Лучший педагог года

Конспект открытого занятия «Русские богатыри» для учащихся 12–16 лет

Наталья Ткач
Конспект открытого занятия «Русские богатыри» для учащихся 12–16 лет

Цель:

Расширение кругозора на основе материала, доступного пониманию: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций, картин художников.

Задачи:

Образовательные задачи:

Вызвать интерес к первым защитникам русской земли – богатырям, систематизировать и углубить знания об исторических событиях Родины, предоставить элементарные знания о былинах, как жанре народного творчества, вызывать положительные эмоции и чувства в процессе познания.

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия „Русские богатыри“ для учащихся 12–16 лет» размещена в разделах

Развивать познавательную и творческую активность, волевые качества личности, интерес к познавательной деятельности, коммуникативные навыки, мотивацию к получению новых знаний.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков, культуру поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Оборудование и инвентарь:

- мультимедийный проектор, презентация.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Часто в жизни мы сталкиваемся с понятием «защитник».Как вы думаете, кто такие защитники? И какое Отечество они защищают? Почему они это делают? (ответы детей)

Я предлагаю сегодня вам совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь? (дети высказывают свои предположения) Правильно, сегодня тема нашего занятия «Русские богатыри»

Богатырь – это человек очень большой силы, мужества, стойкости, отваги и, конечно, ума. (Слайд 1) Ведь в бою всегда требовалась смекалка, помимо физической силы. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей. В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

- Ребята, а каких богатырей вы знаете? (ответы детей) Из каких источников мы можем узнать о них? (ответы детей)

- из фильмов, мультфильмов (Слайд 2)

Все вы, наверное, смотрели мультфильмы про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыню Никитича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника. Конечно же, эти мультфильмы адаптированы под наше с вами понимание, под то время, в котором мы живем, однако в них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах.

- из художественных произведений искусства (картина Васнецова «Три богатыря»(Слайд 3)

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли гдеврага, не обижают ли кого».

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми

своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи. Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (шлем, кольчуга, рубаха, сапоги) А каким оружием пользовались они в бою? (палица, копьё, щит, меч, булава, лук)И, конечно же, конь для богатыря был не просто средством передвижения, конь был другом, соратником в бою, к нему относились как к человеку.

- из произведений устного народного творчества (рассказы, сказки, былины)

- Ребята, а что такое былина? И в чем ее отличие от сказки? Былина от слова «было». А сказка – это, как правило, выдумка. Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее, все события подлинны. Рукописные книги писали летописцы и некоторые книги сохранились до наших дней. Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет. А как былины рассказывались в эти древние времена, кто-нибудь знает? Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины. Былины было принято рассказывать, играя мелодию на гуслях. (Слайд 4)

Физминутка «Засиделись мы, братцы»

- Ребята, а что ещё в современном обществе напоминает нам о славных витязях? (ответы детей)

- памятники, установленные в разных городах России;

- Идет время, бежит, ни на минуту не останавливается. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей. Благодарный народ установил этим героям во многих городах России памятники, вот некоторые из них, которые находятся в Рязанской области:

Памятник Добрыне Никитичу в п. Шилово Рязанской области (Слайд 5)

Памятник ЕвпатиюКоловрату в п. Шилово Рязанской области (Слайд 6)

Богатыри при въезде в парк «В некотором царстве» Солотча, Рязанская область (Слайд 7)

Памятник ЕвпатиюКоловрату в г. Рязани (Слайд 8)

- Ребята, вы узнали памятник? Где он находится? Что вы знаете об этом человеке (после ответов детей рассказать краткие исторические сведения о Евпатии Коловрате)

Единственным дошедшим до нас источником сведений о нем является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Современный вариант этого произведения сложился, как считают исследователи, в конце XIV - начале XV

веков. Между тем, ее основой являются летописные хроники, созданные в XIII веке, непосредственно после монгольского нашествия на Русь в 1237 году.

Согласно данным повести, ЕвпатийКоловрат был боярином и воеводой, состоявшим на службе у тогдашнего рязанского князя Юрия Игоревича.

После того как осенью 1237 г. войска хана Батыя подошли к границам рязанских земель, князь Юрий выслал свои посольства в Чернигов и Владимир, чтобы просить их правителей о помощи.

ЕвпатийКоловрат вместе с княжеским племянником прибыл к Черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу. Летописный источник указывает, что Михаил Черниговский не захотел помогать рязанцам, поскольку те в свое время отказались выставить свои дружины против монголов в сражении на Калке (1223 г).

Не добившись желаемой подмоги, посольство вынуждено было тронуться назад с пустыми руками. Возвратившись домой, они увидели картину страшного разорения. Рязань пала в ночь с 20 на 21 декабря 1237 года после пяти дней осады. Победители ворвались за крепостные стены и устроили в городе кровавую резню, в которой погибло большинство жителей.

Как свидетельствует неизвестный автор Повести, ЕвпатийКоловрат незамедлительно принялся собирать дружину. С отрядом, насчитывающим 1700 человек из числа тех, кого не оказалось в городе на момент осады, он бросился в погоню и настиг арьергард войска Батыя неподалеку от Суздаля. Тяжеловооруженные русские конники в ближнем бою имели несомненное преимущество над легкой кавалерией монгол. Отряды хана Батыя понесли значительные потери, но силы сторон были слишком неравны, чтобы русские могли всерьез рассчитывать на выигрыш в этом сражении.

Они и не рассчитывали. Те, кто шел на верную смерть вслед за Евпатием, которого в некоторых вариантах Повести окрестили Неистовым, вряд ли думали о победе. Их целью была месть за погибших родичей и разорение, учиненное захватчиками.

Несмотря на многократное превосходство в численности, кочевникам пришлось пустить в ход метательные орудия (так называемые «пороки», чтобы остановить продвижение отряда к ставке Батыя. В конце концов, и сам Коловрат, и большинство ратников из его дружины были уничтожены.

Воинская доблесть русских произвела на Батыя колоссальное впечатление. Он был так восхищен их мужеством, что распорядился беспрепятственно отпустить немногих оставшихся в живых членов отряда, и велел вернуть им тело погибшего командира.

По некоторым данным, Евпатий Коловрат был с почестями захоронен в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Так ли это на самом деле, неизвестно. Историки не располагают достоверными сведениями о месте его захоронения.

Но это и не имеет большого значения, ведь имя Евпатия Коловрата – легендарного витязя земли Русской, навсегда останется жить в памяти народа. А теперь я предлагаю вам, ребята, посмотреть небольшой музыкальный клип об этом богатыре земли Рязанской. (Демонстрация музыкального клипа)

- Понравился вам музыкальный клип? Что особенно привлекло ваше внимание? Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось вам более всего?

- Всё может родная земля!Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом (Слайд 9,напоить чистой водой (Слайд 10,удивить своей красотой (Слайд 11, и только защитить сама себя она не может…Поэтому, оставили богатыри завет вам, своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_kn653.pptx | 2331,51 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Наши богатыри» (русские, чувашские, татарские, мордовские) «Наши богатыри» (русские, чувашские, татарские, мордовские) Цель. Формировать представление о героическом прошлом народа, великих богатырях.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Воспитатель: Склярова В. П. Цель: * Формировать.

Конспект открытого занятия «Моя семья» (для учащихся 1–2 классов)Конспект открытого занятия «Моя семья» (для учащихся 1–2 классов) Тема открытого занятия: «Я и моя семья» (для учащихся 1-2 классов) Цели и задачи: 1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения.

Конспект открытого занятия «Пернатые друзья» (для учащихся с ОВЗ). [ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат» Воспитатель: Крылова Евгения Германовна Конспект открытого занятия «Пернатые друзья» Цель:.

Конспект занятия для учащихся с использованием ИКТ «Курение — враг здоровья» (12–16 лет) Конспект занятия из комплекса занятий «Здоровый образ жизни» «Курение – враг здоровья» воспитателя Корепиной М. А. Целевая группа: несовершеннолетние.

Конспект занятия для учащихся 8–9 лет «Налепные украшения из солёного теста» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Юность» г. Белгорода КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (для учащихся 8 – 9 лет) Педагог дополнительного.

Развлечение «Русские богатыри» для дошкольников Цель: воспитание патриотических чувств у дошкольников. Задачи: - Расширять знания детй о государственных праздниках; - Углублять знания.

Сценарий «Русские богатыри». Цель: Расширять представления детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь.

Конспект занятия «Русские богатыри-былинные герои» Программное содержание: Обучающие задачи: сформировать представление о художественных особенностях былины; расширять и обогащать представление.

Конспект занятия «Знакомство детей с былинным творчеством. Русские богатыри» Програмное содержание:познакомить детей содним из видов русского фольклора-былиной. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Русские богатыри» для учащихся 12–16 лет
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 16:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД