротцами", подражая движению ткацкого челнока между нитками. Затем встают друг против друга. Один из участников проговаривает: "Шили, вышивали тонко, бело полотно, белобархатно!" Все поют изображая движениями работ:

В первый раз вышивали - светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, с частыми звездами;

Во второй раз вышивали - красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками;

В третий раз вышивали - чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, с рыскучими зверями;

В четвертый раз вышивали - сине море со волнами,

Сине море со волнами, с белыми кораблями4

Серёдку украшали лазорьевыми цветами.

Петушок кукарекает.

Марья: Но мы с вами заигрались. Петушок уже поёт и обедать всех зовёт.

Принцесса: Хочется мне поскорей уменьем удивить гостей. Работу свою представить и ваше уменье прославить.

Дети: Принцесса, не спеши. Поспешишь, людей насмешишь.

Марья: И то правда. Вы лучше завтра приходите и старанье приложите, все получится у вас. А теперь в добрый час. Вот клубочек золотой он проводит вас домой.

Дети, со вторым воспитателем возвращаются в группу.

* кужелёк - волокно льна

Публикации по теме:

Мастер-класс совместной деятельности по ручному труду «Осьминог» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию "Мастер-класс по ручному труду "Осьминог"". Эта работа может быть использована.

План проведения Дня спонтанного проявления добротыПлан проведения Дня спонтанного проявления доброты Предварительная работа: Создание картотеки стихов, пословиц и поговорок о доброте. Подборка коммуникативных игр Подготовка консультации.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе. «В мастерской Марьи-искусницы»
Опубликовано: 3 июля 2013 в 08:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...