Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе. «В мастерской Марьи-искусницы»

Марина Ивакаева
Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе. «В мастерской Марьи-искусницы»

Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок о трудолюбии и лени, хороводных игр "Ленок", "Челнок"

Задачи:

1. Закрепление навыков художественного ручного ткачества.

2. Развивать умение применять знания о композиции, цветовых сочетаниях, выполняя творческое задание.

3. Развитие самостоятельности при выборе материала для работы.

4. Обогащать речь детей образными выражениями, поговорками.

5. Развитие эстетического вкуса, мелкой моторики рук.

6. Приобщение детей к истокам народной культуры, фольклору. Воспитатание трудолюбия, уважения к предметам народного искусства.

Содержание занятия:

Дети отправились со вторым воспитателем в сказочный лес, заблудились и набрели на домик Марьи-искусницы.

Марья: Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать. Кто вы такие?

Дети: мы ребята из д/с "Катюша" Находится он в г. Таганроге. А вас как зовут?

Марья: Меня зовут Марья-искусница. А это мой друг и помощник Петушок. Что с вами случилось, как вы сюда попали?

Дети: заблудились.

Марья : Вот оно что, ну проходите, на моё житьё-бытьё посмотрите. (обзор комнаты). Ой, заболталась я с вами, а меня работа ждет. Я ведь мастерица, не привыкла я лениться.

Дети: да и мы работать рады и не требуем награды, а работаем все вместе. Ведь дружба и братство дороже любого богатства.

Марья: тогда ваше место здесь, в моей мастерской. Только лентяй волшебником не станет. А я вам сейчас свое волшебство покажу.

"Земле русской поклонись, за работу ты возьмись. Дом родной, сады и пашни на рисунке появись" (открывается выставка работ народного ткачества)

Дети: мы дело своё тоже знаем, работать умеем.

Марья: Ну что же беру вас к себе в ученики. Ко мне ведь приходят те кому помощь моя нужна, да волшебство моё. Вот опять кто-то идет.

Входит Принцесса.

Принцесса: Марья, Марья помоги, заморские женихи просят им ковер представить, чтоб моё уменье славить, только я боюсь работы, не хватало мне заботы.

Дети: эх ты, без дела жить, только небо коптить.

Марья: Про кого так говорят? (ответы детей) Какие еще поговорки про лень и лентяев вы знаете?

Марья: вот поет нам Петушок, начинается урок.

Что нам нужно для работы, ребята? (нити, челноки, станки, клубки, ножницы)

Какими качествами должен обладать человек, который за ткачество берется? (трудолюбие, ловкость, внимательность и т. п.)

Молодцы! Можно и за работу приниматься. Только вот беда - нити волшебные у меня закончились. Что делать? не знаю!

Дети: Эй, работнички, идите лен сеять!

Песня "Ленок" (в хороводе)

Дети ходят по кругу и движениями показывают то, о чем поётся в песне:

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Белый, славный кужелёк*.

Уродись наш ленок,

Тонок, долог и высок.

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!

Мы леночек рвали, жали,

Обрезали, в поле стлали,

Во снопочки собирали.

А сушили приговаривали,

Лапоточками приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

Тонок, долог и высок.

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!

Вот удался, удался ленок,

И мы пряли, пряли ленок,

Белый, славный кужелёк,

Вышивали дивный платок!

Марья: спасибо, работнички, порадовали вы меня. Но без рамы нить не натянуть, вдоль пролегает ее путь. Для чего нужна рама? (чтобы сплести основу) Как натягивается нить? (вертикально, цепляясь за зубчики)Послушайте загадку:

Вдоль по речке по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Что это? (челнок) Для чего он нужен? (он помогает проводить нить) В каком направлении работаем? (или справа налево, или слева направо, горизонтально вплетая)

Марья: Ну, а теперь и за работу можно приниматься. И ты, Принцесса, с нами садись и у ребят поучись. (Дети садятся за столы к своим станочкам и начинают плести)

Петушок кукарекает

Марья: потрудились вы на славу, жалко короток денёк, чтобы лучше продолжалось, отдохнём-ка мы часок, позже до конца все справим, аккуратно все оставим. Ведь работа хороша, если вложена душа. А сейчас игра зовёт, собирайтесь в хоровод.

Игра " Челнок"

Участники игры встают двумя шеренгами. Ребята одной шеренги поднимают руки и образуют "воротца". Запевают песню:

Бежит маленький бесок,

Суётся в частый лесок,

В кусточек ныряет,

Хвосточек теряет.

Во время исполнения песни ребята второй шеренги проходят под "воротцами", подражая движению ткацкого челнока между нитками. Затем встают друг против друга. Один из участников проговаривает: "Шили, вышивали тонко, бело полотно, белобархатно!" Все поют изображая движениями работ:

В первый раз вышивали - светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, с частыми звездами;

Во второй раз вышивали - красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками;

В третий раз вышивали - чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, с рыскучими зверями;

В четвертый раз вышивали - сине море со волнами,

Сине море со волнами, с белыми кораблями4

Серёдку украшали лазорьевыми цветами.

Петушок кукарекает.

Марья: Но мы с вами заигрались. Петушок уже поёт и обедать всех зовёт.

Принцесса: Хочется мне поскорей уменьем удивить гостей. Работу свою представить и ваше уменье прославить.

Дети: Принцесса, не спеши. Поспешишь, людей насмешишь.

Марья: И то правда. Вы лучше завтра приходите и старанье приложите, все получится у вас. А теперь в добрый час. Вот клубочек золотой он проводит вас домой.

Дети, со вторым воспитателем возвращаются в группу.

* кужелёк - волокно льна

Публикации по теме:

Мастер-класс совместной деятельности по ручному труду «Осьминог» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию "Мастер-класс по ручному труду "Осьминог"". Эта работа может быть использована.

План проведения Дня спонтанного проявления добротыПлан проведения Дня спонтанного проявления доброты Предварительная работа: Создание картотеки стихов, пословиц и поговорок о доброте. Подборка коммуникативных игр Подготовка консультации.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе. «В мастерской Марьи-искусницы»
Опубликовано: 3 июля 2013 в 08:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...