Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Звук [ш]»

Елена Басалай
Конспект открытого занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Звук [ш]»

Конспект открытого занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема:«Звук [ш]»

Цели:

• активизация знаний детей о звуке [ш], полученных на предыдущих занятиях;

• совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

• развитие зрительного восприятия, процессов внимания, памяти, мышлении;

• развитие связной монологической речи (пересказ).

Публикация «Конспект открытого занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе, Тема: „Звук [ш]“» размещена в разделах

Оборудование: предметные картинки с изображением шаров, утки; мака, девочки Маши, теленка, кошки, петуха;

• материал для выкладывания схемы слов, доска, мел, мяч, пиктограмма звука [ш], таблица «Заберись в гору», рассказ «Рёвушка»,

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети по очереди входят в групповую комнату, здороваются с гостями, представляясь, например: «Здравствуйте, я Вика» и т. д.

Становятся полукругом.

Логопед. Что такое детский сад?

Ребенок. Детский сад - это маленькая школа.

Логопед. Чему мы учимся в детском саду?

Ребенок. Мы учимся внимательно слушать.

Ребенок. Мы учимся внимательно смотреть.

Ребенок. Мы учимся думать.

Ребенок. Мы учимся правильно поднимать руку.

Ребенок. Мы учимся красиво говорить.

Логопед. Да, но.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Каждый ребенок произносит скороговорку и садится на место.

Ребенок. Шесть мышат в камышах шуршат.

Ребенок. Шапка и шубка - это наш Мишутка.

Ребенок. Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.

Ребенок.

Мышонку шепчет мышь:

-Ты все шумишь, шумишь.

Мышонок шепчет мыши:

-Шуметь я буду тише!

Ребенок.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Ребенок. Даша под душем моет шею и уши.

Дети садятся на места.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед напоминает о правилах посадки на занятии. Проверяет, касается ли спина ребенка спинки стула, лежат ли на столах руки,

правильно ли стоят ноги.

Логопед. Какой звук слышится чаще всего в наших скороговорках?

Ребенок. Чаще всего слышится звук [ш].

Логопед. Правильно! Вот сегодня мы и расскажем нашим гостям, что знаем о звуке [ш].

Внезапно ворвался в детсад ветерок

И звук [ш] за ним - от меня наутёк.

Что делать? Что делать?

Хожу и зову:

- Звук [ш], ну, вернись к нам!

Вернись к нам, ау!

Логопед. Тихо зашумел камыш:

Дети. Ш-ш-ш- ш-ш

Логопед. Где-то зашуршала мышь:

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш

Логопед. Воздух вышел из колес:

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш

Логопед. Ветер листики понёс:

Дети. Ш-ш-ш- ш-ш

Логопед. Спасибо вам, ребята, что вернули звук!

3. Характеристика звука [ш]

Выставляется пиктограмма звука [ш].

Логопед. «Прочтите» пиктограмму!

Ребенок. Звук [ш] - согласный, он всегда твердый, глухой, шипящий, при произнесении звука язычок в форме чашечки поднимается вверх, губы округляются, зубы соединяются из ротика выходит теплая струя воздуха.

Логопед. Молодец! Что ещё можно добавить?

Ребенок. Звук [ш] может стоять в начале, в середине, в конце слова.

Логопед. Правильно!

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково - и вот

Звук к нам в слово и придет!

(Игра с мячом. Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово, ребенок, возвращая мяч, видоизменяет слово так, чтобы появился звук [ш])

Голова (логопед) - головушка (ребенок)

Сторона - сторонушка

Изба - избушка

Сова - совушка

Борода - бородушка

Трус - трусишка

Заяц - зайчишка

Паук - паучишка

Солнце - солнышко

Пух - пушок

4. Развитие навыков звукового синтеза

Логопед. Какие вы молодцы! Справились с заданием. А сейчас «гимнастика ума».

(Логопед выставляет на доску картинки с изображением шаров, утки, мака.) Из первых звуков названий картинок составьте новое слово. Это слово по секрету скажите мне на ушко, (дети шепчут логопеду ответы)

Логопед. Правильно! Получилось слово «шум». Расскажите, как вы определили.

Ребенок. В слове шары первый звук [ш].

Ребенок. В слове утка - первый звук [у].

Ребенок. В слове мак - первый звук [м]

Логопед. Назовите все звуки!

Ребенок. Ш, у, м.

Логопед. А вместе?

Дети. Шум!

5. Развитие навыков звукового анализа

Логопед. Выложите схему слова шум!

Дети выкладывают схему слова шум.

Логопед. Назовите кружки по цвету.

Ребенок. Синий, красный, синий.

Логопед. По характеристике звуков.

Ребенок. Твердый согласный, гласный, твердый согласный.

Логопед. По звукам.

Ребенок. Ш, у, м.

Логопед. Сколько слогов в слове шум?

Ребенок. В слове шум один слог.

Логопед. Почему?

Ребенок. Потому что в слове один гласный звук.

Логопед. Назовите его.

Ребенок. [у]

Логопед. Сколько всего звуков в слове шум?

Ребенок. В слове шум три звука.

Логопед. Сколько согласных звуков?

Ребенок. Два!

Логопед. Сколько гласных?

Ребенок. Один!

6. Динамическая пауза

Логопед. Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас отдохнем!

а) общая произвольная моторика:

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам!

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И Незнайками побыть (пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

Плечиками повращать (вращение плечами вперед и назад)

Нужно плечики размять.

Вперед - назад, вперед - назад (плечи вперед и плечи назад)

И все дела пойдут на лад.

б) мелкая моторика пальцев рук. Упражнение

в) дыхательная гимнастика: вдох - задержка дыхания - выдох; на выдохе произносятся звуки ф, с, ш.

7. Работа на уровне предложения

Игра «Заберись на гору».

Логопед просит ребёнка составить предложение по картинке из двух слов, используя схемы. Затем логопед спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?». Ребёнок отвечает по образцу (Девочка плачет) и говорит, что в этом предложении два слова. После того как ребёнок составит предложение из двух слов, рисунок весёлого человечка поднимается вверх по горе, а предложения составляются из трёх (Девочка громко плачет, далее четырёх слов (Маленькая девочка громко плачет)

8. Закрепление звука [ш] в тексте. Работа с текстом рассказа «Рёвушка»

Логопед. Ребята, придумайте девочке имя, чтобы в нем был звук [ш].

Ребенок. Девочку можно назвать Маша.

Логопед. Как называют девочку, которая плачет?

Ребенок. Такую девочку называют рёвушка.

Логопед. Я вам расскажу, что однажды случилось с Машенькой-рёвушкой.

(Логопед читает рассказ «Рёвушка»).

Логопед. Почему Машеньку называли рёвушкой?

Ребенок. Потому что она все время плакала.

Логопед. Кто к ней подошёл первым?

Ребенок. Первым к ней подошёл петушок.

Логопед. Что сказал петушок Машеньке?

Ребенок. Он сказал: «Не плачь, Машенька, давай лучше таракашек и букашек ловить!»

Логопед. Что ответила Машенька?

Ребенок. Машенька сказала, что ловить таракашек и букашек она не хочет, а

лучше будет плакать.

Логопед. Кто потом подошел к Машеньке?

Ребенок. Потом подошла к Машеньке кошка и сказала: «Не плачь, Машенька, давай лучше мышек ловить!»

Логопед. Что ответили Машенька?

Ребенок. А Машенька сказала, что лучше плакать, чем мышей ловить.»

Логопед. Что было дальше?

Ребенок. Потом подошёл к Машеньке теленок и сказал: «Давай реветь!» Маша согласилась, и стали они реветь.

Логопед. Чем закончился рассказ?

Ребенок. Тут подошла к Машеньке коровушка Бурёнушка и грозно спросила: «Ты чего это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Маша и с тех пор больше не ревёт.

9. Пересказ текста с элементами драматизации.

Логопед. Я буду рассказывать за автора. Рёвушкой будет Вика, Петушком ~ Максим, Кошкой - Саша, Телёнком - Кирилл, Коровушкой - Настя, Дети воспроизводят текст рассказа.

Логопед. Какие хорошие артисты у нас в гостях!

10. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу.

Что вам понравилось на занятии? Кто вам понравился на занятии? Почему?

А мне понравились вы и ваши ответы. Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе. Тема: Дом для Буратино. Цель: Развитие импрессивного и экспрессивного словаря по теме «Дом». Задачи: -актуализировать и расширять словарь по теме «Дом»; -развивать.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе «Звуки [г] — [г’]» Тема: Звук Г-Гь.. Учить давать сравнительную характеристику. Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуками.

Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. «Звук И» Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. Составила С. Ю. Яшкина, учитель-логопед Тема: Звук.

Конспект ОД по формированию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук [ к ]» Конспект ОД по формированию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе на тему «Звук [ К ]» Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]» Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе по лексической теме: «Дикие животные» «Путешествие в лесную школу» (дифференциация.

Конспект открытого занятия по ПДД в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения». Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление,.

Конспект открытого занятия в старшей группе. Театрализованная игра по сказке  «Красная Шапочка» Тема: «Театрализованная игра по сказке - Красная шапочка» Цель: Развитие у детей интереса к театрализованной деятельности. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «В мире театра» Цель: познакомить детей с понятием «театр». Задачи: • Знакомство детей с историей возникновения театра. • Развитие интереса к театральной.

Конспект занятия по физкультуре на воздухе в старшей логопедической группе Тема «Хотим расти здоровыми!» Конспект занятия по физкультуре на воздухе в старшей логопедической группе Тема «Хотим расти здоровыми!» Тип занятия: интегрированное.

Конспект занятия по звукопроизношению «Звук [Р] и буква Р» Цель: Формирование навыка чёткого произнесения звука Р. ЗадачиКоррекционно-образовательные: 1. Формирование умения делить слова на слоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Звук [ш]»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 19:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД