Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Поможем зиме найти Север» (изучаем магниты)

Регина Якимова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Поможем зиме найти Север» (изучаем магниты)

Цель.

Формирование умений применять на практике знания, полученные в ходе опытной деятельности.

Задачи.

Образовательные.

*Формировать представления о магните и его свойствах.

*Познакомить с понятием «магнитное поле», «полюса магнита».

*Актуализация знаний использования магнита человеком.

Развивающие.

*Развивать способности детей вести целенаправленную исследовательскую деятельность и фиксировать её результаты.

*Развивать познавательную активность детей, умение делать выводы.

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Поможем зиме найти Север“ (изучаем магниты)» размещена в разделах

*Развивать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

Воспитательные.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Воспитывать навыки сотрудничества, коммуникации.

Материалы и оборудование.

Раздаточный: магнит, блюдце (скрепка, гайка, гвоздик, канцелярская резинка, лоскуток ткани, листик бумаги, стеклянный камешек, зубочистка, деталь Lego, прозрачный пластиковый стакан с индивидуальной наклейкой, простой карандаш, листочки наблюдений, заламинированные картинки компаса и кусочки мягкого магнита.

Демонстрационный: письмо Деда Мороза, волшебная палочка, сумочка Зимы, компас, иголка, блюдце, вода, карточки итогов наблюдений, демонстрационный материал – применение магнитов; карточки-«напоминалки», как вести себя в лаборатории, лист светлого картона, железные опилки, флешка с записью музыки волшебства.

Предварительная работа.

Игры с магнитной азбукой, мозаикой-конструктором, знакомство с компасом.

Ход занятия.

В-ль: Ребята, вчера, когда вы уже ушли домой, произошло странное событие. Я еле-еле дождалась утра, чтобы рассказать вам о нём. К нам в группу пришёл почтальон и принё с:

Прямоугольник - бумажный,

Каждый его получает однажды:

Сбоку марка и картинка

И в печатях грудь и спинка.

Дети: Письмо! (конверт)

В-ль: Да, письмо, но только необычное, смотрите какое.

Показываю письмо от Деда Мороза.

Разве скоро Новый год? Ответы детей. Какое сейчас время года?

Наверное, что-то случилось. Давайте прочитаю вам, что пишет Дед Мороз в своём письме.

Дети! Случилась беда, потерялась моя соседка – Зима. Она до сих пор не вернулась в свой дом. Я знаю, что вы многое можете и умеете. Очень вас прошу, помогите Зиме найти дорогу на Север. Ваш Дедушка Мороз.

Ребята, какой нужен прибор, чтобы определить дорогу на север?

Дети: Компас.

В-ль: С помощью чего компас показывает северное направление?

Дети: У него есть магнитная стрелочка, она всегда показывает на север.

В-ль. Да, магнитная стрелочка. У нас нет компаса, но у нас есть научная лаборатория. Возможно, если мы изучим магнит, мы придумаем, как сделать компас самим. Итак, решено – превращаемся в учёных!

Чики-чики-чикалочка,

Игра-превращалочка.

Наденем шапочки сейчас

И станем учёными в тот же час!

В-ль: Коллеги, прошу, проходите в лабораторию, занимайте свои места. Дети занимают место за столом, маркированное своей картинкой.

Вспомним правила безопасности работы в лаборатории.

Показываю картинку, дети называют правила:

нельзя ничего брать в рот, нужно быть осторожными с хрупким, осторожными с колючим, нельзя шуметь.

Приступаем к работе.

Переверните пуговицу-магнит, посмотрите, какого цвета сам магнит? (тёмно-серый, чёрный). Потрогайте, какой он наощупь? (гладкий, прохладный)

А ещё у магнита есть необыкновенные свойства, которые всегда вызывали у людей удивление. Сегодня мы эти свойства будем изучать.

1 опыт «Что притягивает магнит»

В-ль: Друзья, обратите внимание, на предметы, которые лежат у вас на подносе, давайте проверим, на все ли из них будет действовать магнит. Те предметы, что притянутся к магниту, будем перекладывать в стакан.

Смотрим, какие предметы у нас остались на подносе. Что осталось у тебя, Саша? Из какого материала он сделан? Отмечаем у себя в листочках наблюдений: магнит не притягивает дерево – зачёркиваем деревянный предмет. Что осталось у тебя, Даша? Делаем вывод, зачёркиваем. Оставшиеся предметы, на которые магнит не действует, зачеркните в листочке наблюдений сами.

На какие материалы не действует магнит?

Дети перечисляют.

Теперь посмотрим на наши стаканы. Лейла, что у тебя в стакане? У тебя, Эмилия?

Из чего сделаны предметы в стакане?

Дети: Из железа.

В-ль: Обведите кружочком железные предметы у себя в листочках.

Даниель, найди карточку итога нашего опыта, поставь её на наборном полотне. А вы откройте у себя итог опыта №1, отклейте листочек, который его закрывает, и положите на поднос.

Добрыня, скажи, что мы узнали про магнит после первого опыта?

Ребё нок: Магнит действует (притягивает) на железные предметы.

2 опыт «Магнитное поле»

В-ль: Давайте подведём магнит к скрепке, но ещё не коснёмся её. Что сделала скрепка?

Дети: Она наскочила на магнит.

В-ль: Подведите магнит к своей руке, но не касайтесь её. Чувствуете что-нибудь?

Дети: Нет.

В-ль: А скрепка чувствует. Давайте поставим преграду между скрепкой и магнитом (бумажный листок, лоскуток ткани). Как ведёт себя скрепка?

Дети: Она притягивается к магниту.

В-ль: Даже, когда магнит не касается скрепки, какая-то сила притягивает её к нему и через расстояние, и через преграду. Эта сила называется магнитным полем. Если магнит очень сильный, то и магнитное поле у него сильное. Есть магниты с таким сильным магнитным полем, что они притягивают железные предметы и через столешницу, и через нашу руку. Показываю.

Вы видите магнитное поле?

Дети: Нет!

В-ль: Но есть способ его рассмотреть. Насыпаю железные опилки на картон, подкладываю под него магнит. Вот оно – магнитное поле! Это сила магнита.

Как может действовать магнит на железные предметы, благодаря магнитному полю?

Дети: Магнит действует на расстоянии и через преграду.

В-ль: Пойди. Лев, найди эту карточку, а вы откройте у себя итог опыта №2.

3 опыт «Полюса магнита»

В-ль: Интересно, а как будут вести себя магниты, если поднести их друг к другу. Давайте возьмём свои магниты и выйдем на ковёр. Пусть ваш магнит «поздоровается» с другими магнитами. Дотроньтесь до разных магнитов.

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте)

И на место вновь вернёмся. (Дети садятся)

В-ль: Как вели себя магниты?

Дети: Они притягивались и отталкивались.

В-ль: Посмотрите на эти магниты. Какой они формы? Показываю магниты-бруски. Половинки у них окрашены в разный цвет. Мы сейчас попробуем, чтобы магниты «поздоровались» красными сторонами, синими сторонами. Даю магниты рядом сидящим детям. Притягиваются они друг к другу?

Дети: Нет!

В-ль: А теперь пусть они встретятся друг с другом сторонами разного цвета. Даю магниты рядом сидящим детям. Что произошло?

Дети: Они притянулись друг к другу.

В-ль: Да, притянулись или, ещё можно сказать, примагнитились друг к другу. Магнитам не всё равно, какая у них сторона. Эти стороны называют полюсами, северный полюс обычно красят в синий цвет, а южный – в красный.

Какой формы ваши магниты? (круглые) У круглых магнитов тоже есть полюса, с одной стороны - южный, а с другой - северный. Магниты вклеены в пластиковую пуговицу разными полюсами. Какие были у них полюса, когда они отталкивались? Показываю на брусках. А когда притягивались? Показываю на брусках.

Коллеги, делаем вывод, что есть у магнита и сколько их?

Дети: У магнита есть два полюса.

В-ль: Вероника, поставь эту карточку, а вы откройте у себя итог опыта № 3.

4 опыт «Магнит передаёт свои свойства железным предметам».

В-ль: Продолжаем наше исследование. Давайте ещё раз поднесём наши магниты к скрепке. Что она сделала?

Дети: Притянулась, примагнитилась.

В-ль: А теперь к этой скрепке поднесите другую скрепку. Что с ней произошло?

Дети: Она тоже притянулась, примагнитилась.

В-ль: Разве скрепка сделана из магнита? Из какого материала сделана скрепка?

Дети: Из железа.

В-ль: Это произошло потому, что магнит может передавать свои свойства железным предметам, и они на время могут становиться магнитами.

Арина, повтори этот вывод.

Федя, поставь такую карточку, а вы откройте итог опыта № 4

Ой, что это? Кто-то вздыхает…

Замрите, тихонько сидите.

Одними глазами посмотрим вверх,

Посмотрим вниз.

Теперь, как часики глаза, водят взгляд туда-сюда.

А сейчас закроем глаза послушаем ушами (2-3 раза)

Может вздохи за окном.

Может вздохи под листом.

Ничего не понимаю… Выходите на ковёр - там продолжим разговор.

Заходит Зима.

Зима: Это я – Зима вздыхаю.

Ой, боюсь, сейчас растаю.

В-ль: Давайте встанем вокруг Зимы,

Дуйте посильней,

Чтобы стало холодней!

Зима: Ой, таю, таю, помогите!

В-ль: А теперь ещё машите!

Как снежинки покружитесь

И тихонечко садитесь.

Ну, что, Зима, лучше тебе стало?

Присаживайся, отдохни, расскажи, что с тобой случилось.

Зима: Случилось-случилось:

В лесах дремучих заблудилась.

Сбилась, ребята, совсем я с пути –

Дорогу на Север мне не найти.

А вы магниты изучаете,

Возможно, и про компас знаете?

Дети: Знаем, но у нас его нет.

Зима: А сами сделать его можете?

Без него я пропаду,

Домой дорогу не найду.

В-ль: Ну, что, поможем Зиме?

Давайте думать. Что самое главное у компаса?

Дети: Стрелка!

В-ль: Стрелки у нас нет, но у меня есть иголка. Она такая же тоненькая. Только не магнитная. Как нам её намагнитить?

Дети: Надо дотронуться до магнита.

В-ль: Стрелка в компасе свободно вращается, и мы нашу иголку-стрелку положим на воду, чтобы она ни за что не держалась. А, чтобы она не утонула, воткнём её в небольшой листочек бумаги. Теперь аккуратно кладём нашу стрелку на воду.

Как бы мы не поворачивали её, она возвращается в определённое положение. Наш компас готов.

Вот только путешествовать с таким компасом неудобно…

Зима: Я всё-таки волшебница. Может быть, у меня осталось ещё немного волшебной силы. Зима накрывает блюдце сумочкой-колоколом.

Волшебной палочкой взмахну

Желанье загадаю,

Я верю в чудо,

Потому всегда его встречаю!

Звучит музыка волшебства

Получилось! Спасибо вам, ребята, за помощь, теперь я обязательно найду дорогу на Север. Мне пора в путь. До свидания!

В-ль: А нам пора возвращаться в лабораторию.

Не забывайте о правилах работы в лаборатории.

Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы здесь познакомились.

Дети: Магнит притягивает железные предметы.

У магнита есть магнитное поле, оно действует на железные предметы на расстоянии и через преграду.

У магнитов есть два полюса : одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.

Магнит передаёт свои свойства железным предметам.

В-ль: Молодцы! Где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?

Посмотрите на иллюстрации, как ещё люди используют магнит. Показываю.

Вот сколько интересного мы сегодня узнали о магнитах.

На память о сегодняшнем дне давайте сделаем магнит-компас на домашний холодильник.

Раздаю заламинированные картинки компаса и кусочки мягкого магнита

Публикации по теме:

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Поможем ежикам приготовиться к зиме» Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе Вид: рисование. Тема: Поможем ежикам приготовиться к зиме. Цель:.

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Сладкие опыты» Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Сладкие опыты» Цель: Способствовать развитию у детей.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: • учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Всемогущий воздух!»Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Всемогущий воздух!» Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования. Образовательные задачи: -Дать.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: - Обогатить.

Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулкан»Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулкан» ель: познакомить детей с природным явлением -вулканом, причиной его извержения. Материал: Аппаратура для представления презентации детям,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Поможем лисичке найти свою сказку» .

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Волшебная вода» Цель исследовательской деятельности.

Открытый показ ООД по познавательному развитию в старшей группе «Поможем Незнайке найти свой домик» Программное содержание: Закрепить знание частей суток, дней недели, время года, осенних месяцев; Закрепить с детьми количественный счет.

План-конспект интегрированного занятия «Поможем зайчику рукавички найти» Конспект открытого занятия «Поможем зайчику рукавички найти». Цель: расширять целостное представление детей о зиме и развивать чувство эмпатии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Поможем зиме найти Север» (изучаем магниты)
Опубликовано: 14 марта 2017 в 19:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД