Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «С куклой Ирой в гости к сказке»

Ирина Моисеева
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «С куклой Ирой в гости к сказке»

Цели: Коррекционно-образовательные:

1) в игровой форме закреплять понятия «гласные», «согласные» звуки, умение выделять звук И из слов, развивать грамматический строй речи при работе с деформированным предложением, умение находить в предложении слова со звуком И. Продолжать работу над развитием звукового и звукобуквенного анализа слов.

2) Используя занимательные моменты, закреплять знание буквы И в дидактических играх «На что похожа буква И», «Зашифрованные слова», «Выложи букву И из палочек». Учить различать звуки и буквы.

3) Активизировать словарный запас детей по теме «Животные» (со звуком И). Продолжать работу над многозначностью слов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое, зрительное внимание, восприятие, воображение, память детей, мелкую и общую моторику, мимические мышцы лица, пространственные представления при построении буквы.

Коррекционно-воспитательные:

Учить детей внимательно, не перебивая, слушать друг друга.

Оборудование: картины «гласные», «согласные» (по Е. Дзятковской, пособие «Театр звуков», звуковые пеналы, счётные палочки, сюжетная картинка к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», кукла Ира, Дед-Буквоед, предметные картинки «На что похожа буква И» (башни, сидящий клоун, гусеница, сбитые дощечки – В. Волина «Учимся играя», Ю. Школьник, Ю. Золотарёва «Учимся читать» и картинки О. Москвич, схемы с цифрами и буквами и предметные картинки: лиса, кит, сани, пила, мишка, аист, собака, тыква – к игре «Зашифрованные слова», карточки с буквами А, И, игра «Картинки из букв» (аист, пистолет)

Ход: I. Оргмомент. Сообщение темы.

Логопед: - Ребята, в каком городе мы живём? (Иркутск). Какой первый звук в слове? (И). Напомните, какой звук И? (гласный). Почему он гласный? (потому что нет препятствий во рту при произношении и он поётся)

На какой картине (показываются картины «гласные», «согласные») встретим букву, обозначающую звук И.

Мы продолжаем играть с куклой Ирой, со звуком И, с буквой И. Сегодня Ирочка приглашает нас в гости к сказке и к сказочным персонажам.

Раз, два, три – в сказку попади!

II. Работа со звуком И

1. Задание «Угадайте сказку» Ирочка просит угадать сказку, в названии которой есть слова со звуком И:

Сказки просят: - А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас:

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). (Показать сюжетную картинку к сказке)

Какие слова в названии со звуком И? Молодцы, справились.

2. Задание «Распутайте предложение и найдите в нём слов со звуком И»: Иванушка, водица, попить, козье, копытце, из.

Иванушка попил водицы из козьего копытца.

Какие новые слова со звуком И? (водицы, и, из)

Какое здесь слово-предлог? (Из)

3. Звуковой анализ слова.

Иванушка – это маленький мальчик, а как взрослого зовут? (Иван) нашей Ирочке надо выложить кружочками это слово.

Сначала назовём слово по звукам: И. В. А. Н. Сколько звуков в этом слове? (4)

(Один ребёнок работает у доски с «Театром звуков», остальные выкладывают слово на столах из звуковых пеналов):

Сколько звуков в этом слове? Сколько здесь гласных звуков? Сколько слогов? Как узнали? Сколько согласных звуков? Сколько согласных твёрдых? Сколько согласных мягких? (Их нет)

4. Физминутка.

1) Проверка домашнего задания.

А теперь вставайте в круг. Кукла Ира просит вас назвать животных со звуком И: кит, лиса, тигр, зайчик, мишка, крокодил, горилла, бизон, дикобраз, суслик, антилопа и др.

2) Работа над общей моторикой, над мимикой.

Покажите, как бежит хитренькая лисичка? Как зайчик прыгает? Как мишка косолапый передвигается?

Покажите руками пасть крокодила; пасть тигра; как плавает дельфин.

Как сердится тигр? Как боится зайчик? Молодцы. Продолжаем наше путешествие.

III. Работа с буквой И

Ребята, чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышит и произносим, а буквы видим и пишем).

1. Выкладывание буквы И из счётных палочек.

Мы на новой станции. Здесь нас встречает Дед-Буквоед. Представляете, он не верит, что вы знаете букву И.

Давайте ему расскажем, как пишется буква И. Сколько у неё элементов? Как нам надо её написать? (две вертикальные палочки и одна наклонная между ними с правой палочки сверху вниз к левой палочке, наискосок).

Напишите в воздухе эту букву. А теперь выложим её из палочек. Молодцы!

2. Задание на развитие воображения «На что похожа буква И?»

1) А теперь мы Деду-Буквоеду ещё расскажем, на что похожа буква И? (ответы детей)

2) Вот как представляет художник букву И (показ картинок: «клоун сидит», «Башни», «Гусеница», «Сбитые дощечки»).

К сбитым дощечкам поэт Ефим Тарлапан придумал стихи:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек! –Три!

А какая буква? –И!

3. Дидактическая игра «Зашифрованные слова»

Дед-Буквоед заменил в слове все буквы на цифры и открыл только 2 буквы на тех местах, где они стоят в слове. Наша задача – выбрать из картинок ту, которая подходит к этой схеме:

1)

В этом слове 4 буквы. Какая вторая буква? (И). Какая четвёртая буква? (А). Почему они написаны красным цветом? (Это гласные буквы)

(На доске под схемой прикреплены картинки: кит, лиса, сани, пила, мишка)

Какая из этих картинок подойдёт к схеме? (лиса и пила)

Работа над многозначностью

У слова пила 2 значения а) инструмент

б) а ещё что обозначает слово ПИЛА? (можно сказать про девочку: девочка пила сок, компот)

Почему не подойдёт картинка КИТ? (В слове 3 звука, а не 4, нет звука А)

Почему не подойдёт картинка САНИ? (Вторая буква А, четвёртая – И). Что нужно сделать в схеме, чтобы схема подошла к картинке? (Поменять местами буквы И и А)

Выставляется схема к картинке САНИ

Почему не подойдёт картинка МИШКА? (Если дети затрудняются, то предложить посчитать количество звуков в слове: в этом слове 5 звуков, а не 4).

2) Ещё одна схема слова:

Догадайтесь, какое здесь зашифровано слово? (АИСТ)

Правильно, скажите АИСТ это кто? (перелётная птица)

Показывается картинка «АИСТ»

Если дети затрудняются подобрать слово к схеме, то на доску выставляются карточки с буквами и предметные картинки:

По буквам и первым звукам в картинках прочтите это слово: АИ С Т.

Мы прочитали и это слово, молодцы.

4. Дидактическая игра «Картинки из букв»

И ещё для вас Дед-Буквоед задумал задание: из букв слова составлена картинка, изображающее это слово. Вы должны угадать, что нарисовано буквами и найти в картинке букву И.

(Дети определяют в первой картинке, что из букв нарисован аист и находят букву И).

А вторую картинку я покажу вам, а потом вашим мамам. Пусть мамочки угадают, что это за картинка. Только вы им не подсказывайте!

(Мамы угадывают картинку, а дети находят в ней букву И)

Все справились, все молодцы!

IV. Итог занятия

Мы выполнили все задания Деда-Буквоеда. Ура! Вы помогли кукле Ирочке справиться с ними. Нам пора возвращаться из сказки.

С каким звуком и с какой буквой мы сегодня играли?

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «С куклой Ирой в гости к сказке»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 15:48
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...